Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178831

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часть I. Введение в общую психологию
■ Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
■ Глава 2. Психология в структуре современных наук
■ Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
■ Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
■ Глава 5. Психологическая теория деятельности
■ Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

ОТ АВТОРА


Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учеб-ной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособии, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.
Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих лю-дей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Ь. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Попятия "индивид", «субъект деятельности», «личность». Первичные R вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее Представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: Сравнительная психология, ЗООПСИХОЛОГИЯ, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина -психология». Психология как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические СОСТОЯНИЯ как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность, Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее, представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субьективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные типы психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.


1.1. Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ■ 13

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968-1972 гг. был деканом фа-культета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаменталь-ных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил си-стему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению чело-века был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отече-ственной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципи-ально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоя-тельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях раз-вития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все боль-ше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обуче-нием и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и чело-веческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъ-ект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это чело-век как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда ЭТО понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Три вида психологической адаптации по К.К. Платонову
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Интеграция; Integration
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Последствия приворота
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Механизмы нарушения психологической адаптации
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Нейронные механизмы когнитивного диссонанса
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Психология запахов
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь