Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 49765

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Альцгеймеризация старческого слабоумия. Появление на поздних этапах старческого слабоумия очаговых корковых расстройств (афатических, агностических, апрактических и др.), характерных для Альцгеймера болезни. По мнению некоторых исследователей [Жислин С.Г., 1956], может рассматриваться как поздний вариант Альцгеймера болезни.
Альцгеймеровское перерождение нейрофибрилл [Alzheimer А., 1906] — утолщение нейрофибрилл, более сильно импрегнирующихся и спиралеобразно извивающихся. Пораженные нейрофибриллы образуют клубки, завитки, спирали. Ядра нервных клеток сморщиваются и распадаются, вместо клетки остается клубкообразный пучок фибрилл. Обнаруживается при исследовании по Бильшовского методу.
Типично для старческого слабоумия и Альцгеймера болезни, однако может наблюдаться и при других заболеваниях (постэнцефалитический паркинсонизм).
Аматофобия (греч. amathos — пыль, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь пыли.
Амбивалентность (лат. ambi — вокруг, с обеих сторон, valens — сильный) [Bleuler E., 1911]. Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении — склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере — одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли — амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности — одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett [1949] как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.
Амбидекстрия (лат. ambi — вокруг, с обеих сторон, dexter — правый). Равные возможности использования левой и правой руки. А. может быть врожденной и приобретенной вследствие систематических упражнений, чаще всего у левшей.
Амблинойя (греч. amblis — тупой, слабый, nus — ум, разум). Болезненная затрудненность принятия каких-либо решений. Наблюдается при психастении, существенно отличается от амбивалентности при шизофрении.
Син.: амблиотимия, амбитимия.
Амблиопия (греч. amblis — тупой, слабый, opsis — зрение). Понижение зрения, слепота функционального генеза, без органического поражения зрительного анализатора. Наблюдается при истерии, часто в сочетании с другими функциональными симптомами — нарушением светоощущения, светобоязнью, сужением поля зрения и т.п.
Син.: истерический амавроз, истерическая слепота, психогенная слепота.
Амбрумовой концепция суицидального поведения [Амбрумова А.Г., 1971]. Основана на системном рассмотрении личностных параметров и социальных ситуаций, в которых данная личность фигурирует. Суицид рассматривается как проявление социально-психологической дезадаптации личности (на непатологическом или патологическом уровнях) при наличии неразрешимых микросоциальных конфликтов. Уровень вероятности реализации суицидальных тенденций зависит от сочетания ряда факторов — от уровня типологической готовности личности, наличия «горячей точки» или «западения» (то есть узловых моментов в биографии суицидента), от стрессовой (конфликтной) ситуационной нагрузки. Нарушения взаимоотношений личности и среды могут происходить как за счет внутриличностных изменений, так и в связи с изменениями в сфере ближайшего социального окружения (например, семьи). Рассматривая суицидальное поведение в клинико-психологическом аспекте, А.к.с.п. учитывает взаимодействие факторов риска трех основных уровней — психопатологического, индивидуально-личностного и ситуационно-средового; она применима для понимания механизмов суицида как среди страдающих психозами и пограничными психическими нарушениями, так и среди практически здоровых лиц.
Аменомания (лат. amoenus — приятный, веселый, греч. mania — помешательство) [Rush В.]. Один из старых терминов для обозначения маниакальной фазы МДП. Радостная, веселая мания, характеризующаяся блаженным отношением к окружающему.
Аменорея (а + греч. men — месяц, rhoia — течение). Отсутствие месячных не менее чем в течение полугода. У психически больных наблюдается при эндогенных психозах, вследствие психогений в рамках психогенных психозов, а также при эндокринном психосиндроме.
Аменция (а + лат. mens — ум, мышление, рассудок). [Meinert Th., 1881]. Синдром расстроенного сознания, состояние острой спутанности. Основные признаки — полная дезориентировка в месте, времени, собственной личности, бессвязность мышления, повышенная отвлекаемость, наличие аморфных, нестойких иллюзий и галлюцинаций, отрывочные бредовые переживания, растерянность, пугливость, неадекватная эмоциональность. Иногда длительное беспокойство (обычно в пределах постели). По выходе из А. — амнезия. Развивается чаще всего вследствие тяжелых и длительных, истощающих организм соматических заболеваний.
В качестве особых вариантов выделяют А. галлюцинаторную (в сочетании с яркими галлюцинаторными переживаниями) и кататоническую (с выраженными двигательно-волевыми расстройствами, близкими к кататоническим). Th. Meinert первоначально [1881] назвал А. острой галлюцинаторной спутанностью и лишь затем, в 1890 г., ввел понятие А., границы которой значительно расширил, рассматривая ее как самостоятельный психоз.
См. Сознания расстройства.
Амимия (а + греч. mimia — подражание). Нарушение мимики, наблюдается при поражениях лицевых нервов, паркинсонизме, ступоре кататоническом, синдроме нейролептическом, идиотии и т.д. При паркинсонизме А. — одно из проявлений моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. А. наблюдается также при органических поражениях головного мозга лобной локализации («лобный синдром»), свидетельствуя о нарушениях эмоциональной сферы.
Амиостения (а + греч. myos — мышца, sthenos — сила). Мышечная слабость. Наблюдается при органических заболеваниях ЦНС и неврозах (астеническом, истерическом).
Амитал-кофеиновая проба. Растормаживание с помощью введения кофеина (2 мл 10%-ного раствора) и через 20—30 мин амитала натрия (20—30 мл 2%-ного раствора в клизме или 5-10 мл 5%-ного раствора внутримышечно), часто кофеин и амитал натрия вводятся внутривенно в одном шприце. Применяется с диагностической целью при ступорозных состояниях (кататонических и реактивных); в периоде растормаживания больной становится доступным контакту, что позволяет врачу проникнуть в сущность его болезненных переживаний. После стадии растормаживания, используемой для беседы с больным, наступает сон.
Син.: барбамил-кофеиновая проба.
Амихофобия (греч. amyche — царапать). Навязчивый страх повреждения кожи. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и психастении.
Амнезия (а+ греч. mnesis — воспоминание). Отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.
А. антероградная (лат. anterius — прежде, до, gradior — ходить, идти) — распространяется на период, наступающий непосредственно после нарушения сознания или болезненного психического состояния.
А. антероретроградная (лат. retro — позади, после) — сочетание А. антероградной и ретроградной.
А. аутогипнотическая (греч. autos — сам, hypnos — сон) [Jung С.] — функциональная А., характеризующаяся забыванием вследствие вытеснения.
А. динамическая (греч. dinamis — сила) [Charcot J.M., 1892] — А. функциональная, чаще всего истерического происхождения, при которой забытое больным вспоминается в гипнотическом состоянии. Противоположна А. органической, при которой забытое не может быть экфорировано в гипнотическом состоянии.
А. инфантильная. Психоаналитический термин, обозначающий первые три-четыре года жизни, о которых обычно не сохраняется воспоминаний.
А. кататимная (греч. katathymo — падать духом, унывать) — А. только на определенные, личностно значимые события и лица.
А. конградная (лат. con — совместно, gradior — идти) — А. на период времени, соответствующий нарушению сознания или болезненному психическому состоянию.
А. лакунарная (лат. lacuna — углубление, яма) — облегченный вариант А. конградной, при котором нарушения памяти носят неглубокий характер. Наблюдается обычно при нерезко выраженных расстройствах сознания (например, при делирии, онейроиде) и при истерии.
Син.: А. частичная, очаговая.
А. негативистическая — обусловлена внутренним сопротивлением больного воспроизведению отдельных фактов, событий, лиц и т.п. Может быть проявлением негативизма, аутизма.
А. периодическая — неоднократно повторяющаяся А. на ограниченные промежутки времени.
Син.: А. эпизодическая.
А. постгипнотическая — возникает в связи с постгипнотическим внушением на образы, представления и события, указанные гипнотизирующим.
А. прогрессирующая — распространяется от более поздних запасов знаний к ранее приобретенным в соответствии с законом Рибо.
А. ретардированная — вариант А. конградной, наступающей не сразу, а через некоторое время после нарушенного сознания или психотического состояния.
А. ретроградная (лат. retro — позади, gradior — идти) — охватывает период, предшествующий расстройству сознания или психотическому состоянию.
А. ретроградная периодическая [Бехтерев В.М., 1900] — характеризуется приступообразно возникающими состояниями А. ретроградной (ретроактивной — по современной В.М. Бехтереву терминологии). Характерна полная сохранность ориентировки во времени, месте и собственной личности. Больной жалуется на тягостно переживаемое чувство запамятования того, что было с ним за несколько часов до приступа (в пределах суток). После приступа — А. по отношению к пережитому. Описана при органических заболеваниях головного мозга (в отдаленном периоде после перенесенного инсульта) и рассматривалась как эпилептиформная по своему генезу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Интеграция; Integration
  • Блюм Г. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
  • Гавриленко И.Н. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Психотерапия; Psychotherapy; Psychotherapie
  • Арыкова Е.А.,Антонова Е.А. Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Дваждырожденные
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Расщепление; Splitting; Zerspalten; Zersplittern
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь