Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178339

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В это же время разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927) и П. Ф. Лесгафта (1837-1909).
Особо заметный вклад в разработку тестовых методов внес Г. И. Россолимо, который был известен не только как врач-невролог, но и как психолог. Для диагностики индивиду-альных психических свойств он разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Методика позволяла оценить 11 психических процес-сов, которые в свою очередь разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление). По каждому из этих процессов предлагались задания, в зависимости от выполнения которых по специальной шкале оценивалась «сила» каждого процесса. Сумма положительных ответов отмечалась точкой на графике. Соединение этих точек давало «психологический профиль» человека. Задания варьировали по категориям испытуемых (для детей, для интеллигентных взрослых, для неинтеллигентных взрослых). Кроме этого Россолимо предложил формулу перевода графических данных в арифметические.
Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического иссле-дования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное поло-жение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим раз-нообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию иссле-


дователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтитель-ному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное со-стояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределен-ной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные тре-бования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.
Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения экспери-мента.
Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход про-исходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Одним из первых метод естественного эксперимента стал использовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.
Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опирают-ся на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной си-туации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к раз-ряду объективных или субъективных методов.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие эле-менты и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Ки-бернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделиро-ванию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мысли-тельные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой ком-пьютера. В связи с этими исследованиями стали широко известны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галан-тера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.
Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обста-новке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испы-туемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.



Контрольные вопросы
1. Расскажите об основных структурных элементах подхода Б. Г. Ананьева к изу-чению человека: индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности.
2. Дайте характеристику первичным и вторичным свойствам человека как индивида.
3. Объясните, почему понятие «личность» относится только к человеку и не может относиться к представителям животного мира.
4. Охарактеризуйте основные свойства человека как субъекта деятельности.
5. Объясните суть понятия «индивидуальность».
6. Расскажите о современных науках, изучающих человека как биологический вид.
7. Что вы знаете об исследованиях проблем антропогенеза и социогенеза человека?
8. Расскажите о взаимоотношениях человека с природой. Каковы основные идеи, заложенные в биогеохимической теории В. И. Вернадского?
9. Дайте определение психологии как науки.
10 В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
11. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явле-ний.
12. Какие психические процессы вы знаете?
13. В чем основное отличие психических состояний и психических процессов?
14. Назовите основные свойства личности.
15. Какие методы психологических исследований вы знаете?
16. Что такое тест? Какие бывают тесты?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • София Петровна Сединина. Детский стресс
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Теория стресса Ганса Селье и реакция релаксации по Герберту Бенсону
  • Эврика приходит в полусне. Как состояние засыпания способствует креативным решениям
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Здоровье; health
  • Три вида психологической адаптации по К.К. Платонову
  • Состояние потока: мозговая схема командной работы
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Уилбер Кен. ТАК КТО ЖЕ ВЫ?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Ковалева Светлана Николаевна. Эмоционально-психологический климат группы (из опыта работы)
  • Транс; trance
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Интеграция; Integration
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Телесныйи внетелесный; embodied and unenbodied
  • Григорий Чаусовский. Фелинотерапия для самокоррекции психоэмоционального состояния человека
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Диссоциация; dissociation
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Ваганова Светлана Федоровна. Консультация для родителей «Нарушение сна у детей»
  • Образ; Image; Bild
  • Барабанова Ольга Николаевна Ярмаркина Ольга Анатольевна. Здоровый образ жизни в детском саду и дома
  • Потапович Юлия Владимировна. ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
  • Либидо; Libido
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • К чему снятся голуби
  • Беспомощности (состояние)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь