Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178783

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В-четвертых , научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Так что же такое психология как наука?
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психоло-гия» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занима-лась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психологии в наше время?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию пси-хических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психи-ческие состояния и психические свойства личности (рис. 1.8).
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения че-ловека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят пара-метры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе пси-хических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование зна-ний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связан-ные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным про-цессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или незначимой. Поэтому наряду с по-знавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоцио-нальные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматрива-ют такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляют-ся вне контроля со стороны сознания.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Пси-



хические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К пси-хическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уны-ние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлени-ями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.
Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характе-ризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уро-вень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преоблада-ющие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповтори-мость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, по-дробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характе-ристику таких психических явлений.
Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические про-цессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприя-тие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотно-шения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологи-ческий климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.
Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как од-ного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характери-зуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредо-ванное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей» .


1.4. Основные методы психологических исследований
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследова-ний — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук — философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.
Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие ме-тоды. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные груп-пы: субъективные и объективные (рис. 1.9).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Тесты
  • Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика. Тесты. 2 класс
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 6 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Под ред. Клово А.Г, Мальцева Д.А. Математика. Сборник тестов по плану ЕГЭ-2009. Под ред. Клово А.Г, Мальцева Д.А.
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 1 класс
  • неизвестно История России. 6 класс. Тематические тесты.
  • неизвестно История России. 7 класс. Тематические тесты.
  • неизвестно История России. 8 класс. Тематические тесты.
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Профильный уровень
  • Клайн Пол - Справочное руководство по конструированию тестов.
  • Наталья Москалева. Дзэн-буддизм как нетрадиционный метод решения психологических проблем
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 4 класс
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Мальцев Д.А. и др. ЕГЭ 2019. Математика. Книга 2. Профильный уровень
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 2 класс
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 3 класс
  • Волкова С.И. Математика. 4 класс. Тесты
  • Волкова С.И. Математика. 2 класс. Тесты
  • Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 10 класс
  • Боровских Т.А. Тесты по химии. 9 класс. Классификация. Реакции в водных растворах. Галогены. Кислород и сера
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 6 класс. К учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.
  • Гаджиева М. и др. ЕГЭ 2019. Английский язык. Устная часть. Сборник тестов
  • Волкова С.И. Математика. 3 класс. Тесты
  • Боровских Т.А. Тесты по химии. 9 класс. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Металлы
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 8 класс
  • Крылова О.Н. Входные тесты. 1 класс. Математика
  • Гаджиева М. и др. ОГЭ 2018. Английский язык. Устная часть. Сборник тестов
  • Ключникова Е.М., Комиссарова И.В. Тесты по алгебре. 7 класс. К учебнику Мордковича А.Г.
  • Крылова О.Н. Русский язык. Тесты для проверки готовности детей к школе
  • Крылова О.Н. Математика. Тесты для проверки готовности детей к школе
  • Крылова О.Н. Литературное чтение. Тесты для проверки готовности детей к школе
  • Крылова О.Н. Чтение. Входные тесты. 1 класс
  • Рыжик В.И. Геометрия. 7-9 классы. Диагностические тесты
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 тестовых заданий по математике. 4 класс
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 тестовых заданий по математике. 2 класс
  • Колесникова Е.В. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тесты
  • Крылова О.Н. Входные тесты. 1 класс. Чтение
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для дошколят. Чтение
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь