Из истории развития детской психологии

Автор статьи: Татьяна Колчина

В настоящее время не возникает сомнений в важности периода детства в развитии личности.

Как и многие направления современной психологии, детская психология уходит корнями в психоаналитическую теорию, основоположником которой является З.Фрейд. Психоанализ создавался на основе опыта лечения взрослых пациентов. В ходе терапии взрослых делались выводы о раннедетских стадиях и их значении для психического развития личности.

Пионерами детского психоанализа стали Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

А. Фрейд говорила, что ре­бенок не менее взрослого может страдать и нуждаться в помощи. Она утверждала, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным и незащищенным существом. А.Фрейд считала, что вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациен­та, аналитик должен направить свое внимание туда, где «разыг­рываются невротические реакции», то есть на домашнюю среду, окружающую ребенка.

Д.Винникот, А.Майер, Э.Эриксон, А.Адлер и многие другие внесли свои идеи в понимание детской психики и развитие детской психотерапии.

В 1960-е годы английский психиатр и психоаналитик Дж.Боулби описывает феномен привязанности. Он впервые точно описал явление, с которым сталкивались многие ученые, исследователи детской психики.       

В теории привязанности Дж.Боулби выдвинул идею о потребности или, даже точнее, жизненной необходимости ребенка в эмоциональной связи со взрослым, прежде всего с матерью. Боулби утверждал, что именно эмоциональная связь с матерью выступает как главная движущая сила в развитии младенца.

Теория привязанности обращает внимание не на изучение внутренних психических структур ребенка, «а на нечто, что находится в пространстве между матерью и ребенком в их взаимодействии. Точнее сказать, в том «ответе», который ребенок развивает на отношение к нему матери. Дж.Боулби и вслед за ним М.Эйнсворт и другие исследователи ввели в психологию положение о том, что истоки нарушения функционирования психики ребенка лежат в нарушениях системы его наиболее значимых социальных связях, в характере того «эмоционального эластичного троса», который связывает мать и дитя"[1].

Теория привязанности, изменившая представление о ранних этапах развития ребенка, утверждает, что с самого рождения младенец является активным участником построения эмоциональной связи с взрослыми, прежде всего с матерью. Эта идея получила широкое экспериментальное подтверждение и стала основой для дальнейшего развития детской психотерапии.

 

 

 

[1] Симоненко И. Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка – Курск, КГМУ, 2014



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Этапы развития детской психики
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Работа с матерью в детской психотерапии
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Взгляд аналитической психологии Карла Густава Юнга на развитие детской психики
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Связь детской психологии и работы со взрослыми в психотерапии
  • Развитие привязанности у ребенка
  • О детской привязанности
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Об основах детской привязанности или "История воздушного шарика"
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • «Жестокость – это то, что я знаю лучше всего». Воспитание матерью - нарциссом. Рецензия на фильм.
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь