Если лучшее оставляет желать многого (смысл терапии)

 

Если лучшее оставляет желать многого смысл терапии

Есть ситуации, когда человек, пытаясь достичь желаемого, раз за разом терпит неудачу , и, в конце концов, получает нервный срыв или пролонгированное пограничное состояние  и даже некоторое соматическое заболевание. Почему?
Сильное желание удовлетворить ту или иную потребность, наличие сверхидеи, причём неважно какой, увеличивает, как ни странно, определённые риски нахождения в постоянном стрессе. Сильное желание может являться определённой угрозой для жизни, потому что оно сопровождается эмоциями.

Когда человек долго не может удовлетворить ту потребность, которая является жизненно важной для него, которая составляет некий смысл его жизни, то, кроме всего прочего, такой человек испытывает длительный стресс. 

По этому поводу можно вспомнить теорию функциональных систем, которая основана на идее, что поведение напрямую отталкивается от удовлетворения потребностей. Это не обязательно еда или подобное, это может быть и более сложная потребность, например, желание завести семью и удовлетворить потребность в принятии и любви. 

Такая потребность влечет за собой мотив - побудительную силу, далее принимается решение, а потом составляется план, как достичь желаемого. Потом человек действует и получает тот или иной результат. 

Самое главное - это сравнение результата с тем итогом, который должен быть в результате выполнения плана. Например, если женщина очень хочет выйти замуж и удовлетворить свою потребность в принятии и любви (и ещё какие-нибудь вместе с этим), и ей удаётся познакомиться, но не удаётся выйти замуж, и так повторяется раз за разом, то она, при условии, что потребность остаётся, оказывается в состоянии стресса. 

То есть, на наше эмоциональное состояние напрямую влияет не сам результат, а это сравнение ожидаемого с получившимся на самом деле. 

Если и результат и ожидание накладываются друг на друга "один в один", то мы радуемся, а вот чем дальше результат от ожидания, тем горше эмоциональное состояние, усугубляющееся индивидуальным проживанием этого состояния. Так, некоторые, не добравшие баллов по ЕГЭ, могут покончить жизнь самоубийством, а другие, имеющие те же баллы, радоваться им. 

Эмоциональное состояние очень зависит от личного отношения к ситуации удовлетворения -неудовлетворения потребности. 

Чтобы лучше понимать, от чего мы можем впасть в стресс, нужно учитывать, как устроен наш мозг. Можно представить мозг в виде матрёшки: все части матрёшки одинаково важны на самом деле, и выполняют определённые нужные функции.  

Самая маленькая матрешка - это древний мозг (мозг рептилии), который отвечает за самые простые функции - например, это дыхание или с или учащение пульса. Вторая матрешка, "побольше" - это "старый"  мозг, который ещё называют лимбической системой. Лимбическая система, например, регулирует сон и бодрствование, влияет на обучение, на работу внутренних органов, на обоняние, на эмоции, инстинктивное поведение.  На лимбическую систему человек напрямую влиять не может, но это не мешает этой системе участвовать в довольно сложных эмоциональных состояниях. 

А вот третья матрешка - неокортекс, или кора головного мозга, отвечает за то, что делает человека человеком - за высшую нервную деятельность (речь, письмо, решение задач и, конечно, сознание). И её производные мы можем отслеживать. Именно неокортекс помогает нам подгонять факты под внешнюю логику, оправдывать себя, и делать ещё много вещей, которые поддаются анализу с помощью того же неокортекса. 

По сути,

  •  "новый" мозг, или неокортекс отвечает за мышление и сознание, 
  • «средний» мозг, или лимбическая система, выдает "на гора" эмоции или чувства;
  • и «древний» (рептильный) мозг, отвечает за инстинкты, помогающие выжить(бей, беги, замри и спаривайся).

 Все три системы, конечно, взаимодействуют. Но вот что интересно: каждая из систем по-своему доносит до нас информацию из окружающей среды, например: мы реагируем на интонации благодаря "среднему" мозгу, и верим интонации больше, чем содержанию (содержание помогает усвоить неокортекс)К сожалению или к счастью, наше поведение во многом обусловлено работой древнего и старого мозга. И на них мы, как известно, повлиять не можем. По крайней мере, напрямую, а вот они влияют на нас очень даже). Например, слишком активная работа рептильного (древнего) мозга, как раз и является источником сильного страха или гнева. 

Лимбический мозг, имея тесную связь с эмоциями, периодически входит в некое противоречие с неокортексом, и тогда возникает ситуация, когда "головой я всё понимаю, но чувствую и делаю по-дурацки", ибо как раз лимбический мозг настроен на эмоциональную волну как результат прошлого опыта, что и влияет на нашу жизнь непосредственно. 

Собственно, вся история неудовлетворенных потребностей, и печальных последствий этого не удовлетворения, по-моему, непосредственно зависит от старого мозга. И генеральные стратегии жизни как раз и связаны не с сознательным анализом нового мозга (неокортекса), а с уловками хитрой работы среднего и древнего мозга. Но, поскольку все три системы, как я говорила, связаны - не всё так плохо. Стресс, вызываемый неудовлетворённой потребностью, как раз можно снизить, влияя  через сознание (неокортекс), на работу древнего и старого мозга. 

Нужно понимать, что имеющееся эмоциональное состояние влияет на работу всех систем организма, включая неокортекс, и первая задача - это успокоить лимбическую систему, потому что положительное эмоциональное состояние, так уж мы устроены, во многом по времени короче, чем негативное. Для этого и существует терапия, независимо от подходов - угомонить разбушевавшуюся древнюю и старую структуры мозга, найдя к ним путь через неокортекс. 



Просмотров: 284
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Двухслойное "пироженое", или как удовлетворить потребность
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • А ларчик просто открывался или почему он постоянно "Выносит мне мозг"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Как мозг нас обманывает: "принять на грудь" и обвинЯтельство
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Как перестать это чувствовать?", или о чем кричит душевная боль
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Хватит это терпеть или жизнь "Все плохо"
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • "Болеть или не болеть - вот в чем вопрос", или "Снова о любви".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь