Детская агрессивность - разбираемся в причинах и помогаем устранить

Тему детской агрессивности популярные статьи и книги зачастую упрощают настолько, что агрессивность выглядит едва ли не дурной привычкой. “Дерут его дома, вот он в садике кулаками и машет!” - резюмируют не особо подкованные в детской психологии воспитатели детских садов или бабушки у подъезда. “Некому его на место поставить, никто не покажет, что на его кулак другой кулак всегда найдётся”, - утверждают другие взрослые. А как же выглядит детская агрессивность, когда ребёнок оказывается в кабинете психолога? И что с ней, с этой агрессивностью, делать?

 

Ребёнок может стать агрессивным, если:

  1. Он ребёнок растёт в агрессивной среде.

«Меня драли, и я его буду драть», - вот девиз многих семей, в которых растут агрессивные дети. Налицо семейный сценарий, предполагающий унижение и запугивание любого, кто слабее тебя. А, как известно, униженный унизит, побитый – будет бить сам.

В этом случае требуется системная помощь – работа со всей семьёй, разъяснение, к чему может привести агрессия как привычная реакция на любую сложную ситуацию. В идеале – индивидуальная коррекционная работа с родителем-агрессором. И параллельно – обучение ребёнка формам поведения в трудных социальных ситуациях.

Семейная агрессия может быть не только открытой, физической, но и скрытой, эмоциональной. Дети, над которыми насмехаются, иронизируют, также могут проявлять физическую агрессию в среде сверстников. Ребёнку до 7-10 лет сложно отвечать на эмоциональную агрессию подобным же образом, вот он и разряжается физически.

В этом случае также необходима работа с семьёй. Родители должны понять, что эмоциональная агрессия – это тоже агрессия, которую ребёнок обязательно отреагирует, дома или вне дома.

Агрессивная среда может быть не только родительской, но и детской. Мне приходилось работать с детьми, которые росли в таких условиях, что много времени проводили в детских компаниях (общежития, дворы, где дети с ранних лет много времени проводят на улице, со сверстниками или в разновозрастной компании). В таких компаниях дети часто копируют стиль поведения лидера, зачастую не самый положительный.

Помощью ребёнку может быть, во-первых, то, что взрослые обратят на детей внимание, помогут им организовать игры, разрешать конфликты без драк. Во-вторых, обучение таким формам поведения, которое не предполагает драк.

Я бы отнесла к агрессивной среде просмотр агрессивного телевидения. В тех семьях, где родители смотрят фильмы, включающие сцены насилия, дети также считают агрессию вполне приемлемой формой поведения. При этом родители могут быть милыми и воспитанными людьми.

 

  • Ребёнок растёт в холодной среде, не удовлетворяющей его эмоциональные запросы.
  • Действительно, нередко приходится наблюдать агрессивных детей в семьях, где родители, а зачастую – одна мама, настолько заняты собой, что ребёнок остаётся в психологической изоляции. С ним не играют, не гуляют, не поют песенок, а ему этого так надо! И эта вот внутренняя неустроенность, пустота нередко переплавляется либо в закрытость, апатию, либо в аутоагрессивное поведение, либо, чаще всего, в агрессию.

    Такие дети проявляют агрессию не только в детском коллективе, но и в семье. Часто мамы ведут к психологу детей с жалобами на то, что они могут ударить бабушку или саму маму, пнуть кошку. Такие дети даже внешне выглядят неприкаяными.

    В том случае, если маму удаётся повернуть «лицом к ребёнку», агрессивные формы поведения часто сходят на нет довольно быстро.

     

  • У ребёнка есть нарушения со стороны центральной нервной системы.
  • Если мы имеем дело с детьми, то нельзя забывать, что агрессия может быть симптомом нарушения работы центральной нервной системы. В этом случае лучшая помощь ребёнку – вовремя обратиться к психиатру или неврологу.

     

    Стоит это сделать, если:

    - ребёнок в драке проявляет жестокость, «белеют глаза и губы», «как будто перестаёт видеть и слышать»;

    - ребёнок словно копит в себе злость, а потом неожиданно «взрывается» из-за пустяка;

    - ребёнок проявляет агрессию, направленную на себя – бьётся головой, кусает, царапает руки.

    Причин детской агрессии может быть немало, одни из них – легкоустранимы, с другими приходится работать долго и трудно. Но любой ребёнок, проявляющий словесную или физическую агрессию, нуждается в помощи.

    Независимо от причин, по которым ребёнок проявляет агрессивность, задача психолога, педагога, родителя - показать ребёнку, как его поведение выглядит со стороны, обучить его другим формам поведения, показать возможные последствия постоянных драк и склок со сверстниками. Хорошим помощником в такой коррекционной работе может стать сказка. Например,такая:

     

    МЕДВЕЖОНОК-ЗАДИРА

    Жил-был медведь, медведь как медведь, с какой стороны ни посмотреть. Спереди посмотреть - голова большая, лобастая. И пасть зубастая, ужасная! А ещё  пара зорких глаз, совсем как у меня и у вас. И мокрый нос, как у медведя-папы. Сильные, крепкие лапы с когтями. В общем, понимаете сами - обычный такой медведь, любил не говорить, а реветь голосом страшно ужасным. Любил в воде поплескаться, побегать, поиграть и подраться.

    А что ж не подраться? Медведь хоть и маленький, меньше старшего брата, меньше мамы и папы, но есть же крепкие лапы! И зубы тоже есть, и не только для того, чтобы ими есть, но и для того, чтобы цапнуть обидчика или того, кто случайно на пути оказался, чтобы не забывался, не зазнавался, а медвежонка нашего опасался.

    Так вот, в понедельник перешёл медвежонку тропинку лось, и нашему задире вдруг захотелось ударить лося лапой, пусть не будет растяпой! И не ходит там, где ходит медведь!

    А во вторник захотелось ему зареветь на волчонка. Показалось, что тот засмеялся вдогонку Медвежонок того попытался догнать, но удалось волчонку удрать.

    Зато в среду, ещё до обеда, медведь волчонку за всё отплатил - как следует поколотил. За что отплатил? Ну, не вспомнил медведь. Но волчонок своё получил!

    В четверг поцарапал другого медведя. Просто так, от дурного настроения. Как царапнул изо всех сил! Правда, и сам получил царапину на носу.  Подумал, что так бывает, и если ты готов ввязаться в бой, то потом не ной, что и сам получил.

    В пятницу медвежонок наш загрустил. Он бы того медведя простил, всё-таки друг, хоть и подрались слегка. По лесу бродил, дал зайцу щелчка, сгоряча пнул ежа, ужасно больно уколол лапу, плакал, звал маму и папу. Грозился ежу отомстить. И продолжал грустить.

    В субботу медвежонку совсем стало грустно. Загрустишь, если кругом пусто! Во всём лесу - ни души, хоть зови, хоть ищи. Опять поплакал немного, так стало ему одиноко.

    Хорошо, прилетел на подмогу филин. Но это было уже в воскресенье. “Придётся просить прощенье! - сказал филин строго, - Давай позовём сороку, она по лесу летает, новости разносит. Вот мы её и попросим, чтоб она передала, что ты просишь прощенья у всех без исключения. У лося, волчонка, того медвежонка, ежа и зайчонка, что ты за неделю успел обидеть. Она всех увидит и скажет, что ты сожалеешь. И просишь прощения за своё неуважительное поведение. От которого нет никакого проку”.

    Так и сделали -  позвали сороку, всё ей сказали. И долго ещё обсуждали, как жить, чтобы тебя уважали, а не боялись. Чтобы тебя любили, с тобой дружили. В общем, всё обсудили. Стал медвежонок меняться, меньше драться-ругаться, спокойно общаться, дружить, в мире с другими жить.

     



    Просмотров: 246
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребёнок разговаривает только дома: что с ним такое? Об элективном мутизме.
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь