Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178829

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. Л. А. Бодалеыа, Б. Ф. Ломова. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.
2.Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). — М., 1948.
3. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / Отв. ред. А. А. Ярошевский. — 2-е изд. — М.: Наука, 1987.
4. Вернадский В. И. Биосфера: Избранные труды но биогеохимии. — М.. Мысль, 1967.
5. Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности животных и человека: Избр. труды. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.
7. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М.: Ком. Акад., 1930.
8.Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958. 9.Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
10. Льюис Д. Социализм и личность / Пер. с англ. — М.: Изд. иностр. лит., 1963.
11. Майоров Ф. П. Материалы по сравнительному изучению высших и низших обезьян.
//Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 1955. — Т. XIX, вып. 4.
12. .Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: ВЗ-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
13. Психология / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теп-лова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948.
14. Психология: Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошсвского. — М.: Политиздат, 1990.
15.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
16. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М.: Наука, 1966.
17. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1987.

18. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978.
19. Шошар П. Биологические факторы прогресса. Человеческий мозг — орган прогресса. // Какое будущее ожидает человечество / Под общ. ред. чл.-корр. АН СССР А. М. Румянцева. - Прага: Мир и социализм, 1964.

Глава 2. Психология в структуре современных наук

Краткое содержание
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний. Идеалистические и материалистические воззрения античных философов. Полемика о первичности материального и нематериального. Механистический материализм Демокрита. Ощущения как результат «взаимодействия атомов души и атомов окружающих вещей». Учение о душе Аристотеля. Понятие об «эн-телехии». Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона. Картезианская философия и дуализм Р. Декарта.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Два источника знания в учении Дж. Лок-ка о рефлексии. Интроспективная психология. Суть интроспективного наблюдения. Первая экспериментальная психологическая лаборатория Вундта. Современное представление о роли и месте методов самона-блюдения и наблюдения в психологии.
Бихевиоризм как наука о поведении. Основные положения учения Дж. Уотсона о психологии поведения. Представление о поведении человека как о системе реакций в воззрениях бихс-виористов. Экспериментальные исследования в рамках бихевиоризма. «Промежуточные переменные» в теории Э. Толмена. Явления инструментальных, или оперантных, условных реакций в учениях Э. Торндайка и Б. Скиннера. Значение бихевиоризма для развития современной психологии.
Становление отечественной психологии. Развитие психологической мысли в России в XVIII в. Психологические воззрения М. В.Ломоносова. Развитие отечественной психологии в XIX в. Работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для становления российской психологии. Роль трудов И. П. Павлова для развития психологической мысли в России. Вклад А. Ф. Лазурского, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанова в развитие отечественной психологии на рубеже XIX-XX вв. Становление советской психологии. Психологические школы СЛ. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии. Труды советских психологов в 1930-60-е гг. Современные психологические школы в России.
Взаимосвязь психологии и современных наук. Психология и философия. Эпистемология. Взаимопроникновение психологии и социологии. Вза-имосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) и его последствия для развития психологической науки в России. Взаимосвязь психологии и истории. Исторический метод. Роль и ме-сто психологии в развитии технических наук. Связь психологии с медицинскими и биологическими науками.
Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Общая психология, ее предмет и задачи. Становление и формирование основных отраслей психологии. Работы С. Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдугалла и Э. Росса. Прикладные отрасли психологии.


2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень ко

роткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.
В этой главе мы не будем рассматривать историю психологии. Существует целый учеб-ный курс, посвященный столь сложной и интересной проблеме. Наша задача заключается в том, чтобы показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике (рис. 2.1). Рассмотрим более подробно каждый из них.
Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.
С тех пор прошло очень много времени, но и сейчас человек не может полностью объяс-нить многие психические явления. Например, до сих пор механизмы взаимодействия психики и организма являются нерешенной загадкой. Тем не менее за время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило становление психологии как самостоятельной науки, хотя первоначально психологические знания аккумулировались на бытовом, или житейском, уровне.
Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать дру-гого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении окружаю-щих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привело



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Три вида психологической адаптации по К.К. Платонову
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Интеграция; Integration
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Последствия приворота
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Механизмы нарушения психологической адаптации
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Нейронные механизмы когнитивного диссонанса
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Психология запахов
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь