Подготовка к Детскому Саду. Часть 5. Что делать?

 Читайте 1 часть статьи о том, КОГДА лучше начинать ходить в ДС 
https://www.psyoffice.ru/article/138225/
 Читайте 2 часть статьи о том, как можно ВЫБИРАТЬ ДС 
https://www.psyoffice.ru/article/139465/
 Читайте 3 часть статьи о том, К ЧЕМУ нужно адаптироваться в ДС 
https://www.psyoffice.ru/article/144283/
 Читайте 4 часть статьи о том, ЧТО ДЕЛАТЬ ДО выхода в ДС 
https://www.psyoffice.ru/article/144492/

А в этой части статьи мы поговорим о том, чем вы можете помочь своему ребенку в первые недели знакомства с садиком. 

 Чтобы понять, как должны проходить первые дни ребенка в ДС, вспомним теорию обучения. Ведь адаптация – это и есть обучение ребенка новым правилам и нормам, принятым в ДС. Итак: 

Шаг 1. Мастер делает, ученик смотрит. 
Шаг 2. Мастер делает, ученик помогает. 
Шаг 3. Мастер делает, ученик делает вместе с ним. 
Шаг 4. Ученик делает, Мастер помогает. 
Шаг 5. Ученик делает, Мастер смотрит. 

 Только пройдя все 5 этапов, ученик (ребенок), готов делать что-то самостоятельно. 

Остается разгадать загадку, кто же Мастер. Ключевой характеристикой Мастера является отнюдь не знание предмета, а степень привязанности к нему ученика. Потому что без привязанности знания не передаются. Привязанность – это и есть та «трубочка», та связь, которая позволяет нам получать знания, умения и навыки у других людей. 

Мораль: изначально Мастером является мама (или папа, или другой «свой взрослый»). Педагог садика только начинает выстраивать этот контакт, эту привязанность. И через некоторое время (у каждого ребенка и педагога – свое), педагог сможет выполнять функцию Мастера, а мама – спокойно доверить ребенка педагогу. 

 Технически грамотные мероприятия по адаптации ребенка к ДС выглядят так: 

 Шаг 1. Мама водит ребенка в ДС на 1-2 часа и находится с ним в группе.

Мама знакомит ребенка с педагогом. Мама все показывает, рассказывает, объясняет правила и тп. Мама сидит рядом с ребенком и делает все вместе с ним. 

 Тайминг: несколько дней (чем младше ребенок – тем дольше) 

 Шаг 2. Мама постепенно уменьшает свое участие в жизни ребенка в ДС, передавая инициативу педагогу. 

Важно: НЕ другим детям! Педагогу! Безопасность ребенку может обеспечить только свой взрослый! Ваша цель – сделать педагога «своим взрослым», а не подружить ребенка с Катей и Петей! 

В первые месяц-два сосредоточьте свое внимание только на педагоге. Если ребенок почувствует себя в безопасности и будет иметь надежные отношения с педагогом, то с Катей и Петей он подружится сам и без вашей помощи. С другой стороны, ни Катя, ни Петя не обеспечат ребенку поддержку, если «своего взрослого» в ДС он так и не найдет. 

Ребенок строит отношения с педагогом, видя ваше отношение к педагогу. Педагог строит отношения с ребенком через вас.

 Подробнее об этом я уже писала в статье о няне
https://www.psyoffice.ru/article/137136/

Почитайте, там многие мысли применимы к педагогам в ДС и ВЫСТРАИВАЙТЕ ваши отношения с педагогами, если хотите, чтобы вашему ребенку было хорошо. 

Передавая инициативу педагогу, мама постепенно перемещается сначала в дальний угол группы и уходит из контакта с ребенком в чтение книжки, потом, предварительно договорившись с ребенком и педагогом, уходит сидеть в раздевалку, потом (опять же по предварительной договоренности) – уходит в магазин (или куда вам нужно). 

 Важно по-прежнему соблюдать небольшое количество часов (2-3), возвращаться заранее или как минимум вовремя, частенько приносить ребенку листочки-цветочки-камушки-вкусняшки и рассказы о том, как вы о нем думали и скучали. 

 Как помочь ребенку пережить расставание, хорошо написано в статье О. Туркиной «Тысяча и один способ перекрывать разделение» https://vk.com/wall-149132003_48 

 Тайминг 2 шага – от нескольких недель до нескольких месяцев, если ребенок очень маленький и в принципе не готов к ДС. Да-да, звучит страшно, я понимаю, но лучше медленно, но верно, чем побежать вперед, получить психологическую травму и нервный срыв, а потом долгие годы разбираться с последствиями для всех участников. 

Свидетельство того, что можно переходить на следующий уровень – это устойчивое, спокойное и уравновешенное самочувствие ребенка «здесь и сейчас»! 

 При возникновении трудностей лучше обратиться за индивидуальной консультацией. В том числе если вам нужно «быстрее», если ваш ДС не разрешает проводить мягкую адаптацию и тп. 

 Шаг 3. Постепенно увеличивать количество часов, которые ребенок проводит в ДС. 

Часто родители совершают ошибку, пытаясь увеличить количество часов на 1 или 2 шаге. Из-за этого ребенок уходит в срыв и регрессирует в адаптации. Увеличивайте количество часов постепенно, согласовывая это не только с педагогом, но и объясняя ситуацию ребенку заранее! 

Рассказывайте, какие новые действия в садике предстоят ребенку в связи с увеличением времени. Объясняйте, какие ритуалы и правила связаны с этими действиями. Проговаривайте, после какого события вы придете его забирать. 

 Тайминг: обычно 1-2 месяца. Однако опять же помним, что возраст до 2,5 лет и травматичная личная история могут сильно изменить эти цифры. 

 Внимание! Если вы сложите тайминги первых 3 шагов, то в самом чудесном случае у вас получится 2 месяца. В "реалистичном" - 3.
В нормальном - до полугода.

Поэтому, дорогие мамы, начинайте водить ребенка в ДС минимум за 2-3 месяца до выхода на работу! Не стремитесь до последнего сидеть с ним дома! Лучше заранее начать бережную адаптацию, чем потом буквально "выбрасывать птенца из гнезда".

 Шаг 4. Ребенок уже ходит в ДС на полный день, но долго он не выдержит такой нагрузки.

Чтобы ребенок не начал "уходить в болезнь" ради спокойного домашнего отдыха, лучше давать ребенку раз в неделю просто так побыть дома/с бабушкой/с кем-то еще из «своих взрослых». 

Вы можете делать это на регулярной основе или по запросу ребенка в заданных рамках (например, 1 раз в неделю в определенный день).

Некоторые родители думают, что подобные «вольности» навредят будущей дисциплине в школе, однако это не так. При правильном использовании такие «выходные по запросу» формируют у ребенка личную ответственность, умение прислушиваться к своему организму и заботится о нем. 

Если вы не можете обеспечить своему ребенку отдых среди рабочей недели, обязательно разгрузите выходные и сделайте их для малыша максимально «домашними» и «ленивыми», без забегов по гостям и магазинам. Постарайтесь побыть с ребенком в этом его «ленивом» режиме: поиграть, поговорить, почитать, пообнимать и позаботиться.

 Разумеется, важно не нагружать ребенка кружками и секциями. Особенно в первый год-полтора после начала посещения ДС.

 Тайминг: до 7 лет :) 

 P.S. Про «ленивые» выходные при пятидневной рабочей неделе: 

Я совсем не сторонница идеи о том, что женщина должна быть всемогущим киборгом и успевать делать все (работать, вести хозяйство, заниматься детьми и мужем, иметь подруг и хобби, а также прекрасно выглядеть и всегда быть в хорошем настроении). 

Я знаю историю развития общества, которая говорит о том, что никогда раньше женщина не воспитывала детей в гордом одиночестве. Поэтому я считаю, что важно привлекать к этому процессу все доступные ресурсы, в том числе ПАП, родственников, друзей, государственные и негосударственные учреждения и даже (о ужас!) помощниц по хозяйству и нянь! 

 Про последних и очень важных для меня людей написан цикл из 2 статей, который начинается здесь https://www.psyoffice.ru/article/137136/


 P.P.S. Про садик: 

Я знаю, что мы живем в неидеальном мире, в котором есть масса враждебных к семьям ДС, которые не пускают родителей даже на порог, не говоря уже о том, чтобы терпеть их присутствие в группе во время адаптации ребенка. 

Однако я не зря писала статью о ВЫБОРЕ ДС https://www.psyoffice.ru/article/139465/ и очень надеюсь, что родители начнут выбирать садик активно, а не пассивно, как это было раньше. И будут интересоваться сутью происходящего с ребенком в группе и отношениями педагогов с детьми, а не внешним видом садика, качеством его ремонта и красотой детской площадки. 

А главное - я верю в искусство коммуникации своих читателей и в вашу способность договариваться с администрацией ДС на нужные вам условия. А также в вашу мудрость подстроиться самим и подготовить ребенка, если существующую в ДС практику адаптации изменить нельзя. 

Как обычно, спасибо вам, что читаете, приходите на консультации и вообще всячески поддерживаете мою деятельность 

Большое спасибо Ирине за рецензирование этого цикла! Ты сделала его приземленнее, конкретнее и полезнее! 

Я буду рада ответить вопросы, отзывы и предложения в комментариях  



Просмотров: 276
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Шаг к мечте или О том, как важно быть самим собой
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Мама, купи! Или что делать, если вы не можете спокойно заходить в магазин с ребёнком.
  • О чем молчат подростки...Часть 5: о том, что им нужно ваше внимание, родители!
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 3
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 2
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 1
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Что делает препятствия непроходимыми? Или о том, как переживать непростые чувства
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь