Заметки психолога в системе образования

Итак, уже четвертый год в трудовой книжке значится «педагог-психолог». На данный момент работаю в техникуме, параллельно продолжая обучение на второй ступени гештальт-подхода и совершая шаги в частной практике.

Давайте сразу проясним, что эта статья не будет нытьем в стиле «невозможно работать, просят много, платят мало, перспектив нет» и так далее, этого «добра» в Сети навалом. Разумеется, ограничения есть, куда без этого. Но мне здесь хочется поделиться моментами и находками, которые являются основными и значимыми на моем пути становления психологом-практиком. Возможно, будет интересно тем, кто только планирует окунуться в этот океан, под названием «практическая психология».

Как сейчас помню своего первого клиента. Акустика в учреждении была прекрасной, и фраза «может тебе к психологу?» была слышна через дверь кабинета очень хорошо. Вышел, сам пригласил и понеслось…

Наивности и очарования после факультета психологии было вагон. «Я - психолог!» Почему-то в голове была фантазия, что будут приходить девочки и жаловаться на несчастную любовь. И знаете что? Ни разу ничего подобного не было. Приходили люди с действительно глубокими проблемами. И их действительно не с кем было обсудить или просто поделиться на худой конец. А возможность поделиться переживаниями, увидеть и почувствовать заинтересованность другого уже целебна. 

Рад, что на этом этапе хватило мозгов не пуститься в экспериментирование различными психотехниками. Вроде как даже удалось сохранить человечность. И уже затем, ретроспективно, вынес очень важный момент. Что можно назвать себя психологом. И сказать об этом человеку. И высидеть время полноценной консультации. Думаю, со мной согласятся многие — в начале практики это жутко страшно. Тут я даже рад, что клиенты мне не платили, думаю, ужаса и стыда было бы на порядок больше :)

Здесь еще какой-то простой и трогательный для меня момент: школьники и студенты хорошо умеют прощать. А в выражении чувств могут быть хоть и не очень умелыми, но весьма искренними. Об этом моменте всегда думаю с теплом и благодарностью. В начале практики стыда и так до черта, а если еще и ошибся, с чем-то обошелся неаккуратно, что задело клиента, и сам это заметил — совсем караул. Главное здесь — не убежать. Хотя бы физически, да. Не думаю, что ко мне ходили, потому что я был «знатоком человеческих душ». Мне чаще возвращали, что у меня получается относиться по-человечески, непредвзято. Для меня было открытием, что этого бывает достаточно. Хотя амбиции были не в восторге, хе хе. Ну что поделать, опыт, опыт :)

Еще один ресурс при работе с детьми в образовании — вас, скорее всего, не обойдут групповые виды работы. Какие-то просветительские встречи, уроки, тренинги, может дисциплину какую дадут, неважно. И вот перед вами порядка 30 человек, и с ними надо что-то делать. Основной момент для психолога (да и для любого преподавателя вообще) — это профилактика неадекватности и напыщенности. Еще раз — дети весьма искренни и открыты. И если вы ведете себя как кретин, о, они вернут. В 30-кратном объеме. Это уже более взрослое новообразование — затаить обиду. Дети в группе дают мгновенную обратную связь. И здесь весьма легко озлобиться, сам попадал в эту ловушку. Поначалу было весьма тяжело корректироваться, и сложнее всего, наверное, было обходиться со своей злостью. Но, как мы знаем, человек в искренней и продуктивной злости может быть весьма красив, так что пришлось осваивать и эту часть. О чем, собственно, тоже не жалею.

Еще один значимый момент — профилактика чувства всемогущества. Для вчерашнего выпускника с дипломом психолога и кучей энтузиазма столкнуться с ограничениями работы с несовершеннолетними в системе образования было сродни катастрофе. Как??? Как родители не хотят менять свой уклад жизни??? Как классный руководитель не понимает??? Ну и так далее :) Сейчас об этом вспоминаю с улыбкой, но тогда это казалось страшно возмутительным и несправедливым. Я же знаю, как правильно! Я же книжки умные читал, Выготского там, Эльконина…

Отсюда вынес еще важный урок — работа в рамках существующих ограничений. Ограничения, рамки — часть объективной реальности. А переть против реальности — себе дороже. На нее можно обижаться, быть несогласным, но реальности-то глубоко плевать, она просто есть. И другой нет. И тут очень смешной и тонкий момент. Можно очень сильно разозлиться на родителей ребенка, на учителей, на здоровье, что угодно, за то, что, внимание, они все мешают мне подводить клиента к моей картине мира! А не работать с ним, и адаптировать его к его реальности. Тоже такое себе осознание, не из приятных. Но заземляет — ух!

Разумеется, можно много дискутировать об отечественной системе образования, и как в ней работается. Но, как мне кажется, для психолога это прекрасный старт. Очень много людей, все разные, с разными историями, разными ситуациями — практикуйся ради Бога! Психология — это про отношения, отношенческого опыта будет вагон. А если есть много страхов оказаться в свободном полете, то чего у системы образования не отнять — так это жесткой структуры. А это сразу позволяет снять с себя много ответственности) Главное, не привыкать сильно, затягивает.

Буду честен. Для меня работа в системе образования — ни разу не предел мечтаний. И сложностей хватает. Но завтра я не уволюсь. И с кем-нибудь поругаюсь. И чем-то буду недоволен. Но еще какое-то время точно поработаю :)

Спасибо, что были со мной в этом путешествии! Для меня это был важный опыт пересмотра и структурирования пройденного пути. Надеюсь, что найдутся те начинающие психологи, кому мои открытия помогут с чуть большим оптимизмом взглянуть вперед.

До новых встреч!



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психолог общается с Духами? А что, так можно было??!...
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Богат «по собственному желанию». А что, так можно было?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь