|
Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 46392
Автор: Айзенк Г., Айзенк М.
Название: Исследования человеческой психики. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК
ные заключения, сделанные на основе первой работы, описанной выше. Таким образом, по-видимому, нет сомнений, что между личностью и авторитаризмом существуют взаимосвязи, что эти взаимосвязи имеют генетическую основу и что, следовательно, невозможно обсуждать идеологии исключительно с позиций рациональных убеждений. Принятие этих идеологических систем определяется в очень большой степени генетическими — малозначимыми в терминах философии — факторами. Взаимосвязь между показателями эмфазы и Р, с одной стороны, и авторитаризмом — с другой представляет особый интерес. Общая воинственность идеологий, отмечавшаяся в начале этой главы, и требования «преданности делу» отчетливо прослеживаются в эмфатических реакциях на формулировки ригидных испытуемых и демонстрируются общей агрессивностью личностей с высокими показателями Р. Почему средний путь редко торжествует Все это, по-видимому, оставляет открытым наиболее фундаментальный вопрос из всех: почему же возникают идеологии? Мы можем прогнозировать, какого рода человек вероятнее всего может стать жертвой идеологии, мы можем предсказывать, какого рода идеологии будут последовательно отстаивать правые или левые политические идеалы, и мы можем демонстрировать то, как развитие тех или иных идеологий находит внутреннее соответствие личностным чертам тех, кто их разделяет. Однако вопрос о происхождении требует ответа, который должен выходить за рамки психологии, хотя неизбежно должен заключать в себе и определенные психологические принципы. В общих чертах наш ответ сводится к следующему. Правые и левые политические идеалы, капитализм и ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 467 социализм содержат в себе противоречия, которые неизбежно ведут к конфликту, изменениям и распаду. Противоречия капитализма были указаны многими авторами, в том числе, разумеется, и Марксом; если капитализм не сдерживается государственным управлением и профсоюзами, он ведет к монополиям и обогащению немногих за счет большинства. Противоречия социализма были указаны Ф. А. Хейеком, К. Поппером и многими другими. Принцип равных возможностей, лежащий в основе социализма, находится в конфликте с биологической реальностью и может быть насажден только с помощью диктатуры. Другими словами, полнокровный капитализм и полнокровный социализм могут удерживаться только путем подавления и отказа от человеческих прав. Идеологии по своему определению ведут к насилию. Капитализм, хотя и является демократическим по своим намерениям, требует диктатуры фашистского типа для сохранения своих привилегий. Социализм, хотя и является демократическим по своим намерениям, требует диктатуры коммунистического типа для насаждения своих принципов. Разумеется, ни насаждение социальных идеалов, ни сохранение привилегий не имеют успеха. Фашизм сохраняет только пустую скорлупу капитализма, лишенную всей его реальной силы, а коммунизм сохраняет только пустую скорлупу социализма, лишенную всех его идеалов. На практике и правые, и левые политические идеалы нуждаются в том, чтобы их ограничивала система государственного управления, в противном случае они приводят в тупик. Однако государственное управление в конце концов вырождается в систему государственного контроля, в диктатуру и потерю свободы. Единственная реальная альтернатива — путь компромисса, или средний путь, примеряющий доктрины капитализма и социализма, предостав- 468 Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК ляющий возможность одновременного существования частного и государственного сектора. Почему этот компромисс столь часто игнорируют, отдавая предпочтение крайним и воинственным идеологическим позициям? Ответ, вероятно, заключается в принципе определенности, заявленном британским психологом Р.Х. Таулессом на основании его работы о религиозных убеждениях. Он определил принцип определенности следующим образом: «Когда в группе людей имеются влияния, действующие как в направлении принятия, так и в направлении непринятия убеждения, результатом является не общее снижение степени убежденности в своих воззрениях, а ситуация, когда одни исповедуют воззрения с крайней степенью убежденности, в то время как другие отвергают их с той же крайней степенью убежденности». Это наблюдение вполне применимо и к политическим воззрениям и убеждениям. Один из авторов этой книги провел исследование, в котором он распределил по семибалльной оценочной шкале 22 208 голосов, отданных «за» или «против» по различным социальным и политическим вопросам, в которых явно прослеживались «влияния, действующие как в направлении принятия, так и в направлении непринятия» обозначенных взглядов и установок. Результат показал, что налицо отчетливая тенденция к крайним оценкам (+3 и — 3), которые встречаются чаще, чем промежуточные. Когда сравнили разные группы, участвовавшие в исследовании, выяснилось также, что крайние группы были, как правило, более уверены в своих взглядах. Это заставляет предположить, что в любом обществе, в котором есть имущие и неимущие (в действительности во всех обществах, кроме наиболее примитивных), консервативные и радикальные установки, очевидно, представляют собой отчасти отражение социального статуса, а отчасти отражение личности. Для разных людей эти установки, ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 469 очевидно, означают разную степень убежденности, которая опять же зависит от личности человека. Для ригидных личностей, очевидно, свойственна высокая степень убежденности, а для гибких личностей низкая. Очевидно, что при любой форме общества, будь то капиталистической или социалистической, внутренние противоречия должны приводить в конечном итоге к распаду и крушению, если бы те, кто твердо уверен в своей правоте, не прибегали к физическому насилию и подавлению гражданских прав. Идеологии, очевидно, возникают как естественное следствие двух факторов — внутренних противоречий существующих политических систем и принципа определенности, который не позволяет многим людям исповедовать свои взгляды с меньшей степенью убежденности, хотя это, несомненно, больше бы соответствовало нашим ограниченным знаниям о последствиях социальных действий. Репрессии, разумеется, порождают сопротивление и бунт с той же неизбежностью, с которой действие рождает противодействие в физике Ньютона. Таким образом, одна идеология порождает прямо противоположную ей идеологию. Политический процесс еще больше обостряет напряжение, вызываемое принципом определенности. Абсолютная убежденность в своей правоте отдаляет идеолога все дальше и дальше от возможности компромисса и приводит его в конечном итоге к геноциду, к уничтожению целых классов или рас и к другим преступлениям, которых немало зафиксировано в анналах новейшей истории. Обрисованные здесь в общих чертах принципы, конечно, могут иметь более широкое приложение. Нам нужно только заменить капитализм и социализм католицизмом и протестантизмом или христианством и мусульманством, сделав небольшие поправки на религиозный контекст, и мы увидим ту же картину. В религиозных системах есть те же внутренние противо- 470 Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК речия, что и в политических системах, а принцип определенности действует с равной силой применительно к любой системе взглядов или верований. В заключение подчеркнем, что невозможно изучать современные или древние идеологии, не обращая пристального внимания на психологические принципы и в особенности на взаимосвязи между идеологией и личностью. Пока же наши изыскания в этой области только слегка обрисовывают проблему. Тем не менее уже сейчас результаты исследований позволяют предполагать, что со временем мы научимся понимать внутренние пружины идеологии гораздо лучше, чем мы понимаем в настоящее время. Преодоление предрассудков Но достаточно ли одного понимания? Не может ли психология помочь нам в решении острейших проблем современности, связанных с идеологиями, таких проблем, как предубеждения? Рассмотрим следующий эксперимент, проведенный недавно в Германии Грос-сартом-Матичеком, Г. Айзенком и X. Веттером. В этом исследовании была опрошена случайная выборка из 6796 мужчин в возрасте от 45 до 55 лет на предмет наличия у них предубеждений, которые классифицировались как антидемократические, антисемитские, антиарабские, антиславянские, антирасовые, антиамериканские или как антикоммунистические. Из этой большой группы были отобраны 530 человек, которые выражали крайние предубеждения. Затем их разбили на пары в соответствии с их предубеждениями — антисемиты с антисемитами, антикоммунисты с антикоммунистами и так далее — и каждого члена пары включили либо в терапевтическую, либо в контрольную группу. Если вернуться к Главе 23, в которой исследовалась предрасположенность к раку и коронарной болезни сердца, то можно сказать, что все ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 471 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|