Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



51 страница


явить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфи-  

ческие формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному  

субъекту, к себе как к члену семьи и т. д. Опросник также позволяет  

дать дифференцированное заключение о самоотношении в отличие от  

содержательного аспекта <Я-концепции> (самоидентичности и диф-  

ференцирующие характеристики). По-видимому, целесообразна адап-  

тация опросника для отечественных популяций.  

Шкала детской <Я-концепции> Пирса-Харриса. (Piers-Har-  

ris Childrens Selt Concept Scale - Piers E., Harris D., 1964) - по-  

пулярный в США опросник, составленный из 80 простых утверждений  

относительно своего <Я> или тех или иных ситуаций и обстоятельств,  

связанных с самоотношением. Предназначен для детей в возрасте от  

8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских ут-  

верждений относительно того, что детям в себе нравится, а что не нра-  

вится, собранной А. Джерсильдом (цит. по: Wylie P., 1974, р. 174).  

В опросник вошли пункты, различающие испытуемых с высоким и низ-  

ким суммарным баллом, на которые по крайней мере 50% испытуе-  

мых с высоким суммарным баллом отвечали в ожидаемом направлении  

и соотношение ответов <да - нет> по которым не превышало 90 к 10.  

Опросник содержит равное число позитивных и негативных формули-  

ровок. Первые 15 утверждений приведены ниже.  

 

1, Мои товарищи смеются надо мной.  

2. Я счастливый человек.  

3. Мне трудно знакомиться.  

4. Я всегда грустный.  

5. Я умный.  

6. Я стеснительный.  

7. Я нервничаю, когда меня вызывают к доске.  

8. Моя внешность раздражает меня.  

9.. Когда я вырасту, я буду значительным человеком.  

10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе.  

Ili. Я непопулярен.  

 

STR.255  

12. В школе я хорошо себя веду.  

13. Когда что-нибудь не так, то это моя вина.  

li4. Я приношу неприятности моей семье.  

15. Я сильный.  

По данным обзора Р. Уайли, шкала обладает удовлетворительной  

одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надежностью. Хо-  

; тя и предполагалось, что шкала измеряет глобальное самоотношение,  

факторный анализ не выделил генерального фактора. Были получены,  

10 факторов, из которых 6 были интерпретированы. Существуют неко-  

торые данные в пользу конструктной валидности. Так, например, по-  

казатель по шкале коррелирует с восприятием испытуемых обоих ро-  

дителей как любящих в противоположность отвергающим; дети, нахо-  

дящиеся в клинике, демонстрируют значимо меньшие показатели по  

шкале, чем здоровые. В то же время многие данные противоречивы  

(WylieR.,1974). . ,  

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenbergs Self - Esteem  

Scale - Rosenberg M., 1965) - опросник для подростков, выявляю-  

щий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений.  

 

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.  

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.  

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.  

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.  

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.  

6. Я к себе хорошо отношусь.  

7. В целом я удовлетворен собой.  

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.  

9. Иногда я ясно чурствую свою бесполезность.  

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.  

 

Опросник предполагает 4 градации ответов: <полностью согласен>,.  

<согласен>, <не согласен>, <абсолютно не согласен>.  

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя про-  

веденный позднее факторный анализ выявил два независимых факто-  

ра: самоунижение и самоуважение (KaplanH., Pokorny А., 1969). Са-  

моуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним,  

в последнем случае оно выступает в защитной функции.  

Опросник обладает хорошей надежностью и конструктной валид-  

ностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием,  

тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в об-  

щении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношени-  

ем к испытуемому его родителей.  

В целом, несмотря на методологическую критику опросников, они  

остаются основным инструментом в исследованиях <Я-концепции>;  

постоянно создаются новые опросники для специфических целей и по-  

пуляций. Многие проблемы, связанные с использованием опросников  

для анализа <Я-концепции>, и прежде всего проблемы конструктной  

валидности, еще ждут своей разработки (Fleming J., Courtney В.,  

ДШ).  

С Контрольные списки также являются разновидностью стандартизо-  

. ванного самоотчета. От оцросников их отличает краткость пунктов,  

вплоть до отдельных прилагательных. Наиболее известен контрольный-  

список прилагательных Г. Гоха (Ciough Н., 1960). Список содержит  

300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном поряд-  

ке. Испытуемый инструктируется выбрать те из них, которые соответ-  

ствуют объекту. Список создавался не как инструмент для диагности-  

ки <Я-концепции>, но получил распространение и в этом последнем  

случае. Содержит 24 шкалы, 15 из которых соответствуют перечню  

потребностей Г. Мюррея, а 9 получены эмпирически. К последним от-  

 

STR.256  

носятся: 1) общее число выбранных прилагательных, 2) защищав  

мость, 3) саморасположенность, 4) нерасположенность к себе, 5) са-  

моконфиденциальность,. 6) самоконтроль, 7) лабильность, 8) личност-  

ная приспособленность, 9) готовность к консультированию.  

Контрольный список, таким образом, также предусматривает из-  

мерение глобального самоотношения, причем независимо от его пози-  

тивного и негативного полюса (<саморасположенность> и <самонерас-  

положенность>). Существенно наличие шкал <защищаемости> и <са-  

мокОнфиденциальности>. Последняя отражает, вероятно, измерение са-  

моотношения, названное нами <близость к себе - самоинтерес>. ,--,  

На русской лексике начало разработки подобного списка, получив- 1  

шего название <личностного семантического дифференциала>, заложе-  

но работами А. Г. Шмелева (1983). --  

Списки - относительно удобные диагностические инструменты  

в смысле простоты применения и обработки, однако они обладают ря-  

дом недостатков. Во-первых, они навязывают субъекту оценку по па-  

раметрам, которые, возможно, не являются значимыми для его <Я-кон-  

цепции>, но по которым грамотный человек в принципе может дать  

оценку. В результате может возникать некоторое <фантомное> само-  

еписание. Во-вторых, вынесение категорических суждений относитель-  

но значимых для субъекта личностных параметров наталкивается на-  

внутреннее сопротивление. Так, например, сказать <да> илд <нет> от-  

носительно дескрипторов смелый, добрый, правдивый, отзывчивый  

и т. п. для некоторых людей довольно сложно и в силу .социальной-  

нормы скромности, и в силу неясности обстоятельств проявления-  

этих качеств, так сказать, неясности жизненной цены проявления этих  

качеств. В-третьих, как показано уже в исследованиях Ч. Осгуда и  

его коллег, значения слов обладают помимо предметного, деннотатив-  

ного также и аффективным, коннотативным значением. Самоописания  

на основе выбора прилагательных, таким образом, оказываются свя-  

занными с самоотношением и не вполне ясно, какой именно аспект  

(знание о себе или отношение к себе) в большей мере они выявляют.  

Все эти недостатки приводят к тому, что семантическая структура.  

самоописания (и описания других) с помощью прилагательных ока-  

зывается неустойчивой при расщеплении выборки пополам и фактори-  

зации каждой половины данных отдельно (см., напр.: Шмелев А. Г.,  

1983).  

Шкальная техника, примером которой является семантический  

дифференциал (Osgood С., Suci С., Tannenbaum P., 1957), также при- Л  

меняется при анализе <Я-концепции>, и прежде всего самоотношения.  

Существует достаточно полная отечественная литература, посвящен-  

ная теории и методу Ч. Осгуда (Петренко В. Ф" 1983). Разработан  

отечественный вариант семантического дифференциала применитель-  

но к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Ба-  

жин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М" 1983). -." /  

Нестандартизованные самоотчеты. Поскольку <Я-концепция> так  

или иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в дневни-  

к-овых записях, в нестандартизованных ответах на вопросы анкеты или  

1 интервью, в письмах и т. д.), появляется возможность примендтк_не- __  

которой совокупности текстов процедуру контент-анализа/На этом  

основана, в частности, ниже аннотируемая методика.  

Тест двадцати утверждений на самооношение .(Twenty statements  

seM attitude Test - Kuhn М" McPartland Т., 1954) - техника, осно-  

 

Об этом тесте см. также: Wylie R., 1974; Андреева Г. М.., Богомолова Н. Н.,  

Петровская Л. А., 1978; Burns R., 1979.  

 

257  

 

STR.257  

ванная на использовании нестандартизованного самоописания с после-  

дующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 м дать  

20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: <Кто я  

такой?> Испытуемый также инструктируется-давать ответы в том по-  

рядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последо-  

вательности, грамматике и логике. Анализ данных исследований поз-  

волил выделить ряд категорий, которые впоследствии использовались  

в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность,  

религия, профессия), идеологические убеждения (философские, рели-  

гиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увле-  

чения, стремления и цели, самооценки.  

Общая тенденция состоит в том, что <присоединяющие> утверж-  

дения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или  

иной категории людей (<студент>, <сын>, <мужчина>), выносятся рань-  

ше, чем <дифференцирующие> (указывающие специфический при-  

знак - <слишком толстый>, <неудачливый человек>). Наиболее ча-  

стые категории, обнаруженные на больших выборках в зарубежных  

исследованиях: профессиональная идентичность, семейная роль и ста-  

тус, супружеская роль и статус, религиозная идентичность, пол и воз-  

раст. В ответах довольно отчетливо прослеживаются социологические  

закономерности: так, возраст чаще упоминают молодые и пожилые  

люди, женщины чаще упоминают свой семейный статус, мужчины -  

половую принадлежность и т.д. В то же время психологические зако-  

номерности, лежащие в основе ответов на вопрос теста, до сих пор  

недостаточно ясны. Обычно делается предположение, что порядок на-  

зывания категорий соответствует выраженности и значимости соответ-  

ствующих признаков, т. е. структуре самоидентичностей, однако этот  

тезис не является доказанным. Вполне возможны влияния со стороны  

стереотипов заполнения официальных анкет и учетных карточек или  

со стороны защитных стратегий, при которых наиболее значимое ото-  

двигается <на потом>.  

Диагностическое использование приема 20 утверждений нуждает-  

ся в выявлении социокультурных норм, специфицированных по возра-  

сту и полу, в решении теоретических и методических проблем коди-  

ровки ответов. Уже показано, что ответы детей отличаются от ответов  

взрослых: первые чаще определяют себя через свои ситуативные и ча-  

стные проявления. Ясно также, что в этнически однородном обществе  

ответы, касающиеся расы и национальности, будут встречаться реже,  

чем в этнически разнородном. Необходимо также различать ответы,  

касающиеся самоидентичности в рамках индивидного уровня самосо-  

знания (т. е. отражающие принадлежность к таким группам, к кото-  

рым невозможно не принадлежать, живя в обществе, - половую, воз-  

растную, национальную, семейную) и ответы, касающиеся личност-  

ной самоидентичности. Последняя отражает принадлежность испытуе-  

мого к группам людей, членство в которых есть результат либо собст-  

венного выбора, самоопределения, либо специфических обстоятельств  

жизни, либо результат специфической самооценки (мыслитель, защит-  

ник окружающей среды, неудачник, фантазер и т. д.). Личностная са-  

моидентичность, таким образом, смыкается с наиболее значимыми из-  

мерениями дифференцирующей составляющей <Я-образа>, Нерешен-  

ность указанных теоретических и методических вопросов затрудняет  

использование приема 20 утверждений. Без знания социокультурных и  

половозрастных норм информативными оказываются лишь крайние,  

наиболее нетипичные случаи, как например указание только своих не-  

достатков или указание только своих индивидных идентичностей.  

 

STR.258  

Оценивая стандартизованные самоотчеты <с применением контент-  

анализа в целом, надо отметить, что основное их достоинство по  

сравнению со стандартизованными самоотчетами состоит в потенци-  

альном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализи-  

ровать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не на-  

вязанным ему языком исследования. Это, однако, является и одним из  

ограничений этого метода - субъект с низкими лингвистическими спо-  

собностями и навыками самоописания оказывается в худшем положе-  

нии по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой и на-  

выками самоописания для передачи своих переживаний. Эти разли-  

чия могут затушевывать различия в самоотношении и <Я-концепции>  

в целом. С другой стороны, всякий контент-анализ ограничивает воз-  

можность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем на-  

ложения готовой системы категорий, тем самым приближая резуль-  

таты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с по-  

мощью стандартизованных самоотчетов. На нестандартизованные са-  

моотчеты также влияет стратегия самоподачи, которая должна учи-  

тываться при интерпретации результатов. ,  

Идеографические техники, основанные на использовании психосе-  

мантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при  

котором пространство самоописания и его содержательные оси не за-  

даются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у дан-  

ного конкретного испытуемого, а результаты интерпретируются не пу-  

тем соотнесения с <нормой>, а относительно других характеристик то-  

го же субъекта, также применяются в диагностике <Я-концепции>.  

Эти методы представлены в гл. 8 данной книги при описании диаг-  

ностики индивидуального сознания; как можно было видеть, они пол-  

ностью приложимы и к анализу самосознания, а именно к дифферен-  

цирующей части <Я-концепции>. Отметим лишь, что основной труд-  

ностью в их применении является необходимость более дифференци-  

рованной системы диагностических заключений, основанной на изу-  

чении многообразных индивидуальных вариаций, выявляемых этими  

методами. Если такая исследовательская работа не проделана, то ди-  

агностическое значение тех или иных вариантов структур сознания  

или самосознания выводится из здравого смысла, что, естественно,  

сводит на нет ценность самой идеографической процедуры.  

Использование проективных техник в исследованиях самоотноше-  

ния и <Я-концепции> в целом вызвано необходимостью редукции влия-  

ния стратегий самопрезентации и основано не на психоаналитическом  

толковании проекции, а скорее на представлениях о проявлении обще-  

го свойства нашего отражения действительности - его пристрастно-  

сти (Леонтьев А. Н" 1975; Рубинштейн С. Л., 1959), которая и про-  

является в том, что структура личности, в частности и представление о  

себе, и самоотношение, может <проецироваться в недостаточно струк-  

турированной ситуации> (Соколова Е. Т., 1980). Как правило, проек- /  

тивные показатели используются для анализа трех различных аспектов  

самоотношения, в той или иной мере ускользающих при анализе пря- J  

мого самоотчета (Wells L., Marwell G., 1976). Во-первых, речь идет о  

тех бессознательных компонентах самоотношения, которые предпола-  

гают в.нутриличностные защиты, не допускающие это самоотношение  

до сознания, во-вторых, о <незамеченном, непреднамеренном самоотно-  

шении>, которое человек затрудняется адекватно вербализовать,  

в-третьих, о той <нежелательной> самооценке, которая противоречит  

социально-приемлемым образцам личности.  

Наиболее часто для анализа самоотношения используется экспрес-  

 

25>  

 

STR.259  

сивная проективная методика рисования человека, разработанная  

К. Маховер (Maohover К., 1949). Поскольку при интерпретации суще-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 817
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь