Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 49410

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Акцентуация (лат. accentus — ударение). Усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств. А. личности — промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов А. характера и темперамента: гипертимность, склонность к застреванию аффекта, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, возбудимость, дистимичность (субдепрессивность), склонность к аффективной экзальтации. В патологии демонстративности соответствует истерическая психопатия, педантичности — ананкастическая психопатия, склонности к застреванию — паранойяльная психопатия, возбудимости — эпилептоидная психопатия. Отмечены сочетанные А. различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии.
А.Е. Личко [1977] рассматривает А. не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности, мировоззрение и т.д. У подростков он различает следующие типы А. характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные.
Диагностика А. личности, характера основывается на данных клинического обследования и результатах психологического исследования с помощью опросников Шмишека, Литтманна—Шмишека, ПДО.
Алалия (а + греч. lalia — речь) [Delius, 1757]. Отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. В зависимости от того, какая речь страдает — экспрессивная или импрессивная, различают А. моторную и сенсорную. Наблюдается в детском возрасте и обусловлена недоразвитием речевых областей коры больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном или раннем постнатальном периоде. При А. моторной дефектна или полностью отсутствует активная речь, понимание обращенной к больному речи не нарушено. В случаях А. сенсорной нарушено понимание речи при своевременном появлении речевой активности.
Син.: эфемия.
Алгогаллюциноз (греч. algos — боль, лат. hallutinatio — бред, видения) [van Bogaert L., 1934]. Непрерывно продолжающиеся фантомные боли в ампутированной конечности (см. Фантом ампутированных).
Син.: фантомные боли.
Алголагния (алго + греч. lagneia — похоть, сладострастие). [Screnk-Notzing, 1899]. Понятие, объединяющее садизм или бертранизм (см.), то есть активную А., и мазохизм (см.), то есть пассивную А. Перверсии, при которых половое возбуждение и удовлетворение достигаются лишь при нанесении боли партнеру или, наоборот, при ощущении боли лицом, подвергающимся истязаниям.
Александера болезнь [Alexander W.S., 1949]. Наследственное заболевание, проявляющееся в раннем детском возрасте. Тип передачи — аутосомно-рецессивный. Характерны нарушения метаболизма в астроцитах. Патологоанатомически — демиелинизирующая лейкодистрофия. Клинически — высокая температура, судорожные припадки, задержка умственного развития, прогрессирующая гидроцефалия, слабость мышечного тонуса, пирамидные знаки. У детей А.б. протекает катастрофически, смертельный исход наступает при явлениях децеребрационной ригидности и спастической тетраплегии. У взрослых течение заболевания более медленное, с остановками и ремиссиями.
Александровского оценочная шкала [Александровский Ю.А., 1970]. Шкала оценки степени выраженности психопатологической симптоматики и показателей клинического действия транквилизаторов, разработанная для сравнительного изучения эффективности последних при пограничных формах психических расстройств. Основана на многовекторном анализе действия транквилизаторов, позволяет дать количественную характеристику их эффективности. В качестве показателей фигурируют; эмоциональная возбудимость и аффективная насыщенность переживаний, повышенная раздражительность, повышенная истощаемость, навязчивости, расстройства психастенические, депрессивные, сенестоипохондрические, судорожные, засыпания, интрасомнические, постсомнические, вегетативные расстройства пароксизмального характера, миорелаксация, седация, активация.
Алекситимия (а + греч. lexis — речь, thymos — душа, настроение, чувство) [Sifneos P., 1972; Busow G., 1985]. Затруднения в передаче, психологическом описании своего состояния. Наблюдается при психосоматических заболеваниях, особенно при соматизированных латентных депрессиях.
Алексия (а + греч. lexis — речь, слово) [Benedikt, 1865; Kussmaul A., 1877]. Форма оптической агнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают А. первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические. Литеральная А. характеризуется неразличением отдельных букв; А. слогов (асиллабия) — невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная — нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю. Динамика синдрома А. — от литеральной, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической, при которой буквы теряют свое символическое значение [Смирнов В.М., 1962].
Син.: словесная слепота, вербальная слепота.
Алибидемия (а + греч. libido — половое влечение, либидо). Отсутствие полового влечения.
Алкоголизм (араб. al Kohol). Систематическое злоупотребление алкогольными напитками в дозах, вызывающих алкогольное опьянение, хроническую интоксикацию. Различают острую интоксикацию алкоголем и хронический А. Первая проявляется эпизодическими состояниями простого алкогольного опьянения различной степени выраженности. А. хронический характеризуется продолжительным употреблением спиртных напитков и протекает с явлениями психологической и биологической зависимости от алкоголя, изменениями толерантности к спиртному, появлением и развитием алкогольной деградации (психической и соматической) .
Различают следующие стадии заболевания [Портнов А.А., Пятницкая И.Н., 1961, 1971, 1973]:
I. Начальная, или неврастеническая, — исчезает защитный рвотный рефлекс, появляется наркоманический синдром. Последний характеризуется усилением влечения к спиртному (см. Еллинека симптом), нарастанием психической зависимости от алкоголя и измененной реактивностью на него — растет устойчивость, обнаруживаются палимпсесты (см. Палимпсест).
II. Средняя, или наркоманическая, — характерно отсутствие количественного контроля над потреблением алкоголя, появление физической зависимости от алкоголя, одним из проявлений которой является абстинентный синдром (см. Абстиненция), максимальная толерантность, снижение личности. В этой стадии возможны алкогольные психозы (делирий, острый алкогольный галлюциноз).
III. Исходная, или энцефалопатическая, — характерны падающая толерантность, грубое снижение личности, нарастание алкогольной деменции. Типичны затяжные, хронические психозы, часты неврологические осложнения, Гайе—Вернике и Корсакова энцефалопатии.
И.Н. Пятницкая [1988] выделяет предшествующую первой продромальную стадию. Продром отличается от I стадии тем, что влечение к спиртному лишь начинает формироваться, существуют естественные ограничители интоксикации, в состоянии опьянения отмечается устойчивость функций (эмоциональная стабильность), отсутствуют палимпсесты Отмечается подьем жизненного тонуса, на фоне которого проявляется дисхроноз, искажение суточного цикла.
Классификация А.А. Портнова и И.Н. Пятницкой наиболее часто используется в отечественной наркологии. Наряду с ней широко известны и др.
При классификации по И.В. Стрельчуку [1966] различают: I стадию, легкую (появление влечения к алкоголю, потеря контроля, возросшая устойчивость к алкоголю, функциональные нарушения нервно-соматической и психической сферы при сохраненной трудоспособности); II стадию, среднюю (увеличение влечения к алкоголю и толерантности, утяжеление нервно-психических и соматических нарушений, появление абстинентного синдрома); III стадию, тяжелую (интолерантность, изменение характера опьянения, появление амнестических форм опьянения, усиление влечения к алкоголю, большая тяжесть абстинентного синдрома, появление необратимых нервно-психических и соматических нарушений).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Астазия-абазия
  • Пориомания; Дромомания
  • Маниоформный
  • Трибадия
  • Ангионевроз
  • Фантазм
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Синдром; syndrome
  • Дипсомания; запой истинный; греч. dipsa жажда и мания; лат. dipsomania
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Мутизм; mutus
  • Фантазм; phantasma
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Энгель Лилия Николаевна. Педагогическая статья «Игровые приёмы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • М.В. Кузеванова. Статья Тема: «Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Невроз; neurosis
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Притча «Авва Агафон и больной странник»
  • Притча «Больной олень»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Гавриленко И.Н. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Лизис
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Буева Вероника Анатольевна. Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи.
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Метатропизм
  • Говинда А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ФИЛОСОФИИ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • Лезжова Ольга Владимировна. Зрительная гимнастика на экране - 'Полеты Осенью'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь