Этапы развития детской психики

 Этот текст навеян моей практической работой с детьми и их родителями. Основной способ взаимодействия детей и родителей – это воспитание. Воспитание – это определенные нормы и правила, которым родители хотят научить своих детей. И хорошо бы понимать, что в этом процессе нужно помнить о возможностях и ограничениях детей и взрослых. И вот, благодаря научным взглядам умных коллег, и других умных людей, и особенно детям и для себя определила важные особенности развития психики, на которые опираюсь в работе с детьми. И это один из возможных, и я бы даже подчеркнула, очень узких взглядов на развитие психики и становление ребенка.

 Психика – это процесс взаимодействия с внешним миром, через эмоции, действия, мысли. Эти три простых и понятных слова, эмоции, действия, мысли, рядом с нами на протяжении нашей жизни, от рождения до смерти.

 И человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. А вот уже только потом появляются действия и мысли.

Эмоции первичны и спонтанны. Мы ими управлять не можем. А как бы нам этого хотелось, увы, нет  – это наш ответ на то, что нас окружает вокруг.

А вот действиями и мыслями мы можем управлять и контролировать. Подбирать мягкую и комфортную форму наших эмоций, следовать правилам и нормам.

И для того, чтобы этому научиться нужно пройти определенные этапы развития, которые уже нам подарила природа по праву рождения.

 Так вот, исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:

  • Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Похоже, он обогащается от поколения к поколению новыми способами выживания. Там хранится информация, накопленная нашими предками, и мы уже с ней рождаемся. Точно каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.
  • Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Это уже то, что мы можем развивать. Зависит это от условий и наших физиологических особенностей (тин нервной системы, строение тела, способ восприятия мира, и т. д.). Каждый человек рождается с задатками конкретных способностей.
  • Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причино – следственные связи, делать анализ и выводы.

 И, вот каждому человеку нужно пройти исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта.

 Развития психики по А.Н. Леонтьеву:

 

Стадии развития психики

 

Тип среды/содержание отражения

 

Форма отражения (чувствительность[1])

 

Форма поведения (раздражимость – возможность  реагировать[2])

 

Элементарная сенсорная 

Предметная среда/отражение свойств

Ощущение

Инстинкт (безусловный рефлекс), условные рефлексы лабильны

Перцептивная

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы)

Чувственный образ и образная память

Навык (условный рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)

Интеллект

Отношения между предметами

Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия

Интеллект (мышление в действии):

1) двухфазность

2) функциональное использование орудий

3) инсайтное поведение

 

1. Чувствительность/отражение имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать”— значит реагировать, прежде всего двигательно. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении.

2. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

 

 

Вот здесь, в этом месте очень уместен вопрос: Что нужно для развития психики?

 А вот для этого нужны опреденные:

Факторы:

  • Социальный.
  • Биологический.

 Условия:

  • Собственная активность человека, интерес к познанию окружающего мира.
  • Благоприятная среда для обучения и воспитания. Благоприятная среда – это когда комфортно и спокойно.

  Противоречия, которые являются движущей силой:

  • Между потребностями и внешними обстоятельствами
  • Между новыми возможностями и старыми формами действия
  • Между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками
  • Между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения

 А дальше еще интереснее, ведь каждый процесс развития, т.е каждый этап имеет постоянную структуру: адаптация, становление, интеграция.

 Известно, что каждый человек уникален. И вот, что получается: конкретный человек имеет свои индивидуальные этапы развития психики, которые базируются на исторических и природных механизмах и процессах.

 Этапы развития психики ребенка

 

Этапы развития

Возраст, годы

Действия

Эмоции

Мысли

Новорожденный

0 – 2 мес

Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией.

Удовлетворение, голод

Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения телесные и вкусовые

Младенчество

2 мес – 1

Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими.

Удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление

Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей

Раннее детство

1 – 3

Познание свойств предметов, через подражание взрослым. Начало самостоятельной игры и познания мира.

Простые эмоции: радость, раздражение, испуг, грусть любопытство, отвращение (сигнальные – быстрая оценка ситуации на впечатление)

Появление условных рефлексов. Выработка навыков. Появление сенсомоторного интеллекта и эмоционального. Начало формирования силы воли.

Детство

Дошкольный

3 – 7

Игра. Появляется воображаемая ситуация в игре. Ролевые и сюжетные игры. Стремится делать не то, что может, а то, что видит и слышит.

Простые эмоции (коммуникативные, симпатия, взаимопонимание). Первые впечатления от ситуации. Начало формирования личности ребенка. Первый опыт адаптации в коллективе.

Появление символического интеллекта и наглядного мышления. Формирование системы операций, выполняемых в уме, с обязательной опорой на внешние наглядные данные. Концентрация на одной стороне события.

Младший школьный

7 - 11

Учеба, как самостоятельная, деятельность. Появление первых обязанностей.

Смешанные эмоции

Формирование логического мышления. Стадия конкретных операций. Появление первых логических связей, основанных на эмоциях и впечатлениях. Формирование собственной мотивации.

Подростковый

11 – 16

Первая ориентация на взрослую жизнь. Появление своих устойчивых интересов. Процесс полового созревания.

Развивается способность проживать разные эмоции без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены (контенирование)

Формирование формально-логического интеллекта. Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.

Юность

16 - 22

Начало формирования зрелости. Обретение уверенности в себе, как личности определенного пола. Период проб и ошибок. Первые шаги отсоединения от семьи и возвращения.

Формирование моральных, эстетических интеллектуальных чувств

Формирование комплексного процесса осмысления операций

 

Вывод: психика ребенка физиологически завершает свое основное развитие к окончанию периода «Юность». Человек готов осознанно принимать взвешенные обдуманные решения и брать за них ответственность. Здесь есть важный момент: ребенок прошел каждый этап развития в сопровождении взрослого, который его обучал, как это делать. Возможно, человека этому не обучали, тогда ему нужно найти себе мудрого наставника и проделать самостоятельную работу по своему саморазвитию.

 

Литература:

Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Гиппенрейтер Ю.Б.Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.

Сидоров П. И., Парняков А. В. - Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зависимость, контрзависимость, независимость и этапы развития психики
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Между жалостью и жестокостью: Уровни развития психики
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Установка, как предсознательный уровень развития психики
  • Что это: манипулирование или знание особенностей человеческой психики
  • Баланс принятия и ограничения как основа гармоничного развития психики
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Защитные механизмы психики, что это?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Простые техники на каждый день для развития женственности
  • «Мысли материальны, это доказано квантовой физикой!» Я поговорила с физиком и вот что он мне рассказал
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь