Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



34 страница


сваивается номер, который он записывает на каждом из 6 бланков.  

Проведение теста. На 20 с затемняется комната и на экране предъ-  

является одна из 6 картинок. Включение света становится сигналом,  

по которому испытуемые начинают составлять рассказ. После истече-  

ния 1 мин экспериментатор об этом указывает и говорит: <Переходите  

к следующему вопросу>. На составление рассказа отпускается 5 мин.  

Когда проходит 4 мин, экспериментатор говорит: <У вас осталась еще  

1 минута, чтобы закончить рассказ>. Контроль за временем ведется  

очень строго. Далее комната снова затемняется и предъявляется оче-  

редная картинка.  

Между предъявлением картинок и составлением рассказов нельзя  

.делать паузы. Проведение теста занимает 40-45 мин и требует боль-  

шой психологической культуры.  

 

Анализ рассказов экспертом. 1. Обработку должен проводить эксперт, который  

прошел подготовку по специальной программе обучения контент-анализу.  

2. Если у испытуемого имеются не все протоколы, то его рассказы обработке не  

подлежат. Также не обрабатываются рассказы, в которых не хватает всех пунктов.  

3. Эксперт должен оценивать рассказы только на основе той информации, кото-  

рую он получает из историй.  

4. Категории, выделенные в одном рассказе, могут повлиять на оценку и выде-  

ление категорий в других рассказах. Поэтому рассказы всех испытуемых по одной  

картинке нужно обработать одновременно и только потом перейти к следующей кар-  

тинке.  

5. Вначале нужно обработать все картинки успеха, а потом все картинки не-  

удачи.  

6. Нельзя в процессе обработки сверять рассказы одного испытуемого друг с  

другом, в связи с тем, что каждая картинка является независимой от другой.  

7. В процессе обработки рассказов, при возникновении сомнений, необходимо об-  

ратиться к ключу контент-анализа.  

8. При необходимости перерывы в работе надо делать после окончания обработ-  

ки текущей картинки.  

9. Перед каждым новым сеансом обработки данных даже опытному декодиров-  

щику нужно снова прочесть ключ контент-анализа, особенно если прошло несколь-  

ко дней или недель после последней обработки протоколов.  

10. Бессмысленно браться за обработку данных, полностью не овладев контент-  

янализом.  

 

На основе выделенных в рассказах категорий подсчитываются ин  

.дивидуальные индексы мотивов Ms и Млр. Индекс мотива Мц равняет  

я сумме всех категорий первой части контент-анализа, выделенных  

во всех рассказах, а для Мдр - сумме категорий второй части контент  

анализа. При этом в одном рассказе каждая категория подсчитываете;  

только один раз. Кроме того, если одно и то же высказывание можн  

отнести как к одной категории, так и к другой, то подсчитывается of.  

на из этих категорий.  

Для определения людей с мотивом Ms (стремление к успеху) и М/  

(избегание неудачи) можно поступить следующим образом. Для каа  

дого испытуемого находится разность Ms и Мдр. Затем для всей выбо]  

ки производится ранжирование этих разностей. Люди с выраженны  

мотивом Ms (Ms>MAp) - это те, которые попали за 75-й процентил  

с мотивом MAP {Ма<Млр) - те, которые находятся в части выбор]  

ниже 25-го процентиля.  

 

6.3. ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ (ПД)  

 

Существующие методики измерения потребности в достижении i  

тодом тематической апперцепции (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон  

др., 1953) неудобны для массовых обследований, требуют высокой тп  

 

STR.171  

хологической квалификации исследователя, специальной подготовки  

экспертов для контент-анализа текстов рассказов. Поэтому целесооб-  

разно конструирование опросника для измерения потребности в дости-  

жении. Считается, что балл (потребность в достижении), полученный  

проективным методом ТАТ, отражает индивидуальные различия в от-  

носительно устойчивом, генерализованном латентном мотиве достиже-  

ния (McClelland D. et а1., 1953). Такие сложные мотивационные обра-  

зования недоступны непосредственному самонаблюдению. В литерату-  

ре приводятся данные, показывающие, что индекс nAch и субъек  

тивная оценка наличия у себя ориентации на достижение не коррели-  

руют.  

При конструировании опросника перед автором стояла задача в та-  

ком подборе вербальных стимулов (пунктов), чтобы в них косвенно  

отражались индивидуальные особенности человека, ориентированного  

на достижение. В связи с этим пункты опросника отбирались на осно-  

ве наличия связи с баллом (need for achivement), полученйымнаосно-  

ве ТАТ. Критерий валидизации был создан на основе использования  

2 методик: проективного метода диагностики мотива достижения Мак-  

клелланда и сотр. (McClelland D. et а1., 1953) и метода групповой  

оценки личности (ГОЛ). Были составлены 2 группы испытуемых, раз-  

личающихся баллом <ПД>.  

Процедура диагностики мотива достижения. Нами были смодели-  

рованы две ситуации: ситуация, ориентированная на достижение, и  

нейтральная ситуация, в которой не производилась активация мотива-.  

ции достижения. В этих двух ситуациях испытуемым предъявлены  

4 картинки, использованных Макклелландом и сотр. (McClelland D,  

et а1., 1953): <Исследователи>, <Мальчик в клетчатой куртке сидит за  

столом на фоне классной доски>, <Отец - сын> (ТАТ 7ВМ Г. Мюррей)  

и <Мальчик на фоне смутной сцены, где происходит нечто похожее на  

хирургическую операцию> (8ВМ).  

Мотивация достижения актуализировалась в ситуации выполнения  

анаграммы-теста, взятого из популярного набора Г. Айзенка <Про-  

верьте свои способности> (М., 1972), предложенного перед тестом  

тематической апперцепции. На исполнение теста требовалось 10 мин.  

Экспериментатор был представлен как психолог, занимающийся ис-  

следованием интеллектуальных способностей студентов. Он говорил;  

<Тест, который вам будет сейчас предъявлен, служит для измерения  

интеллектуальных способностей, важных для успешности работы учи-  

теля. Наряду с интеллектом он измеряет способность к организации  

материала, способность быстро оценивать ситуацию. Этот тест пока-  

зывает, что человек, обладающий высокими показателями по данному  

тесту, может быть хорошим учителем>.  

Нейтральная ситуация. Экспериментатор говорил студентам, что  

ему нужно проверить трудность вопросов для теста, и поэтому просил  

их принять участие в решении задач. При этом создавалась обстанов-  

ка непринужденности. Фамилии студентов на листах не указывались,  

так как было сказано, что экспериментатора интересует не отдельная  

личность, а процент правильно решенных задач по всей группе сту-  

дентов, который необходим для оценивания трудности задач. После  

решения этих задач второй экспериментатор предъявляя тесты темати-  

ческой апперцепции.  

В этих ситуациях каждый испытуемый написал 4 рассказа по обще-  

принятой для ТАТ схеме.  

Для интерпретации рассказов с целью определения индекса. nAch,  

отражающего индивидуальные различия в мотиве достижения, был  

 

STR.172  

использован контент-анализ Д. Макклелланда и сотр. (McClelland D.  

etal., 1953).  

В работе также был использован один из вариантов субъективной  

оценки - метод групповой оценки личности (ГОЛ).  

 

Инструкция. <Мы вас просим принять участие в эксперименте, в котором вы  

должны будете обнаружить знание личных особенностей членов вашей группы. Вам  

нужно оценить друг друг>-по тем признакам, которые мы вам сейчас опишем. Пред-  

ставьте себе человека, который обнаруживает:  

- настойчивость в достижении целей,  

- не удовлетворяется достигнутым,  

- что бы он ни делал, он стремится сделать это лучше, чем раньше, о нем  

можно сказать, что он <яичницу стремится зажарить лучше, чем обычно>,  

- склонен сильно увлекаться работой,  

- не может работать плохо,  

- для него главное в жизни - это переживание радости успеха в результате  

достижений более высоких результатов,  

- он склонен улучшить, рационализировать любую деятельность, изобретать но-  

вые, более эффективные приемы исполнения, даже в исполнении обычных дел,  

- стремится к получению уникальных результатов,  

- склонен преследовать длительные цели,  

- не удовлетворяется, если успех пришел слишком легко и задача оказалась  

легкой, он стремится к целям умеренной трудности, не склонен к чрезмерному риску,  

- с удовольствием принимает помощь других и помогает другим в решении  

трудных задач, чтобы вместе испытать и пережить радость успеха.  

Теперь представьте себе образ человека, обладающего описанными выше чертами,  

и из вашей группы выберите тех, кто более всего подходит этому образу. На листоч-  

ке напишите их фамилии в последовательности их сходства. Сначала того, кто более  

всех подходит под описанный выше образ, потом второго и т. д. Нужно выбрать не  

менее двух и не более пяти человек>.  

 

Составление экстремальных групп. На основе баллов ТАТ и коли-  

чества выборов по ГОЛ были составлены 2 группы. В одну группу  

(высокая) были включены испытуемые, набравшие более 6 баллов по  

ТАТ и получившие наибольшее число социометрических выборов.  

В другую (низкая) - наоборот, получившие наименьшее число выбо-  

ров по социометрическому тесту и наименьший балл по ТАТ. Обе груп-  

пы составили по 27% от всех участников экспериментов. 46% студен-  

тов, получивших средние характеристики, были исключены из дальней-  

шего исследования.  

Анализ пунктов по критерию валидности. Для отбора валидных  

пунктов подсчитывалась корреляция каждого пункта с критерием. Ко-  

эффициент корреляции вычислялся по формуле:  

 

"cos- pi= со?  

 

l+  

 

ad  

be  

 

где г - коэффициент корреляции (косинус пи); a, b, c,d- соответст-  

вующие частоты четырехклеточной таблицы (Практикум по психодиаг-  

ностике.., 1984).  

Пункты, обладающие статистически значимой корреляцией с кри-  

терием, включались в окончательный вариант опросника.  

Всего было отобрано 23 утверждения, обладающие достаточной ва-  

лидностью по критерию, например: (3) <Для меня в любом деле важ-  

нее процесс исполнения, чем его конечный результат>; (4) <Считаю,  

что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаи-  

моотношений с близкими>; (5) <По моему мнению, большинство людей  

живут дальними целями, а не близкими>; (9) <Даже в обычной рабо-  

те я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы>. В табл. 7  

приведены эти коэффициенты валидности. Однако при отборе вопросов  

 

STR.173  

мы стремились также к тому, чтобы утверждения обладали внутренней  

валидностью, т. е. значимо коррелировали с индивидуальным баллом  

испытуемого. Во втором столбце приведены коэффициенты внутренней  

валидности. Вопросы, обладающие высоким уровнем внутренней ва-  

лидности, но низкой валидностью по критерию, отбрасывались.  

Для подсчета коэффициентов надежности и валидности были ис-  

пользованы формулы (см. гл. 3, 3.2, 3.3).  

Коэффициент надежности вычисляется на основе средней корреля-  

ции какдого вопроса с индивидуальным баллом, а коэффициент ва-  

-лидности - на основе корреляции с критерием. Коэффициент надеж-  

ности равнялся 0,75, а коэффициент валидности 0,87.  

Кроссвалидизация. Построенный опросник использовался в различ-  

ных популяциях, в которых была проведена процедура валидизации на  

небольшом числе испытуемых.  

В столбце валидности даны бисериальные коэффициенты корреля-  

ции путем сравнения средних. Они вычислены по формуле:  

 

_ Мь- Mn pq  

 

где Мь, Mn - средние индивидуальных баллов в высокой и низкой  

группах;  

Ot - квадратическое отклонение общего индивидуального балла;  

р и q- доля испытуемых в высокой и низкой группах;  

.1/ - ордината кривой нормального распределения, соответствующая  

значению р.  

Таблица 7  

Результаты кроссвалидизации тест-опросника  

 

Объемы выработкиЧисло испытуемыхСредние по группамРазличие среднихВалид-ность  

<высокой><низкой>  

2-й курс отделения психологии и педагогики МГПИ .... 2-й курс отделения учителей начальных классов МГПИ . . ПТУ № 138 26 64 46 8612,8 14,4 12,0 14,0 13,25 13,310,8 11,8 8,1 10,7 9,6 9,82,0 2,6 3,9 3,3 3,6 . 3,50.70 0,80 0,94 0,84 0,81 0,83  

3-й курс отделения психологии МГПИ ..,  

1-й курс дошкольного факультета МГПИ ,  

Взвешенные средние ..... Общее число 260  

Все средние различаются по значимости.  

 

Возможности применения опросника. В исследованиях влияния по-  

требности в достижениях на эффективность деятельности, в которых  

данная потребность выступает в качестве фактора, по которому осу-  

:;ществляется группировка, достаточно выделить три уровня потребно-  

сти: <низкий> - индивидуальный балл от 0 до 9, <средний> - от 10  

.До 13 и <высокий> - от 14 баллов и выше. Тогда сравнение результа-  

тов деятельности в низкой и высокой группах будет свидетельствовать  

о влиянии данной потребности. Таким образом, исследовалось влияние  

ПД на эффективность учебной деятельности учащихся, студентов, ра-  

бочих.  

В индивидуальном консультировании желательно использовать шка-  

.лу С (стенов). Отклонение нормального балла от категории 5 свиде-  

 

173  

 

STR.174  

тельствует о высокой потребности в достижениях у да-нного индивиды  

в терминах сигмы нормального распределения. Каждое деление шкалы-  

С (стенов) соответствует 0,5 сигмы.  

Индивидуальные особенности людей, которые характеризуются вы-  

соким индексом nAch, описаны в большом количестве работ. По это-  

му поводу см. также 6.2 данной работы.  

 

6.4. ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ  

 

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная, компактная  

методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая  

в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индиви-  

дуализированной проективной техники.  

Методика ТЮФ имеет две характерные особенности.  

Во-первых, это прием свободной тематической классификации, отно-  

сящийся к числу методов экспериментальной психосемантики. Психо-  

диагностический потенциал этого метода заключается в том, что субъ-  

ект зачисляет в один класс с однозначным стимулом, имеющим моти-  

йационно валентный семантический признак в качестве единственного  

классификационного основания, многозначные стимулы, включающие"  

этот признак. Чем большее количество многозначных стимулов объеди-  

няет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная зна-  

чимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса яв-  

ляется свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) моти-  

вации, предметное содержание которой соответствует предметному со-  

держанию этого класса.  

Второй особенностью методики ТЮФ является специфический сти-  

мульный материал - юмористические фразы, позволяющий экспери-  

ментально реализовать психодиагностические возможности метода те-  

матической свободной классификации. Стимульный материал представ-  

ляет собой текст 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых (по-  

результатам нормативных экспериментов) 40 фраз однозначно отно-  

сятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 40 фраз являются  

многозначными (испытуемые в зависимости от собственной апперцеп-  

ции усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 7 основ-  

ных). Средние значения численности 10 классов (по 10 заданным те-  

мам) примерно равны между собой. Для идентификации однознач-  

ности-многозначности юмористических фраз применялись алгоритмы  

кластер- и клайк-анализа. Все использованные фразы были опублико-  

ваны в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях  

(наибольший вклад - рубрика <Фразы> с 16-й полосы <Литературной  

газеты>). Каждая фраза предъявляется в процедуре на отдельной  

карточке. Стимульный материал легко размножается, дублируется и  

при необходимости <освежается> за счет новых афоризмов и новых тем  

(что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе класси-  

фикационной техники).  

Процедура проведения теста исключительно проста и оперативнг  

(занимает от 15 до. 25 мин). Экспериментатор-психодиагност предла  

гает испытуемому расклассифицировать колоду карточек с юмористи  

ческими фразами по инструкции на свободную тематическую класси  

фикацию: <Разделите, .пожалуйста, карточки на кучки, так чтобы i  

одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему> . По ходу ра  

 

Упрощенная диагностическая модификация ТЮФ-классификация по задаг  

ным темам, недостатком которой является навязывание тематических конструкто  

испытуемому.  

 

STR.175  

<боты психодиагност должен предоставить испытуемому максю




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 539
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь