Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



36 страница


возможности и способности, повторное переживание таких событий снова и  

снова, одним и тем же способом, будет только закреплять сделанное вами  

обобщение, а следовательно, закреплять и ограничения, налагаемые таким  

обобщением.  

Такие психотерапевты, как Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон, всегда  

возвращают людей в прошлое и заставляют их заново переживать события, но они  

заставляют людей переживать происшедшее _н_е_ _т_а_к_, как они переживали  

все это в первый раз. Вирджиния Сатир назвает это "возвратиться и увидеть  

новыми глазами". Милтон Эриксон заставлял людей возвращаться в прошлое, а  

затем полностью изменял картину событий. Он реорганизовывал историю личности  

так, что пациент уже не способен был воспринимать происшедшее по-прежнему.  

Однажды Милтон Эриксон проделал замечательную вещь с одним из своих  

пациентов. Этот пациент, будучи совсем еще ребенком, совершил страшную  

ошибку; он совершил тяжкое преступление.  

Нечто вроде логической цепи событий привело этого пациента к убеждению,  

что с некоторго момента он должен приступить к преступным действиям. Он  

уверовал в то, что должен постоянно совершать такую же ошибку, и он совершал  

ее.  

Эриксон возратил этого пациента в его прошлое и привил ему новое  

переживание, которое убедило его в том, что он не должен продолжать свои  

преступные действия, потому что это ему не выгодно. Преступления перестали  

повторяться раз и навсегда, несмотря на то, что этого нового переживания в  

действительности никогда не было. И если вы сегодня спросите этого человека  

о событии, которого не было в его жизни, он опишет его вам в мельчайших  

подробностях - оно так же реально для него, как и все остальные события его  

жизни.  

Иногда существуют весомые причины, по которым человеку следует  

возвратиться к своим неприятным воспоминаниям и заново пережить их. Это  

случается, когда человек может дать информацию, которая поможет обнаружить и  

схватить преступника, и тем самым предотвратить дальнейшие преступления.  

Такая информация может потребоваться и по другим причинам.  

Одному из моих друзей пришлось заниматься супружеской четой, которая  

подвергалась вооруженному нападению. Оба супруга ничего не помнили о  

случившемся - случай полной амнезии. Единственное обстоятельство,  

заставлявшее их понимать, что нападение все-таки произошло, заключалось в  

том, что они оба были покрыты ссадинами и ушибами. Им объяснили, что эти  

раны и были нанесены каким-то оружием, и что их ограбили, - и исчезли деньги  

и различная собственность. Полиция настаивала на том, что их побили и  

ограбили. Но муж и жена отвечали только:"Мы не знаем. Мы ничего такого не  

помним"  

Я провел гипнотическое исследование этого случая и обнаружил, что эта  

супружеская пара не подвергалась нападению, а попала в автомобильную  

катастрофу. После аварии их кто-то вытащил из машины, а затем увел их  

автомобиль вместе со всем имуществом. Для того, чтобы вызвать переживания о  

том, что с ними произошло, я выбрал только одного из супругов, а другого  

вывел из комнаты - не было необходимости в том, чтобы оба супруга испытывали  

мучительные ощущения. В соответствии с моими воззрениями на вопросы пола, я  

решил, что будет лучше, если пострадает мужчина. Однако я сделал так, что  

когда этот мужчина переживал случившееся, неприятные ощущения были сведены к  

минимуму. Вместо того, чтобы заставлять его переживать происшедшее так же,  

как это было на самом деле, я сделал так, что он пережил событие,  

_н_а_б_л_ю_д_а_я_ _с_е_б_я_ в этой ситуации.  

Я принял эту предосторожность для того, чтобы пациент чувствовал себя в  

безопасности, переживая это событие, _а_ _т_а_к_ж_е_ потому, что он был  

ущемлен и подавлен подсознательно во время этого события. Если что-то  

потрясло и огорчило пациента, когда он первый раз переживал какое-либо  

событие, повторное переживание этого события тем же самым способом снова  

потрясет его.  

Один из моих студентов попал в дорожное происшествие и захотел заново  

пережить случившееся. Многие люди пытались помочь ему в этом, работая с ним.  

Им удовалось добиться того, чтобы он вспомнил, как он начал поездку, как он  

поворачивал руль, он вспоминал шум мотора, вспоминал, как он нажал на  

клаксон, - а потом он отключался и не мог вспомнить, что было дальше. Он  

помнил только, что рядом с машиной замелькали деревья. С ним проделывали  

всевозможные процедуры, потом будили его и начинали все сначала.  

Люди, работавшие с ним, могли бы догадаться сами, что он отключается  

просто потому, что врезался в дерево и основательно ударился. Если вы  

переживаете заново свое воспоминание точно таким же способом, как делали это  

на самом деле, вы испытываете точно те же самые ощущения. Если в первый раз  

вы ударились и потеряли сознание, то переживая это событие снова, вы опять  

потеряете сознание.  

Если кто-либо подвергался нападению, был изнасилован, или попал в  

автомобильную катастрофу, точное повторное переживание этих ощущений не  

будет полезно этому человеку. Вы же не захотели бы подвергнуть человека еще  

одному приступу, ели бы он вам сказал, что у него инфаркт. "О; у вас на  

прошлой неделе был сердечный приступ! Так что же случилось тогда?" - самый  

идиотский способ задавать человеку вопрос. И если вы очень этого захотите,  

вам удастся вызвать повторный сердечный приступ.  

Многие женщины, подвергшиеся нападению или изнасилованию, начинают после  

этого смертельно бояться мужчин. Разумеется, я имею в виду не только тех  

мужчин, которые напали на такую женщину - она начинает бояться и своего  

мужа, и всех тех мужчин, которые любят и уважают ее. Иногда случается, что  

такие женщины просто не могут жить в одном доме с мужчиной, а прогулка по  

улице приводит их в ужас. Но это абсолютно бесполезные мучения и страхи. На  

мой взгляд, вполне достаточно той боли и стыда, которые испытывает женщина  

во время нападения. Но продолжать испытывать эту боль всю оставшуюся жизнь  

мне кажется в высшей степени неудачным поведением.  

Существует процедура, позволяющая отделить друг от друга различные  

аспекты переживания - так, чтобы можно было пережить его по-новому. Вы  

заставляете пациента начать переживать событие, но затем он должен "отойти в  

сторону" _и_ пронаблюдать _с_в_о_и_ собственные действия _с_о_  

_с_т_о_р_о_н_ы_. Пациент слышит все, что происходило тогда, но наблюдает за  

самим собой, за всем, что он тогда делал, со стороны - так, как если бы он  

смотрел кино. Когда человек смотрит на себя со стороны, он не обязан  

чувствовать и не чувствует того, что чувствовал на самом деле. Его чувства -  

"_о_" переживания, а не само переживание. Эта гипнотическая процедура  

подробно описана в главе II книги "Из лягушек в принцы", так что я могу не  

вдаваться в детали. Мы называем такую процедуру техникой фобии, или  

визуально-кинестетической диссоциацией.  

Заставляя пациента переживать неприятные воспоминания, вы должны заранее  

иметь какую-то идею, цель. Необходимо предостеречь от переживания  

воспоминаний точно таким же образом, как это было в действительности -  

заставьте пациента _у_в_и_д_е_т_ь_ _с_е_б_я_, переживающего данное событие.  

Если вы хотите предостеречься очень основательно, заставьте пациента  

_у_в_и_д_е_т_ь_ _с_е_б_я_, _н_а_б_л_ю_д_а_ю_щ_е_г_о_ _з_а_ _с_о_б_о_й_,  

выполняющим действия, связанные с данным переживанием - так, как если бы  

пациент находился в будке киномеханика и наблюдал за собой, сидящим в  

кинозале и смотрящим на себя в кино. Если вы поступите таким образом,  

пациент сможет заново пережить случившееся, не испытывая, однако, боли и  

ужаса, связанных с этим событием. Это прекрасный дар, ценнейшее преобретение  

для того, кто однажды подвергся побоям или жестокостям. Если пациент  

переживает событие так, как будто он наблюдает за собой, наблюдающим за  

собой, напряжение его чувств рассредоточится, и это предохранит его от  

какого-либо обобщения, которое заставило бы его переживать такие неприятные  

ощущения снова.  

 

VII. _К_а_л_и_б_р_о_в_к_а_  

 

Теперь мы хотели бы, чтобы вы затратили некоторое время на то, что мы  

называем калибровочными упражнениями. Калибровка - это процесс, при котором  

вы подстраиваетесь к несловесным сигналам определенного партнера,  

означающим, что он находится в определенном состоянии сознания. Выполняя это  

задание, вы будете точно подстраиваться, "калиброваться", распознавая  

сигналы, означающие, что ваш партнер находится в определенных измененных  

состояниях, и сможете определить, в каких именно. Некоторые из таких  

сигналов универсальны, то есть свойственны всем людям вообще, а некоторые  

будут свойственны только данному партнеру.  

Как все процедуры, о которых мы рассказываем вам на этом семинаре,  

процесс калибровки можно разделить на три основных этапа: для того чтобы  

эффективно поддерживать коммуникацию, вы должны  

1) знать, какого результата вы хотите добиться,  

2) сохранять гибкость поведения во всем, что вы делаете для достижения  

такого результата, и  

3) сохранять сенсорную впечатлительность, позволяющую узнать, когда  

именно вы получите желаемую реакцию.  

Большинство приемов, которым вы вас обучаем, предназначено для того,  

чтобы в дальнейшем вы овладели специфическими способами варьирования своего  

поведения, и могли успешнее добиваться желаемого результата. Мы предлагаем  

вам следовать следующему принципу: _С_м_ы_с_л_ _к_о_м_м_у_н_и_к_а_ц_и_и_  

_з_а_к_л_ю_ч_а_е_т_с_я_ _в_ _п_о_л_у_ч_е_н_н_о_й_ _р_е_а_к_ц_и_и_. Если вы  

последуете этому руководящему принципу, вы будете знать, когда полученная  

вами реакция не соответствует тому, чего вы хотели или ожидали, и когда,  

следовательно, наступает время изменить свое поведение, и вы будете изменять  

его до тех пор, пока не получите желаемой реакции. Мы обучаем вас множеству  

специфических способов получения желаемого результата, - но если все эти  

способы не подействуют, мы предлагаем вам попробовать еще кое-что. Когда  

все, что вы делаете, не приносит успеха, _л_ю_б_о_е_ другое поведение может  

оказаться лучшим вариантом, ведущим к намеченной цели.  

Если вам не удалось вызвать достаточного количества сенсорных сигналов,  

и вы не можете определить полученную реакцию, у вас не будет способа  

определить, чего вы добились - успеха или неудачи. Когда меня спрашивают,  

приходится ли мне иметь дело с глухими или слепыми, я отвечаю: "Да,  

постоянно".  

Калибровочные упражнения предназначены для того, чтобы увеличить вашу  

чувствительность, остроту восприятия. Ваша способность замечать минимальные  

несловесные реакции в огромной степени увеличит вашу эффективность как  

гипнотизеров в частности и как коммуникаторов в целом.  

Когда одному из моих друзей, Фрэнку, было восемнадцать или девятнадцать  

лет, он считался прекрасным боксером-любителем, и даже получил приз Золотой  

Перчатки. Чтобы прокормить семью, он подрабатывал санитаром в  

государственной лечебнице для душевнобольных, выполняя по преимуществу  

обязанности сторожа. Прохаживаясь по коридорам, он часто становился в стойку  

и тренировался, боксируя "с тенью".  

В одной из палат тогда лежал больной-кататоник, находившийся в течении  

двух лет или трех в одном и том же положении, со сведенными судорогой  

мышцами. Каждый день персоналу приходилось ставить его на кровать, а потом  

укладывать. К нему были подведены катетерные трубки, питающие трубки и  

другая всевозможная аппаратура жизнеобеспечения. Никому не удавалось войти в  

контакт с этим человеком. Однажды Фрэнк зашел к нему в палату, боксируя "с  

тенью", по своей привычке, чтобы выполнить какое-то поручение - и заметил,  

что этот парень реагирует на боксирующие движения, слегка вздрагивая головой  

и шеей. Для него это была, несомненно, сильная реакция. Фрэнк сбегал к  

медсестрам на пост и вытащил историю болезни этого пациента. Как он и  

предполагал, прежде чем впасть в кататоническое состояние, тот был  

боксером-профессионалом.  

Как войти в контакт с опытным боксером-профессионалом? Любой  

профессионал автоматически выполняет несколько моторных, двигательных  

программ - точно так же как вы автоматически ведете машину, подчиняясь  

подсознательной программе, пока не потребуется сознательного вмешательства.  

На ринге боксеру приходится выполнять столько различных движений, что просто  

необходимо большинство из них поручить подсознательной программе. Только  

тогда сознание боксера сможет сосредоточить внимание на основных задачах  

ситуации. Фрэнк вернулся в палату и стал боксировать с этим парнем, как с  

тенью - и тот быстро вышел из кататонического состояния сознания, в котором  

находится уже несколько лет.  

Женщина: Когда Фрэнк начал с ним боксировать, он стал отвечать тем же?  

Да, разумеется. У него не было другого выбора, потому что включились  

автоматические программы, выработанные многолетней тренировкой.  

Главное во всем этом то, что мой друг оказался достаточно  

наблюдательным, чтобы заметить вызванные им реакции. В результате у него  

появилась возможность использовать эти реакции и усилить их. Если вы не  

будете замечать вызываемых вами реакций, все, чему мы вас обучаем, окажется  

бесполезным.  

 

_У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _8_  

 

Мы хотели бы начать с очень легкого калибровочного упражнения,  

увеличивающего способность различать сенсорные сигналы. Разделитесь на пары  

и попросите вашего партнера думать о чем-нибудь приятном для него. Пока он  

думает, наблюдайте за небольшими изменениями в его дыхании, тонусе мышц,  

позе, в окраске кожи и т.д. Потом попросите вашего партнера думать о  

чем-нибудь неприятном для него, и опять пронаблюдайте за происходящими  

изменениями. Заставьте партнера мысленно переходить от человека, который ему  

нравится, к человеку, которого он не любит, и обратно - до тех пор, пока вы  

не сможете ясно видеть различия между этими двумя переживаниями.  

Затем задавайте партнеру серию вопросов сравнительного характера для  

того, чтобы проверить уровень вашей калибровки. Спросите: "Какой из этих  

людей выше ростом?" При этом партнер не должен вам отвечать на вопросы. Ваша  

задача в том, чтобы пронаблюдать реакции и сказать _п_а_р_т_н_е_р_у_, каков  

ответ на вопрос.  

Можно использовать любые вопросы сравнительного характера: "Кого из этих  

людей вы видели недавно, а кого давно?", "У кого из них волосы темнее?",  

"Кто из них тяжелее, толще?", "Кто из них живет ближе к вашему дому, а кто  

дальше?", "Кто из них больше зарабатывает?"  

После того, как вы задали вопрос, ваш партнер приступит к мысленной  

обработке такого вопроса и начнет вырабатывать ответные реакции. Он сможет  

сперва представить себе того человека, который ему нравится, потом того,  

который ему не нравится, и затем уже думать о том из них, кто подходит к  

ответу на вопрос. В результате вы сначала увидите взаимные переходы прежних  

реакций, а затем те реакции, которые ответят на ваш вопрос. Ответную  

окончательную реакцию вы должны заметить перед тем, как ваш партнер,  

решивший уже, каков ответ на вопрос, взглянет на вас или кивнет головой в  

знак того, что он уже знает ответ.  

После того, как вам удастся правильно догадаться четыре раза подряд,  

поменяйтесь ролями с вашим партнером. У каждого из вас около пяти минут,  

приступайте.  

 

* * *  

 

Проходя по залу, я заметил, что большинство из вас прекрасно справились  

с задачей. Для некоторых их вас это задание оказалось даже _с_л_и_ш_к_о_м_  

легким. Решение этой задачи может быть трудным и может быть легким - в  

зависимости от вашего партнера, потому что одни люди реагируют гораздо  

экспрессивнее, чем другие. Если задание показалось вам слишком легким, можно  

его несколько изменить - чтобы вам было чему научиться.  

Один из способов сделать задачу более интересной - искусственно  

ограничить количество поступающей информации; например, если вы очень легко  

замечаете различия в реакциях, наблюдая в основном за выражением лица,  

закройте лицо партнера тетрадью, или чем-нибудь еще. Попробуйте, сможете ли  

вы уловить те же различия, наблюдая за изменениями движений грудной клетки




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 628
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь