Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 39670

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Группа сверстников как институт социализации
вые меняется соотношение позиции взрослого и сверстника в пользу последнего. Содержание взаимоотношений в значительно меньшей степени начинает определяться учителями и родителями. Если на предыдущем этапе успеваемость, соответствие требованиям взрослых во многом задавали статус младшего школьника, то теперь этот статус определяется теми проявлениями, образцами поведения, которые ценятся самими подростками. Отметим важную особенность подростковой группы — членство в ней представляет самостоятельную ценность для ребенка. Меньшую роль играют характеристики этой группы, даже статус в ней не так значим, как сам факт членства. Именно поэтому так велико групповое давление в этот период (см. раздел 3.2).
По сравнению с младшими школьниками коллективы подростков лучше структурированы, сложившаяся психологическая структура более устойчива и постоянна. Подростку довольно трудно изменить мнение одноклассников о себе (и позитивное, и негативное), даже если оно было результатом влияния внешних обстоятельств, а не реального взаимодействия. Можно сказать, что начиная с подросткового периода несколько меняется суть функций группы сверстников как института социализации. Если до этого времени они являлись прямыми проводниками воздействия взрослого мира, трансформируя, адаптируя требования взрослых, включая их в собственные отношения, то теперь начинает расти роль их собственных оценок, позиций, предпочтений. В классических американских исследованиях подростковых групп подчеркивалось, что влияние сверстников находится в контротношениях с воздействием взрослых. Конечно, ситуация в любой конкретной группе уникальна и неповторима, являясь следствием ее развития и функционирования. И любая закономерность реализуется в реальной группе по-своему, одно очевидно: реализация функций института социализации для группы сверстников, начиная с подросткового возраста, весьма усложняется. Это распространяется и на юношеский возраст, которым мы завершаем рассмотрение периода детства. Юношеские группы, сохраняя все основные особенности групп подростковых, имеют и собственную специфичность. В основном она касается отношений «группа — личность». Изменяется позиция по отношения к группе, значительно возрастают требования к коллективу, который должен соответствовать идеальному представлению юноши об отношениях между людьми в группе, о характеристиках этой группы, ее целях и способах их достижения. Общая направленность в сторону формирования ценностного отношения к миру отражается
301
Глава 6. Прикладные вопросы психологии малой группы
и на видении своих отношений к группе сверстников. С этим, вероятно, связано падение значимости школьного коллектива в старших классах средней школы. Будучи группой формальной, жестко заданной взрослыми, класс перестает соответствовать требованиям ребят. Именно в это время возрастает роль неформальных групп в их жизни, которые тоже очень неоднородны, различаются по основаниям возникновения и оставляют весьма разный след в процессе юношеской социализации.
В исследовании Н. А. Холостовой, выполненном под руководством Е. М. Дубовской, выяснялся вопрос относительно неформальных отношений старшеклассников со сверстниками. Мы пытались найти пути проверки предположения о том, что неформальная группа может оказаться средством решения такого противоречия юношеского возраста, как одновременное стремление автономии от взрослых и вхождение во взрослый мир. В группе сверстников происходит реализация тех потребностей, которые трудно или невозможно удовлетворять в общении со взрослыми (например, в общении с родителями). Так, наши респонденты говорили, что в группе сверстников они чувствуют себя свободными, независимыми, обсуждают вопросы, которые не могут или не хотят обсуждать с родителями. Стремление к автономии проявляется в наиболее значимых сферах, зависимость в которых переживается старшеклассниками особенно сильно: интимные отношения с противоположным полом, дружеские отношения со сверстниками, учеба, увлечения, интересы, общий стиль жизни и т.д.
Очень интересным, на наш взгляд, оказывается сопоставление позитивных характеристик отношений с родителями и со сверстниками (подчеркиваем, именно позитивных): родители любят, заботятся, опекают, а сверстники уважают, доверяют, ценят. В первом случае подчеркивается зависимость, подчиненность в отношениях, в неформальной группе юноша чувствует себя равным и значимым, влияющим на то, что происходит.
Описывая свою неформальную группу, наши респонденты отмечают среди других тот факт, что группа помогает им получать некоторые навыки для «взрослой» жизни (8% ребят), решать свои актуальные проблемы (7%), получать новую информацию для ориентации в современной ситуации (25%), действовать по собственному желанию (11%). Приведем еще два примера выполненных под руководством Е. М. Дубовской дипломных исследований неформальных групп, которые иллюстрируют, на наш взгляд, реализацию со-циализационной функции группы сверстников.
302
Группа сверстников как институт социализации
В одном случае (исследование В. В. Карасевой) анализировалось влияние такого специфического сообщества, как туристическая группа. Использовалась методика изучения ценностей С. Шварца [Дубовская и Тихомандрицкая, 2000]. Было показано, что для большинства подростков, занимающихся туризмом, туристическая группа является референтной и оказывает существенное влияние на формирование их ценностных представлений.
Другой пример — изучение М. А. Судариковой сообщества «толкие-нистов» (одного из направлений зарубежных молодежных движений), в котором была выявлена такая особенность образа мира «толкие-нистов», как «сказочность». Эта особенность обусловливает специфику функционирования группы (ролевые игры, особые ритуалы, предпочтения, ценности, нормы) и, таким образом, может повлиять на социализацию каждого участника толкиенистского сообщества.
Итак, завершая рассмотрение вопроса о малой группе как институте социализации, можно сказать, что группа сверстников на разных этапах процесса взросления играет весьма важную роль. С переходом на новые этапы социализации роль эта усложняется, становится более многогранной. Дальнейшей разработки требуют вопросы о роли конкретных типов групп, о механизмах их воздействия на личность, а также вопросы о технологиях организации влияния группы сверстников на процесс социализации.
Ключевые понятия
Команда
Командообразование
Позиционирование
Ролевая структура команды
Особенности детской группы
Развитие детской группы
Вопросы и задания к практическим занятиям
1. Как трактуется понятие «команда» в современной психолого-управленческой литературе?
2. Выделите основные подходы к процессу командообразования.
3. Раскройте основное содержание технологий командообразования.
4. Назовите отличительные признаки детских групп.
5. Дайте характеристику лидерства в подростковой группе.
6. Охарактеризуйте процесс психологического развития детской группы.
303
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За почти вековой период экспериментальной разработки проблематики малых групп научные представления, связанные с этой областью социально-психологического знания, претерпели существенные изменения. На смену описанию отдельно взятых, рассматриваемых зачастую изолированно друг от друга феноменов малой группы — следствию механистической ее трактовки — пришло понимание группового поведения как целостного, системно функционирующего процесса, вписанного в «сетку» пересечения социальных, психологических, пространственных, временных, культурных и т.д. координат.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Групповая психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Философия политики - Папарин А.С.
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Мельникова Н.А. Шпаргалка по социальной психологии
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон Социальная психология. Ключевые идеи
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Лекции по психологии лидерства
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Шаповалов Виталий Современные тенденции и проблемы психодиагностики в системе общего среднего образования
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь