Психология общих способностей



9 страница


ляются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: по-  

скольку успешность выполнения этих субтестов в наибольшей степени корре-  

лирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически  

(см. раздел лПсихогенетика общих способностей»), то скорее всего скорость  

накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.  

 

Особняком стоит субтест лСходство». Результаты его выполнения говорят  

о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. Оцен-  

ки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения в  

большей мере детерминирована лтекучим» интеллектом по Кэттеллу, нежели  

успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.  

 

Субтест лАрифметический» диагностирует не только успешность решения  

вычислительных задач, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты  

его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются  

при старении.  

 

Субтест лПовторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интел-  

лектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня  

активного внимания. Включение этого субтеста в шкалу Векслер обосновывал  

его диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в пря-  

мом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старе-  

нии ухудшается незначительно, обратное Д несколько значительней.  

 

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов  

(интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста лСло-  

варный запас», поэтому его часто используют в качестве лточки отсчета» при  

анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д. Векслера.  

 

Невербальная шкала, или лшкала действий», состоит из 5 субтестов.  

 

7. Шифровка (или Цифровые символы): является вариантом теста на кодо-  

вые замены. Испытуемый должен написать под каждой цифрой (всего 100) соот-  

ветствующий символ за 1,5 минуты. На бланке приводится лключ»: под каждой из  

9 цифр нарисован определенный символ. Диагностируется зрительно-моторная  

скорость. Оценка успешности определяется числом правильно зашифрованных  

цифр.  

 

8. Недостающие детали (или Завершение картинок): состоит из 21 кар-  

точки, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью, и диагности-  

рует зрительную наблюдательность, а также способность выявлять существен-  

ные признаки. Время решения одной задачи Д 20 с. Правильный ответ оценива-  

ется 1 баллом.  

 

9. Конструирование блоков (Кубики Косса): 40 заданий. Включает набор  

карточек с красно-белыми чертежами и набор красно-белых кубиков. Испытуе-  

мый должен, глядя на образец, собрать изкубиков картинку. Диагностируются  

двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время  

решения.  

 

10. Последовательные картинки: 8 серий картинок. Каждая серия пред-  

ставляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной после-  

довательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностиру-  

ются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстрапо-  

ляции. Оценка определяется правильностью и временем решения.  

 

11. Сборка объекта (Складывание фигур}: 4 задания. Испытуемый должен  

собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры лче-  

ловек», лпрофиль», лрука», лслон»). Диагностируется способность к синтезу цело-  

го из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.  

 

В целом невербальная шкала диагностирует не только знания, но и способ-  

ность индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружа-  

ющего мира, зависящую от опыта деятельности.  

 

Первоначально Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект больше  

зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых  

исследований опровергли эту гипотезу.  

 

Наиболее комплексным (принадлежность его к этой части теста весьма  

условна) тестом невербальной шкалы является лШифровка», диагностирующая  

свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быст-  

ро ухудшаются после 40 лет.  

 

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы  

считают лКубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест лСборка объек-  

тов».  

 

Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомотор-  

ной координации, между тем как результаты по тестам лНедостающие детали»  

и лПоследовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей  

мере определяются когнитивными способностями. По мнению Векслера, успеш-  

ность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружа-  

ющей среды и приобщенностью к культуре.  

 

Итог проведения теста во многом зависит от того, какие складываются отно-  

шения между психодиагностом и испытуемым.  

 

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания  

большинства вербальных субтестов (а также лКубики Косса») предназначены  

для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не  

 

подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии,  

то ему предъявляются первые задания.  

 

Процесс интерпретации результатов выполнения части вербальных тестов  

не полностью алгоритмизирован и предполагает активное участие эксперимен-  

татора.  

 

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях:  

 

1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невер-  

бального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испыту-  

емыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная  

интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за  

поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической ин-  

формации.  

 

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных лсы-  

рых» оценок по каждому субтесту. Затем лсырые баллы» по соответствующим  

таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. лСы-  

рые» оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют, а затем  

находят по таблицам соответствующие показатели общего, вербального и невер-  

бального IQ (см. табл. 7).  

 

Таблица 7. Классификация IQ-показателеи по Векслеру  

 

IQ-показательУровень интеллектуального развитияПроцент выявления (по выборке 1,7 тыс. лиц от 16 до 64 лет)  

130 и вышеВесьма высокий интеллект2,2  

120-129Высокий интеллект6,7  

110-119лХорошая норма»16,1  

90-109Средний уровень50,0  

80-89Сниженная норма16,1  

70-79Пограничный уровень6,7  

69 и нижеУмственный дефект2,2  

 

Дополнительным является индекс возрастного снижения интеллекта. Со-  

гласно данным Векслера, все субтесты его батареи делятся на две группы: основ-  

ные, успешность выполнения которых мало зависит от возраста, и субтесты, ре-  

зультаты выполнения которых ухудшаются с возрастом.  

 

К первым он отнес: лСловарный», лОсведомленность», лСоставление фигур»,  

лОбнаружение недостающих деталей», ко второй группе Д лВоспроизведениие  

цифр», лОбнаружение сходства», лШифровка» и лКубики Косса».  

 

 

 

коэффициент возрастного снижения интеллекта (DQ) равен:  

 

ТНР - ТПР  

 

DQ=  

 

-х 100%,  

 

ТНР  

 

где ТНР Д показатель по субтестам с неизменными результатами, ТПР Д пока-  

затели по тестам с переменными результатами.  

 

При анализе профиля выполнения субтестов используется ряд дополни-  

тельных индексов.  

 

Важнейшей характеристикой является показатель разброса баллов, полу-  

ченных испытуемыми за выполнение каждого субтеста:  

 

Si Xi - X|  

 

1 =  

 

11  

 

ЕХг  

 

где Хг Д балл за выполнение отдельного субтеста, а Х =  

 

11  

 

Наиболее часто употребляется коэффициент словарного разброса: разница  

между шкальной оценкой данного субтеста и оценкой по субтесту лСловарный  

запас». Значение баллов по этому субтесту, как правило, всегда выше, чем по  

другим, поэтому за исключением редких случаев отклонение является величи-  

ной отрицательной.  

 

Алгебраическая сумма этих отклонений называется лсложным словарным  

разбросом»: его величина также почти всегда отрицательная. Оценка по субте-  

сту лСловарный» наиболее показательна для общего интеллекта и относительно  

стабильна при нарушениях адаптации индивида к среде.  

 

Реже используют индекс модифицированного среднего разброса Д разницу  

между оценкой любого вербального субтеста и оценкой всех остальных вербаль-  

ных субтестов (кроме субтестов лЧисловые ряды» и лАрифметический») или  

баллом любого невербального теста и средней оценкой всех остальных невер-  

бальных тестов. Эта оценка отражает связь достижений испытуемого в отдель-  

ном субтесте с центральной тенденцией его достижений в остальных субтестах.  

 

Иногда используют показатель лсреднего разброса» Д разницу между оцен-  

кой по одному из субтестов и средней арифметической оценкой всех субтестов  

(кроме субтестов лАрифметический» и лЧисловые ряды»). Этот показатель от-  

ражает отношения отдельных достижений субъекта к центральной тенденции  

всех достижений. В медико-психологической практике вычисление этих показа-  

телей используется для уточнения диагноза. Например, считается, что значитель-  

ная величина отрицательного словарного разброса является показателем психо-  

за, в частности, преобладание отрицательного словарного разброса в невербаль-  

ной части Д показатель депрессии, а резкое снижение уровня выполнения  

вербальных тестов относительно балла по субтесту лСловарный» является при-  

знаком прогрессирующего шизофренического процесса и т. д.  

 

При индивидуальном тестировании используются более тонкие интерпрета-  

ции диагностического профиля по тесту Векслера.  

 

Оценки по шкале Векслера сопоставлялись с оценками, которые получают те  

же испытуемые по шкале СтэнфордДБине. Как правило, интеллектуалы получа-  

ют более высокий балл по шкале СтэнфордДБине, нежели по шкале Векслера.  

Наоборот, интеллектуально отсталые получают более высокие оценки по тесту  

Векслера, нежели по тесту СтэнфордДБине.  

 

Надежность WAIS весьма велика: 0,97, по шкале вербальной Д 0,96, а по  

шкале действий Д 0,93.  

 

Наименее надежны лЗапоминание цифр», лСборка объектов» и лРасположе-  

ние картинок» (0,6). Наиболее надежен субтест лСловарный запас» (0,96).  

 

Корреляция уровня успеваемости и результаты по вербальной шкале равны  

0,40-0,50.  

 

Факторизация теста WAIS, проведенная Дж. Коэном, дала следующие резуль-  

таты [10],  

 

Обнаружен единый фактор, объясняющий 50 % всей дисперсии.  

 

Выявлены 3 лгрупповых» фактора:  

 

1. Вербальное понимание (лСловарный запас», лОсведомленность», лПонима-  

ние», лНахождение сходства»).  

 

2. Перцептивная организация (главным образом Д лКонструирование бло-  

ков» и лСборка объектов»).  

 

3. Обозначен Дж. Коэном как фактор лпамяти» и включает субтесты лАриф-  

метика», лЗапоминание цифр». Значение этого фактора резко возрастает  

на выборке пожилых людей.  

 

Мне кажется, что Дж. Коэн получил классические результаты, аналогичные  

парциальным факторам, выделенным Спирменом: ллингвистические», лмеханиче-  

ские» и лчисловые» способности. Вдобавок третий фактор более тесно связан с  

лтекучим» интеллектом по Кэттеллу, отсюда повышение его значимости к старости.  

 

Очевидно, тесты группируются не по виду лпроцесса», а по принципу сход-  

ства материала, заложенного в задании.  

 

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 году, усовершенствован-  

ный вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования  

детей в возрасте от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, соответствующих  

субтестам теста WAIS, но дополненных более легкими однотипными заданиями.  

 

В шкалу действия включен дополнительный субтест лЛабиринты». Кроме  

того, при проведении исследования субтест лПонимание» может быть заменен  

лЗапоминанием цифр», а субтест лЛабиринт» субтестом лКодирование». При  

диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.  

 

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.  

 

Субтест лЛабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов.  

Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (най-  

ти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.  

 

Надежность теста WISC-R практически столь же велика, как и теста WAIS  

(см. табл. 8-9).  

 

При повторном тестировании детей значение общего IQ возрастает на  

7 единиц, вербального IQ Д на 3,5 единицы, невербального IQ Д на 9 единиц, что  

в очередной раз подтверждает предположение о наибольшей тренируемости  

невербального интеллекта.  

 

Факторизация выявила 3 групповых фактора: общего вербального понима-  

ния, восприятия пространства и лпамяти» Д как и при анализе WAIS.  

 

Психогенетические исследования показали, что наследственностью обуслов-  

лены оценки по субтестам лОсведомленность», лСловарный», лШифровка». Со-  

циальными факторами определяются оценки тестов лПонятливость», лНедоста-  

ющие детали», лПоследовательные картинки», лКубики Косса».  

 

Наиболее трудными в выполнении являются субтесты лСловарный» и  

лСкладывание фигур», наиболее легкими Д лАрифметический», лКубики Косса»,  

лНедостающие детали», лШифровка».  

 

У детей с задержкой психического развития снижен вербальный интеллект.  

Между тем у воспитанников детских домов снижен невербальный интеллект  

(субтесты лПоследовательные картинки», лСкладывание фигур»). Это лишний  

раз подтверждает мысль о зависимости уровня развития невербального интел-  

лекта от опыта взаимодействия с социокультурной средой [II].  

 

При дифференциальной диагностике задержки психического развития у де-  

тей особое значение имеют оценки по тестам лСходство», лСловарный» и лПо-  

следовательные картинки» [12].  

 

Часто тест WISC применяется в дефектологической и патопсихологической  

диагностике, в частности при дифференцировке умственной отсталости от задер-  

жки психического развития. Наибольшие различия между нормой и задержкой  

психического развития (ЗПР) наблюдаются по субтесту лСходство» и невербаль-  

ной шкале, причем величина разброса значений в профиле у детей с ЗПР больше,  

чем у олигофренов.  

 

В 1967 году опубликована версия теста Векслера для детей WPPSI (возраст  

4Д6,5 года). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1 Д дополнитель-  

ный). Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные  

варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.  

 

Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При прове-  

дении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чере-  

дуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.  

 

В вербальную шкалу входят субтесты лОсведомленность», лСловарный за-  

пас», лАрифметика», лНахождение сходства», лПонимание» и дополнительный  

субтест лПредложения». В шкалу действий входят субтесты лДом животного»,  

лЗавершение картинок», лЛабиринты», лГеометрические схемы», лКонструирова-  

ние блоков» (лКубики Косса»).  

 

Новыми по сравнению с WISC являются субтесты лПредложения», лДом  

животного» и лГеометрические схемы». Субтест лПредложения» заменил тест  

 

Тест WISC адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и издан Институтом гиги-  

ены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А. Ю. Панасюка замене-  

ны задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись,  

в первую очередь, вербальной части Д субтестов лПонятливость», лОсведом-  

ленность», лСловарный» и, в меньшей мере, субтеста лСходство». Тест был про-  

верен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и  

группы олигофренов (стадия дебильности).  

 

Данные здоровых и умственно отсталых детей различались на высоком уров-  

не значимости (а < 0,001). Оценка здоровых детей полностью укладывалась в  

нормативы, предложенные Векслером.  

 

В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев выпустили лРуководство к  

методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы, исправив не-  

которые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать  

работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государствен-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 654
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь