Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



32 страница


шкал. друг с другом. Автор использовал метод факторного анализа для  

определения внутренней структуры опросника. Он приводит различ-  

ные процедуры валидизации опросника (активация мотивации в ситуа-  

ции ожидания, эмпирические критерии- и Др-)-  

Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации до-  

стижения (RAM) А. Мехрабиана имеет две формы: для мужчин и для  

женщин (Mehrabian А., 1969). Опросник построен на основе, теории мо-  

тивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учи-  

тывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления t  

успеху (.Ms) и избегания неудачи (MAF) в поведении, детерминирован  

ном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня при  

тязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ори  

ентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межлично  

стных отношениях и др.  

При конструировании теста был использован метод факторного ана  

лиза и в окончательном варианте шкалы содержится по 26 пункте)  

Тест-ретест через 20 недель для мужского варианта 0,78, а для жеь  

ского - 0,72. Для валидизации использовались различные эмпирич(  

ские критерии. Также определялась конвергентная и дискриминативна  

валидность с некоторыми проективными методами и опросниками. 3i  

методика очень популярна в различных странах и особенно часто и  

пользуется при исследовании когнитивных компонент мотивации д  

стижения, в частности каузальной атрибуции.  

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию м  

тивации достижения, т. е. разницу {Ms-Мдр), так как пункты н  

строены на основе сравнительных учреждений. Поэтому ответ на пун  

показывает, преобладает ли Ms над Мдр или наоборот. Высокие пор  

затели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Ms  

>Млр), а низкие показатели - на тенденцию избегания (MS

Опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме (Heckhausen Н., 1980) для из]  

рения мотивов Ms и MAF имеет две шкалы по 30 пунктов. Авторы п  

конструировании теста также исходили из теории мотивации Дж. 1  

кинсона. Тест измеряет мотивы добиться успеха (Ms) и избежать  

удачи (MAF) раздельно друг от друга. Мы указывали на то, что оч(  

важно, чтобы ситуация тестирования была константной. Автор фор]  

лирует пункты опросника таким образом, чтобы все испытуемые Е  

принимали предлагаемые ситуации одинаковым образом. Это гаран  

рует от различий в актуализации мотивации у разных испытуемых,  

обеспечивает лучшую диагностику мотивов. Методика распростран  

в Скандинавских странах и ФРГ.  

Проективные методы. Эти методы построены наанализе продув  

воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фре  

о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях i  

яния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные мет  

используются для диагностики глубинных мотивационныхобразова  

особенно неосознаваемых мотивов. Хотя эти методы возникли в у  

 

STR.161  

виях клиники (TAT был создан сотрудниками психологической кли-  

ники под руководством Г. Мюррея), но в дальнейшем стали интен-  

сивно использоваться в экспериментальной психологии.  

Методики, которые чаще всего используются для выявления моти-  

вации, - это ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, неокончен-  

ных предложений, неоконченных рассказов и др. Существуют различ-  

ные модификации ТАТ Мюррея, которые направлены на измерение от-  

дельных <обобщенных мотивов> личности. Одной из самых популярных  

в зарубежной психологии является проективная методика (ТАТ), со-  

зданная Д. Макклелландом, Дж. Аткинсоном с сотр. (McClelland D.,  

Atkinson J. et al., 1953). Методика измеряет индивидуальные различия  

в мотиве достижения. Используется специальный контент-анализ для  

интерпретации рассказов, написанных на основе картинок. Обычно ис-  

пользуется 6 картинок (вначале использовалось 4). Каждому испытуе-  

мому приписывается индекс, характеризующий интенсивность мотива  

достижения, который принято обозначать nAch (need for Achievement).  

В этой же исследовательской группе были разработаны проективные  

методики для измерения мотивации аффиляции и мотивации власти  

(Atkinson J., 1958). В 6.2 мы более подробно изложим проективные  

методики для диагностики мотивации достижения.  

У нас в стране одна из модификаций ТАТ для диагностики мотива-  

ции подростка создана Е. Т. Соколовой (1982). Стимульный материал  

состоит из 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуаль-  

но в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональ-  

ных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, аг-  

рессии. С целью апробации методики был использован контингент  

школьников с адаптивным поведением и подростков с девиантным по-  

ведением.  

Рисуночный тест фрустраций Розенцвейга имеет отдельно форму  

для детей и для взрослых. Стимульным материалом являются рисун-  

ки, на которых изображены различные ситуации межличностного вза-  

имодействия. На рисунке приводится высказывание одного из персо-  

нажей. Испытуемый должен дать ответ за другого персонажа. Оцени-  

ваются особенности поведения человека при возникновении препятст-  

вия на пути к достижению цели (при фрустраций потребности). Этот  

тест также выявляет особенности агрессии. Помимо воображения и  

перцепции как индикатора мотивационных процессов при конструиро-  

вании теста использован и принцип соотнесенности мотива и прегра-  

ды (см. критерий II).  

Система интерпретации, возникшая под влиянием психоанализа, вы-  

деляет три типа направленности агрессии:  

а) экстрапунитивная (вина за создавшееся положение приписывает-  

ся другим),  

б) интрапунитивная (вина приписывается себе),  

в) импунитивная (вина приписывается ситуации). ,  

Эта методика используется в отечественных исследованиях. Есть  

попытки модификации и конструирования новых картинок, характер-  

ных для наших условий. Важной проблемой является разработка схе-  

мы интерпретации, свободной от влияния психоанализа. По поводу  

этого теста см. работу Тарабриной М. В. (1973).  

Методика мотивационной индукции Ж. Ньютена (М1М) представ-  

ляет собой проективный метод дополнения незаконченных предложе-  

ний. При интерпретации ответов используется специальная система  

категорий. Диагностируются различные стороны познавательной мо-  

тивации, мотивации достижения, коммуникативной мотивации и др.  

 

6 Зак. 508 161  

 

STR.162  

>"  

 

Есть данные об использовании методики в отечественных исследова-  

ниях (Васюкова Е. Е., 1984). Встречаются различные варианты мето-  

дик незаконченных предложений, которые составляются исходя из ис-  

следовательских целей.  

Диагностика мотивации через искажение объекта перцепции. Мето-  

дики, реализующие этот принцип, использованы Д. Брунер и сотр  

(Брунер Д" 1977) и многими другими исследователями. В лаборато-  

рии Л. И. Божович была создана методика для выявления мотивом  

поведения. Доминирующие мотивы подростка выявлялись через ошиб-  

ки восприятия при определении на глаз длины линий. При этом опре-  

деление длины линий мотивировалось по-разному. Сила мотива оцени-  

валась на основе степени преобладания ошибок в разных ситуациях.  

Этот метод основан на использовании индикатора, обозначенного в  

списке под номером 2, - искажение объекта перцепции под влияни-  

ем мотивационных тенденций. Методика включает экспериментальные  

процедуры актуализации мотивов, графический метод предъявления  

стимула, выявление доминирующей мотивации. Были созданы и дру-  

гие варианты методики. Считают, что через выявление доминирующих  

мотивов оценивается направленность личности (направленность на об-  

щественные либо на свои личные интересы, на самоутверждение).  

Диагностика мотивов через личностный смысл. Используется кри-  

терий 17. <Обобщенные мотивы> диагностируются через выявление  

смыслов, которые имеют для человека разные характеристики пове-  

дения, ситуации, отношений и т. д. (Столин В. В., 1983).  

Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Мотивация  

влияет на когнитивные оценки, что детерминирует структурирование и  

организацию материала (критерий 4). Используются процедуры, ко-  

торые требуют различных когнитивных ответов, классификаций и т. д.  

Задание, которое выполняет испытуемый, несхоже с характеристикой  

изучаемого поведения.  

Исследование реакций на юмор для выявления мотивационных пе-  

ременных является одним из методов, использующих эту особенность  

мотивации. Существует <личностный тест юмора> (1РАТ), который вы-  

являет 13 личностных факторов (Анастази Д., 1982).  

В работе Бабиной В. С. и Шмелева А. Г. ( 6.4 данной главы)  

описана оригинальная методика (ТЮФ) для выявления мотивов, так  

же с использованием юмора как стимульного материала. ТЮФ выяв  

ляет 7 тематических конструктов.  

Метод диагностики мотивов через характеристику преград. На пут)  

к достижению цели могут возникать различные - преграды, которых  

блокируют процессы реализации действия. Преграды по характеру ло  

кализации обычно подразделяются на внутренние и внешние. Пре  

грады различаются не только по типу, но и по степени трудност]  

(субъективная трудность - объективная трудность). Преграды могу  

возникать на разных этапах мотивационного процесса, могут быть ре  

левантными мотиву или нерелевантны ему, сила мотива может влият  

на оценку субъективной трудности и т. д. Эти соотношения, существу  

ющие между мотивами и преградами, используются для конструирс  

вания методик. Одна из методик, реализующих данный критерий, бь  

ла разработана В. В. Столиным (1983).  

Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективнь  

методики) методов диагностики представляется нам важным. Прое)  

тивные методы обычно критикуются за трудность валидизации, низку  

надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на результат  

интерпретации личности экспериментатора. Многие из этих критич  

 

STR.163  

<ских аамечаний приобретают иное значение, когда проективные мето-  

ды используются как инструмент диагностики мотивационной сферы  

личности, а не диагностики личности в целом.  

Многие проективные методики психодиагностики мотивов стандар-  

тизированы не только по процедурам проведения, но и по системе ин-  

терпретации. Хотя в этих методиках низкая ретестовая надежность, од-  

нако у них высокая надежность кодирования (согласие между незави-  

симыми экспертами-кодировщиками выше 0,80). Спорные вопросы ча-  

-сто возникают из-за того, что механически переносят методы психомет-  

рики, разработанные для опросников, на проективные методы. Для  

того чтобы ретестовая надежность была высокой, требуется, чтобы  

было минимальным (или вообще отсутствовало) влияние ситуационных  

детерминант. Однако, как мы указывали выше, мотивы, потребности и  

т. д., какими бы устойчивыми образованиями не были, не теряют своей  

ситуационной специфики и являются динамическими образованиями,  

которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных  

ситуациях. Поэтому психодиагностика мотивационных переменных,  

рассматриваемых как абсолютно стабильные образования, не связан-  

ные с ситуационной детерминацией, не соответствует природе мотива-  

ции. Это относится также к опросникам для измерения мотивов. Если  

такие опросники действительно диагносцируют мотивы, а не что-нибудь  

иное, то суммарные баллы, получаемые испытуемым до актуализации  

соответствующего мотива и после, значимо различаются (Mehrabian А.,  

1970; Marlowe D., 1959). Другая проблема возникает из-за отсутствия  

значимых корреляций между диагностикой одних и тех же мотивов  

посредством проективных методик и опросников (Marlowe D., 1959).  

Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники к рес-  

пондентным методам, а проективные методики - к оперантным  

(McClelland D" 1971). В оперантном методе человек дает непосредст-  

венные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни сам  

стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором.  

В отличие от этого при респондентных измерениях стимулы специфич-  

ны, ответы узко ограниченны. Он приходит к справедливому выводу  

о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные сто-  

роны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от иссле-  

довательских задач, от того, какой аспект мотивации диагносцируется.  

С проблемой диагностики мотивации психолог сталкивается практиче-  

ски всегда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психоиаг-  

яостики мотивации личности.  

 

6.2. ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ  

 

В результате почти 30-летних исследований в области мотивации  

достижения, проведенных большой группой исследователей, построена  

не только одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотива-  

ции, но и создан на основе этой теории валидный и надежный инстру-  

мент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации до-  

стижения - мотива достижения (==мотив добиться успеха) и мотива  

избегания неудачи.  

Выход книги Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и сотр. <Мотив  

достижения>, в которой изложена разработка проективной методики  

мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мо-  

тивации поведения человека (McClelland D" Atkinson J. et а1., 1953).  

После этого начался поток публикаций, основанных на их взглядах,  

д этот интерес не уменьшается ДО сих пор. Ими был использован ме-  

 

6 163  

 

STR.164  

тод тематической апперцепции, который оказался чувствительным к  

экспериментальной активации мотивации и позволил оценивать относи-  

тельно устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в си-  

ле мотивов.  

Метод измерения мотивации достижения основывается на следую-  

щих двух идеях. Во-первых, используется идея 3. Фрейда о функции  

сновидений и механизме проекции. Исходя их этого особенности моти-  

вации определяются на основе анализа продуктов воображения, фанта-  

зии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экс-  

периментально активированы и их интенсивность можно контролиро-  

вать через манипуляцию ситуацией стимуляции.  

В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д. Мак-  

клелландом, после пищевой депривации различной продолжительное  

(1, 4, 16 ч), испытуемые составляли рассказы на основе предъявляе  

мых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением времени с мо  

мента последнего приема пищи возрастали высказывания, касающиес;  

еды, пищевой депривации, потребности в еде, способов поиска пищи i  

т. д. Конечно, пищевая потребность не является простой функцией вре  

мени пищевой депривации. Главное, что было обнаружено - в прс  

дуктах воображения и фантазии хорошо отражается динамика мот  

вации.  

Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотиваци  

было показано в работе (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953),  

авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психоме  

рические характеристики методики измерения мотивации достижени  

Экспериментальная процедура была построена так, что создавало  

шесть различных ситуаций для активации различных уровней в инте  

сивности мотивации достижения. После выполнения задания в эксп  

риментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповс  

тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рг  

сказы на основе четырех картинок. Использовались различные картин1  

некоторые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были о  

гинальными. Картинки предъявлялись в течение 20 с, затем йспьгг  

мые по ним составляли рассказы, руководствуясь следующими  

тырьмя вопросами:  

1. Что здесь происходит? Кто эти люди?  

2. Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?  

3. О чем думают эти люди? Чего они желают?  

4. Что произойдет дальше?  

На составление рассказа отпускались 4 мин, по 1 мин на кaж  

вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для измере  

мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, нс  

ли рассказ характер ориентации на достижение (к примеру, име<  

ли в рассказе указание на состязание со <стандартным мастерство>  

т. д.). В данном случае подсчитывается категория <образа дости  

ния> и выделяются другие категории: потребность в достижении i  

инструментальная активность (/), позитивное предвосхищение i  

(Got+), негативное предвосхищение цели (Ga~), внутреннее препя




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 981
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь