Психология художественного творчества



42 страница


связей между зафиксированными в памяти чел  

общества условиями. В активном воображен>  

мечтательности и <беспочвенной> фантазии.  

ное воображение направлено в будущее и ore  

временем как вполне определенной категори  

человек не теряет чувства реальности, не стаей  

вне временных связей и обстоятельств). АктивЯ  

ображение направлено больше вовне, человека  

основном средой, обществом, деятельностью м1  

ше внутренними субъективными проблемами.  

ное воображение, наконец, и пробуждается заД  

ею направляется, оно определяется волевыми у>  

ми и поддается волевому контролю.  

 

Воссоздающее воображение - один из видов  

ного воображения, при котором происходит кс  

ирование новых образов, представлений у люде  

 

368  

 

ри с воспринятой извне стимуляцией в виде  

Ї мых сообщений, схем, условных изображений,  

р и т.д. Этот вид воображения широко использу-  

"> g различных видах человеческой практики.  

,цный строй применения воссоздающего вообра-  

 

иця таков: кто-то рассказывает, как найти нужный  

д незнакомом районе города и подробно описыва-  

лоный путь следования. При восприятии слов  

зникают образы, их системы, соответствующие  

санию улицы, знаки, ориентиры. С большей или  

 

рнъшеи точностью представляется внешний вид  

описываемых мест.  

 

Степень соответствия возникших образов действи-  

льности будет зависеть от точности и образности  

описания, а также от яркости и богатства воссоздаю-  

щего воображения слушателя.  

 

Более сложные виды воссоздающего воображения,  

такие как воображение чертежей, географических  

карт, нотных записей, восприятие литературных про-  

изведений, требуют специальной подготовки, знаний  

и навыков.  

 

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего во-  

ображения являются совершенно новые, ранее не вос-  

принимаемые человеком образы, этот вид воображе-  

ния основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рас-  

сматривал воображение как новую комбинацию бы-  

лых впечатлений и прошлого опыта, считая, что  

воссоздающее воображение является продуктом воз-  

действия на мозг человека материального мира. 1лав-  

ным образом воссоздающее воображение - это про-  

цесс, в ходе которого происходит рекомбинация,  

реконструкция прежних восприятий в новой их ком-  

бинации. Советский психолог Е.И. Игнатьев подчер-  

кивает, что образы воссоздающего воображения явля-  

ются одной из форм отражения объективной деятель-  

"та, через которые человек познает природу мате-  

РИЗЛЬНЫХ вещей и явлений, в данный момент не  

Действующих на его органы чувств.  

 

Проведенные по специальной методике исследова-  

ния, заключающиеся в предъявлении испытуемым не-  

 

369  

 

законченных рисунков, показали, что в обета  

информационного дефицита достаточно хара>  

актуализация конкретных, связанных с опытов  

циаций. .  

 

Субъективно испытуемые отмечали легкост  

нии, проявляли большой интерес к их выполн  

Сравнение результатов исследований с таковьим  

но проведенными в обстановке частичной сенск  

депривации, показало удлинение промежутка i  

предложением задачи и ее выполнением. Это и  

было объяснить знакомством испытуемых с зада  

содержание рисунков было другим при первом)  

ром исследовании, хотя по степени сложност)  

были равноценными. Одной из характерных ос  

ностей воссоздающего воображения у большИ  

исследованных в условиях частичной сенсорнс  

привацни лиц являлись, с одной стороны, легк  

разования субъективных образов объективного i  

жания, с другой - обострение воспоминаний, ;  

ние ассоциаций воспринимаемого текста с раэлШ  

ми эпизодами своего личного опыта.  

 

Советским психологом О. И. Никифоровой от  

но, что воссоздающее воображение у различны;  

дей развито не в одинаковой степени (различие i  

чении, жизненном опыте, индивидуальных особе  

стях). Ею выделено четыре типа литературного во  

дающего воображения.  

 

Первый - наиболее слабое воображение. Прй  

нии описания пейзажа у таких испытуемых совс  

пробуждалась деятельность воображения, у нщ  

возникли наглядные представления о пейзаж.е  

могли пересказать содержание прочитанного тол  

общей форме, а  

 

Второй. У испытуемых могут возникать предста)  

ния, но они в той ияи иной мере не соответствуют  

сту. Сложный процесс воссоздания художественй  

образа подменяется процессом конкретизации  

личного, индивидуального воспоминания, болеет  

менее сходного с образом описания.  

 

370  

 

TneiM. В этих случаях отмечалось прежде всего  

 

тление точнее представить себе образ пейзажа по  

описанию. Лицам данного типа приходилось де-  

о анализировать текст. При чтении у них возни-  

1и несоответствующие тексту воспоминания, но в  

цие от испытуемых второй группы они всегда  

доверяли эти воспоминания на основе анализа текс-  

J старались путем сознательной переделки воссоз-  

пй-гъ образы такими, какими их изобразил писатель.  

ocaowoe качество испытуемых Этого типа то, что они  

цет-ко определяли различия между образом литератур-  

ного описания пейзажа и своими воспоминаниями.  

Испытуемые могли воссоздать в воображении образ  

пейзажа по его описанию даже в случае, если они ра-  

нее никогда не видели в жизни такого или сходного  

пейзажа.  

 

Четвертый. Полное приспособление воображения к  

своеобразию художественных описаний и полное под-  

чинение образных процессов глубокому и точному  

анализу текста. У таких читателей, - как пишет О.И.  

Никифорова: <сразу вместе, по ходу чтения, возника-  

ют представления, соответствующие образу пейзажа,  

созданному писателем. Никаких заметных операций  

воображения, никаких переделок представления у них  

не наблюдалось>. Образы возникли сами собой по ме-  

ре чтения текста. Эти испытуемые просто <видели>  

образы. Особенности данного типа в том, что образы  

возникали сразу без опосредованного воспоминания  

прошлых впечатлений.  

 

Но образное воссоздание зависит не только от  

способностей к воссоздающему воображению, от  

Уровня знаний, но и от стилистических особенностей  

описания.  

 

Как показали исследования, человеку легче воссоз-  

дать образ при синтетическом описании, и сам образ  

будет более правильным.  

 

В наших прямых наблюдениях мы заметили тот  

Факт, что у некоторых людей, знающих какой-либо  

транный язык настолько, что они могли свобод-  

но читать на нем художественную литературу, но не  

 

371  

 

настолько, чтобы мыслить, оперировать понятия>  

абстракциями, при чтении художественных произв  

дений на этом языке образы воссоздающего вообр  

жения бывали настолько яркими и непроизвольным  

что порою возникает впечатление <как будто прокр  

чивается фильм>. При чтении художественной лт  

ратуры на родном языке подобного явления не зам  

чалось. Однако в обстановке сенсорной депривац  

такая же яркость образов присуща при чтении литед  

туры на родном языке, j  

 

Антиципирующее воображение лежит в основе оче  

важной и необходимой способности человека - пр<  

восхищать будущие события, предвидеть результа  

своих действий и т.д. Этимологически слово <пред>  

деть> тесно связано и происходит из одного корня  

словом <видеть>, что показывает важное значен  

осознания ситуации и перенесения определенно  

элементов ее в будущее на основе знания или предуй  

дывания логики развития событий. 1  

 

Антиципирующее воображение внутренне связав  

со структурой любой человеческой деятельности. Б  

лее примитивные и простые формы этого вида воо  

ражения есть у животных. Корни антиципирующе  

воображения уходят в сферу жизненно важных пр  

способительных механизмов мозга, в основе котор  

лежит принцип опережающего отражения действ  

тельности, то есть приспособление к будущим, еще  

наступившим событиям. Не будь этих механизмов,)  

одноживое существо не могло бы просуществовать  

минуты. Это - универсальное явление жизни, кот  

рое во многом определило все формы приспособ  

тельного поведения живой материи. Высшим проя  

лением этого принципа и является деятельность ант  

ципирующего воображения в его конкретных челов  

ческих формах: мечты, предвосхищение событи  

предвидение последствий своих действий и т.д. ;  

 

Как и остальные виды воображения, антиципир  

ющее черпает <строительные> материалы из запас  

памяти, из знаний прошлого и настоящего, из пон1  

мания логики развития определенных событий.  

 

372  

 

родаря антиципирующему воображению, человек ор-  

гциизует свою деятельность, исходя не только из свое-  

го личного опыта, но используя опыт других людей и  

всего человечества.  

 

в новой и неизвестной ситуации человек не может  

не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирую-  

щее воображение помогает мысленно проделать ряд  

действий, исследовать предполагаемые варианты по-  

ведения, возможные последствия, на основе которых  

человек может тормозить и откладывать одни и акти-  

визировать другие действия. Человеку не нужно пры-  

гать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно та-  

кое падение. Наоборот, представление собственного  

падения с высоты и связанный с ним страх (что явля-  

ется, кстати, очень частым мотивом сновидений), а  

также воображаемая картина возможных последст-  

вий - повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. -  

удерживают многих людей от соблазна залазить на де-  

ревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем  

не обоснованный страх высоты.  

 

Таким образом, благодаря этой способности, чело-  

век может <мысленным взором> увидеть, что произой-  

дете ним, с другими людьми или окружающими веща-  

ми в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской  

(глядящей вперед) функцией воображения, которая  

зависит от величины жизненной перспективы: чем  

моложе человек, тем больше и ярче представлена ори-.  

ентация его воображения вперед. У пожилых и старых  

людей воображение больше ориентировано на собы-  

тия прошлого.  

 

Эту ситуацию, возникающую в воображении, мож-  

но обозначить как ситуацию <как будто>. Принимая  

определенную социальную или личностную роль в та-  

кой ситуации, человек проверяет достоверность своих  

знаний о себе, а также о своей <экологии>, то есть о не-  

посредственно окружающей среде и окружающих лю-  

дях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практичес-  

кой деятельности. Некоторые из них отбрасываются  

как неадекватные и несоответствующие действитель-  

 

373  

 

ности, другие, подтвержденные опытом, призна1  

как правильные, и на примере их строятся новые.  

 

Успех прогнозирования, соответствие предполаг,  

мых результатов действительным будет зависеть от-  

го, насколько материал антиципирующего вообраД  

ния объективен и соответствует действительное  

Степень правдоподобия предположения будет за<  

сеть от того, насколько в гипотезе учитываются из)  

стные факторы и законы природы и человеческого  

щества, а также противоречит ли данная гипотезах  

тановленным законам.  

 

<Тени, отбрасываемые будущим>, как называ  

психологи представления о грядущих событиях, ол  

дания предстоящего, являются психологической  

альностью и могут служить причиной изменения вг  

треннего состояния человека, возникновения CK{  

той готовности к реализации латентных импульс  

Антиципация будущего возможна благодаря имеь  

скрытой реакции ожидания, установочной реакш  

возникающей на основе действия воображения. 061  

зы антиципирующаго воображения, связанные  

представлениями о будущем, настраивают органи1  

на определенные действия, когда, казалось бы, н  

еще повода для таких мер. В результате человек в ощ  

ной ситуации оказывается более подготовленнь  

встрече с <непредвиденными> обстоятельствами. Э"  

аспект антиципирующего воображения особенно ;  

пешно разрабатывается в инженерной психологи  

психологии труда, в исследованиях поведения опер  

торов в аварийных ситуациях, где исход зависит  

умения предвидеть тенденцию назревающих собыТ>  

и предотвратить их.  

 

Оценивая в целом особенности активного вообр  

жения в экстремальных условиях, связанных с части  

ной сенсорной депривацией, можно было прийти  

выводу об определенной активации этой психолог  

ческой функции. Активация воображения в состо  

нии сенсорного голода является, очевидно, одним  

компенсаторных механизмов, способствующих ад8  

тации к новым необычным условиям.  

 

374  

 

удаление функции активного воображения может  

ззся особенно полезным для человека, занимаю-  

"осп поисками решения научной задачи, разработ-  

новых подходов, переосмысливанием полученных  

ее данных, анализом теоретических построений и  

гипотез.  

 

Творческое воображение - это такой вид воображе-  

ния в ходе которого человек самостоятельно создает  

ццеые образы и .идеи, представляющие ценность для  

других людей или для общества в целом и которые во-  

площаются (<кристаллизуются>) в конкретные ориги-  

нальные продукты деятельности. Творческое вообра-  

жение является необходимым компонентом и осно-  

вой всех видов творческой деятельности человека. В  

зависимости от предмета, на который направлено во-  

ображение, различают научное, художественное, тех-  

нологическое воображение. Примером творческого  

воображения в науке, например, являются своеобраз-  

ные образы-понятия, в которых в наглядной форме  

проступает определенное понятие. В химии - это  

формула вещества, то есть специфический образ в ви-  

де рисунка дает полную характеристику данного веще-  

ства, указывает порядок связи атомов в молекуле и  

структуру их расположения в пространстве. В физи-  

ке - это наглядная модель строения атома, в биоло-  

гии - модель, образ молекулы белка и т.д.  

 

Образы творческого воображения создаются по-  

средством различных приемов, интеллектуальных  

операций. В структуре творческого воображения раз-  

личают два типа таких интеллектуальных операций.  

Первый - операции, посредством которых формиру-  

ются идеальные образы, и второй - операции, на ос-  

нове которых перерабатывается готовая продукция.  

 

Одним из первых психологов, изучавших эти про-  

цессы, был Т. Рибо. В своей книге <Творческое вооб-  

ражение> он выделил две основные операции: диссо-  

циацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицатель-  

ная и подготовительная операция, в ходе которой раз-  

дробляется чувственно данный опыт. В результате  

 

375  

 

такой предварительной обработки опыта элеме>  

его способны входить в новое сочетание.  

 

Диссоциация - самопроизвольная операция,  

проявляется уже в восприятии. Как пишет Т. Рибо  

одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец  

равнодушный зритель смотрят по-разному: <качест  

занимающее одного, не замечается другим>. Таким (  

разом, вычленяются отдельные единицы из цела  

ной, образной структуры. Образ <подвергается нещ  

стан ной метаморфозе и обработке по части устра  

ния одного, прибавления другого, разложения  

части и утраты частей>. Без предварительной диссо  

ации творческое воображение немыслимо. Диссо1  

ция - первый этап творческого воображения, э  

подготовки материала. Невозможность диссоц  

ции - существенное препятствие для творческого  

ображения.  

 

Ассоциация - создание целостного образа из  

ментов вычлененных единиц образов. Ассоциация  

ет начало новым сочетаниям, новым образам. Кр,  

того, существуют и другие интеллектуальные оп  

ции, например способность, мыслить по аналог  

частным и чисто случайным сходством. Так, a6oi  

ны Австралии называли книгу <раковиной> то  

потому, что она открывается и закрывается: подо  

стремление одушевить все Рибо сводил к двум TV  

олицетворение и преобразование (метаморф  

Олицетворение состоит в стремлении одушевить  

предположить во всем, в чем есть признаки жиз  

даже в безжизненном, желание, страсть и волю.  

цетворение - неиссякаемый источник мифов, (  

рий, сказок и т.д.  

 

В исследованиях особенностей мышления кп  

ного населения тундры нганасан Таймыра обна  

вались тенденции к многообразным олицетворе  

и преобразованиям. Особенной силы эти npoij  

достигли в условиях патологии, являясь содеря  

галлюцинаторных переживаний при алкогс  

психозах и в условиях изоляции.  

 

376  

 

горными сверхъестественными существами нга-  

. являются няма, нгуо, коча, дямады, баруси.  

Например, Туй-нямы (мать огня), Коу-нямы (мать  

пниа), Кигеда-нямы (мать Луны), Сырада-нямы  

, д подземного льда). Мужчина - хозяин явлений  

роды: Кая-нгуо (бог грома), Но-нгуо выступает и  

олицетворение болезней. Нгуо обитает в верхнем  

нижнем мире. Нижний мир - Бодоербомоу (земля  

мертвецов) населен мертвецами.  

 

Баруси - это сверхъестественные существа, иногда




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 678
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь