Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 49546

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А. транзиторная глобальная [Bender М.В., 1956; Fischer C.M, Adams В.D., 1958] — характерна преходящая полная А., охватывающая события прошедшего дня или даже недели. Редукция амнестических расстройств происходит в течение нескольких часов, остается пробел в воспоминаниях относительно времени начала болезненных проявлений вплоть до полного восстановления памяти. Наблюдается обычно однократно. Причины не известны, предположительно можно говорить о преходящей локальной ишемии ткани мозга в связи с транзиторными нарушениями мозгового кровоообращения, в первую очередь в бассейне базилярной артерии.
А. фиксационная — характеризуется невозможностью запомнить происходящее. Например, больному называют имя и отчество собеседника, задают какой-нибудь отвлекающий вопрос и тут же переспрашивают о них. Как правило, больной утверждает, что их ему не называли.
А. эпохальная — возникает обычно вследствие шоковых состояний и тотальной утраты памяти на события длительных периодов прошлого — месяцы, годы, иногда на всю предшествовавшую жизнь.
Амнестические транзиторные эпизоды. Наблюдаются у лиц в возрасте 45—70 лет и длятся от часа до суток. Рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, приводящие к нарушениям деятельности лимбических структур [Frank, 1981; Жмуров В.А., 1988].
Амок (малайск. amok — бешеный). Острый психоз, наблюдающийся у аборигенов Малайских островов. После периода дисфории, а иногда минуя его наступает сумеречное состояние сознания с агрессивно-разрушительными действиями, затем — амнезия. По E. Kraepelin, А. является психозом эпилептического круга. F. Minkowska [1935] считала, что А. является выражением дефензивно-эксплозивной пропорции, характерной для глишроидии (эпилептоидии): накопление вязкого аффекта, его стаз, и аффективный эксплозивный разряд.
Амтхауэра тест структуры интеллекта [Amthauer R., 1953]. Один из психометрических психологических тестов для исследования интеллекта. Направлен на исследование вербального интеллекта (индуктивное мышление, комбинаторика, формирование суждений), счетно-математических способностей, пространственного представления и сохранения в памяти усвоенного материала. Состоит из девяти субтестов. Помимо оценки уровня интеллекта дается характеристика его структуры по профилю успешности выполнения отдельных субтестов. Предназначен для исследования лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. В СССР был адаптирован Х.И. Лийметсом, Ю.Л. Сыэрдом, К.Ю. Тоймом [1974].
Амузия (а + греч. musikos — музыкальный) [Steinhals, 1871 ]. Нарушение способности понимать и исполнять музыку (вокальную и инструментальную), писать и читать ноты. Нередко сочетается с агнозией слуховой. Об А. можно говорить в тех случаях, если такие способности раньше были присущи больному. Различают А. моторную и сенсорную. Сенсорная амузия, при которой невосприимчивость к музыке сочетается с относительной сохранностью способности ее исполнения, наблюдается при поражении поля 22 (по Бродману). Двигательная (вокальная) амузия, при которой оказывается утраченной способность исполнения музыкальных произведений при сохранности их восприятия, связана с поражением поля 45.
А. следует отличать от апрактических расстройств, приводящих к невозможности игры на музыкальных инструментах.
Амфитимия (греч. amphi — вокруг, с обеих сторон, thymos — настроение, душа) [Hellpach W., 1919]. Обозначение смешанного аффекта при циркулярном психозе, одновременного существования противоположных аффективных состояний, длящихся известное время, а в некоторых случаях определяющих всю клиническую картину. См. Гагена—Крепелина смешанные состояния.
Термин «амфитимия» употребляется и в другом понимании, для обозначения психогенно-истерической депрессии с меняющейся интенсивностью аффективных симптомов [Blitzstein, 1936].
Анаболические препараты (греч. anabole — подъем). Лекарственные препараты, способные стимулировать синтез белков в организме. Приводят к улучшению аппетита, увеличению массы мышц и тела в целом, улучшают общее состояние больных, ускоряют кальцинацию костей. При их назначении питание больного должно включать адекватные количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.
Назначаются при кахектических состояниях, астениях различного генеза. Различают А.п. нестероидные (оротат калия и др.) и стероидные (неробол, феноболин и др.). Последние являются синтетическими производными стероидов, обладают избирательной анаболической активностью при минимально выраженном андрогенном эффекте.
Син.: анаболики, анаболизанты.
Аналгезия табетическая. Отсутствие болевой чувствительности, сочетающееся с выпадением болевой чувствительности. Наблюдается при спинной сухотке.
Аналгетики (греч. ап(а) — не, algesis — ощущение боли). Лекарственные вещества, обладающие болеутоляющим действием (морфин, промедол, амидопирин, ацетилсалициловая кислота и др.). Многие из них обладают эйфоризирующим эффектом, что при неосторожном их применении приводит к наркоманическим тенденциям (аналгетомания).
Аналептики (греч. analepticos — укрепляющий, восстанавливающий). Лекарственные препараты, стимулирующие деятельность ЦНС, главным образом за счет повышения возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров (коразол, камфора, кордиамин, бемегрид, цитилон, лобелин и др.).
Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение). Процесс разложения целого на части.
Анализ структурный [Kretschmer E., 1918, 1922; Birnbaum В., 1919]. Анализ картины психоза с позиций соотношения роли множества участвующих в ее построении факторов — этиологических, патогенетических, патопластических и предрасполагающих. Оцениваются структура и динамика психоза в каждом конкретном случае и выделяется, помимо этиопатогенетических моментов, значение возраста, пола, конституционально-типологических особенностей личности, влияние окружающей среды. Учитывается соответствие или несоответствие характера психогении структуре личности (см. Ключевые переживания). Типичный пример А.с. — бред сенситивный отношения по E. Kretschmer.
В структуре психоза различаются моменты эндогенные, экзогенные, психогенно-реактивные, соматические, функциональные и органические. Их соотношение определяет нозологическую индивидуальность психоза. Такое понимание структуры психоза приводит к необходимости сложного диагноза, многомерной, полидименсиональной диагностике.
Анализатор. Функциональное образование ЦНС, осуществляющее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и самом организме. Деятельность А. осуществляется определенными мозговыми структурами. Понятие введено И.П. Павловым, согласно концепции которого А. состоит из трех звеньев: рецептора; проводящих импульсы от рецептора к центру афферентных путей и обратных, эфферентных, по которым импульсы идут из центров на периферию, к нижним уровням А.; корковых проекционных зон. Физиологические механизмы деятельности анализаторов изучались П.К. Анохиным, создавшим (см.) концепцию функциональной системы.
Различают А.: болевой, вестибулярный, вкусовой, двигательный, зрительный, интероцептивный, кожный, обонятельный, проприоцептивный, речедвигатеяьный, слуховой.
Анальная фаза (лат. anus — задний проход). Психоаналитический термин для обозначения фазы развития полового влечения (либидо), когда основное эротическое значение принадлежит эмоциям, связанным с дефекацией. Соответствует возрасту 1—3 года и сменяет оральную фазу. Анальная зона (слизистая прямой кишки и ануса), по З. Фрейду, в дальнейшем утрачивает свое эрогенное значение, за исключением случаев формирования половых извращений (гомосексуализм).
Анамнез (греч. anamnesis — воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический (особенности психического развития, преморбидные черты личности, наследственность, круг интересов и увлечений, успеваемость в учебном заведении, наличие вредных привычек и т.д.), социальный (бытовые условия, характеристика социальной микросреды, взаимоотношения в коллективе, общественное положение), фармакологический (лекарства, получаемые больным и их эффективность, побочные явления, непереносимость по отношению к некоторым препаратам), эпидемиологический (сведения о наличии в местности, где больной проживал, инфекционных заболеваниях, которые могли бы дать основания для предположения о возможности возникновения у него инфекционного психоза). В А. психиатрический входят и выделяемые как самостоятельные разделы А. болезни, жизни, наследственный, семейный.
Ананказм (греч. anankasma — принуждение) [Donath G., 1897]. Явление, обусловленное автоматизмом навязчивых идей, их доминированием в психике больного и распространением на двигательную сферу с образованием навязчивых ритуалов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Эхо - Детские стихи
  • Пориомания; Дромомания
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Эхо наших дел»
  • Трибадия
  • Маниоформный
  • Астазия-абазия
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Мутизм; mutus
  • Притча «Эхо»
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Фантазм
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Дипсомания; запой истинный; греч. dipsa жажда и мания; лат. dipsomania
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Психологическая формула юмора
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Симптом
  • Антонова Серафима Сергеевна. НОД в старшей группе на тему «Эхо военных лет»
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Виктор Львович Портон. Чувство юмора как блокировка ложных ассоциаций
  • Ангионевроз
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Диссоциация; dissociation
  • Как функционирует мозг эрудированного человека



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь