Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17319

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Так как черта, переход через которую означает, что назад возврата нет, часто ассоциируется с какой-то водной преградой, то вероятно, именно отсюда символ воды в значении последней преграды перешел в самые различные мифологии и культуры.
Достаточно вспомнить реки Аида, Лету, Стикс, Ахерон в античном мифе, реку Сендзу у буддистов Японии и т. д. Такая традиция была свойственна и древним египтянам. На рисунках из древнеегипетской "Книги мертвых" (свода инструкций и заклинаний для души умершего) душа, готовая к переходу, преклоняет колени перед рекой, отделяющей земной мир от загробных Полей Благословенных, где вечно богатые урожаи обеспечивают сытую и беспечальную жизнь всем умершим.
Ни один из 150 пациентов доктора Моуди не переступил эту черту. Вероятно те,
кто ее все-таки переступили, не смогли вернуться и рассказать об этом. Все же люди, выведенные из состояния клинической смерти, пережили возвращение обратно от какого-то момента их предсмертного опыта. Почти все опрошенные помнили, что в первые мгновения их смерти доминировало безумное желание вернуться обратно в тело и горестное переживание своей кончины. Однако когда умерший достигал определенных стадий умирания, он не хотел возвращаться обратно, он даже сопротивлялся возвращению в свое тело. Это было особенно характерно для тех случаев, в которых имела место встреча со светящимся существом.
В средние века считали, что признаком тех, кто побывал на том свете является неспособность смеяться. Некоторые изменения психики людей, вышедших из состояния клинической смерти отмечают практически все исследователи. Раймонд Моуди считает, что пережитый опыт оказал на жизнь реанимированных очень тонкое умиротворяющее воздействие. Многие думают, что жизнь стала глубже и содержательнее, изменился их взгляд на соотношение ценности физического тела и его разума.
Французский психиатр Патрик Дьюаврин, также исследовавший феномен НДЕ,
пишет, что психологическая уравновешенность реаниминированных лиц выше среднего уровня, у них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, которые бывали в прошлом, они употребляют меньше лекарств, алкоголя, не употребляют никаких наркотиков.
Как и следовало ожидать, опыт НДЕ оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые до этого не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме, подчеркивает Моуди, все эти люди высказывали одну и ту же мысль: они больше не боятся смерти.
Самая сложная задача, которая встает перед читателем после знакомства с приведенными фактами - это их оценка. Большинство комментаторов книги Р. Моуди и статей его последователей единодушно заявляют - эта книга открывает новую страницу в познании человеком самого себя, она доказывает, что жизнь человека не прекращается со смертью тела, и, следовательно, укрепляет веру в существование загробного мира.
Но возможны и другие, материалистические толкования приведенных нами фактов. Лично я, как человек, занимающийся теоретическими и практическими проблемами медицины, считаю, что большинство из описанных феноменов вполне можно интерпретировать в рамках известных биологических явлений. Так, при наступлении клинической смерти вследствие прекращения нормального кровоснабжения рецепторов наступает резкое их кислородное голодание, на которое разные рецепторы отвечают по-разному. В слуховых рецепторах возникают ощущения, похожие на шум, звон, свист, в зрительных - вспышки яркого света. Острая ишемия (обескровливание) вестибулярных рецепторов, вероятно, приводит к ощущению падения, вращения, стремительного движения по туннелю. Недостаток кровоснабжения головного мозга может инициировать работу его коры, проявляющуюся в потоке воспоминаний или продуцировании образов ушедших из жизни людей.
Так как у всех людей рецепторы реагируют одинаково на недостаток кровоснабжения, то и возникающие ощущения вполне идентичны у различных лиц, перенесших это состояние. То же можно сказать и о возникающих образах. Например, известна старинная народная примета, что умершие родственники снятся к перемене погоды. Действительно, изменения атмосферного давления при перемене погоды вызывают изменение сна с поверхностного на более глубокий, когда в образование сновидений включаются глубинные механизмы памяти, сохраняющие образы когда-то близких, но умерших людей. Вероятно, нечто подобное может происходить и в момент наступления клинической смерти.
Хотя я далеко не во всем согласен с Р. Моуди и его единомышленниками, я постарался наиболее полно изложить их точку зрения. Многообразие точек зрения никогда еще не приносило вреда знанию и поиску истины.
ЛИТЕРАТУРА
Слово, 1990, № 7.
ГЛАВА V
"Живой труп"
В последние годы все чаще персонажами фильмов ужасов становятся живые трупы, "зомби". Главный герой американского приключенческого фильма "Змей и радуга" Клаирвиус Нарцисс под действием ядовитого порошка погружается в мертвый сон, но при этом остается в полном сознании. Ему суждено стать свидетелем собственных похорон, а затем и эксгумации. В завершение ему дают дурман, полученный из растения под названием огурец "зомби". Нарцисс "оживает", но вернуться к людям уже не может. Он навсегда остается "зомби".
Насколько реальны рассказы о практике колдунов о. Гаити по превращению человека в "зомби", в живой труп?
В 1982 году этноботаник Гарвардского университета Уэйд Дэвис возглавил экспедицию на Гаити. Было обнаружено, что местные колдуны умеют готовить яд, способный вызывать глубокий летаргический сон. Если порошок втереть в кожу, то он парализует нервную систему, дыхание почти исчезает. С помощью местных духовных служителей Дэвису удалось встретиться с колдунами и получить образцы яда для анализа. Его главным ингредиентом оказался тетрадоксин, один из самых сильных в мире ядов нервно-паралитического действия, превышающий воздействие цианистого калия в 500 раз. Яд этот получают из рыбы - двузуба (диодон хистрикс). На Гаити рецепт этого ядовитого порошка был известен еще 400 лет тому назад. Пока нет убедительных свидетельств того, как действует тетрадоксин, почему жертва остается в полном сознании.
Практика превращения человека в "зомби" была завезена когда-то на остров жрецами "вуду" и потомками черных рабов - выходцев из Бенина (ранее - Дагомея). Состоит она из двух звеньев: сначала убийства, а затем возвращения к жизни. Жертве, которую намерены превратить в "зомби", подмешивают в пищу яд тетрадоксин (по другим сведениям яд этот втирают в кожу). У жертвы сразу же прекращается дыхание, синеет поверхность тела, стекленеют глаза - наступает клиническая смерть.
Через несколько дней умершего от яда похищают с кладбища, чтобы якобы
вернуть к жизни. Так он становится "зомби". Осознание своего "я" возвращается к нему не полностью или не возвращается вообще. Рассказы очевидцев, встречавших "зомби", говорят о них как о людях, которые бессмысленно смотрят перед собой.
По наблюдению исследователя, проведшего на Гаити три года, для "зомби"
заранее выбирают наиболее сильных физически людей, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника. Страх перед превращением в "зомби" настолько велик, что похоронный ритуал на Гаити включает ряд действий, цель которых - помешать похитить умершего, чтобы вернуть его к жизни.
Как уже говорилось, практика "зомби" была завезена на Гаити неграми¬выходцами из Бенина. Судя по всему, какие-то приемы возбуждения к жизни продолжают практиковаться в Бенине и по сей день. Об этом рассказывает американский врач-путешественник, которому случилось побывать на одном из таких "сеансов". "На земле,- пишет он,- лежал человек, не подававший никаких признаков жизни. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, быстрым движением приподнял ему веки, чтобы проверить зрачковую реакцию. Реакции не было, не было и признаков биения сердца. Человек был действительно мертв. Собравшиеся под руководством жреца запели ритмичную песню. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрее и громче. Казалось, звуки эти услышит и мертвый. Каково же было мое удивление, когда именно так и случилось!
"Мертвый" неожиданно провел рукой по груди и попытался повернуться, крики окружавших его людей слились в сплошной вопль. Барабаны начали бить еще яростнее. Наконец лежащий повернулся, поджал под себя ноги и медленно встал на четвереньки, его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты и смотрели на нас".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.В. Федоров. Видеоигры в России
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в российском кино 1990-х — 2000-х годов
  • И. Пинтосевич. Система эффективного сна Ицхака Пинтосевича
  • Плохой характер продлевает жизнь?
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Притча «Психология как наука»
  • Уилбер К. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕГО (гл.1-8)
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Совы и жаворонки: анализ суточного ритма
  • Адлер А. Наука жить.
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Притча «Река жизни»
  • Притча «Кабир — певец жизни»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Лири Тимоти. Семь языков бога.
  • Притча «Столб»
  • Освобождение от симптома в переносе
  • Притча «Про любовь»
  • Оптимисты живут дольше
  • Наборщиков Александр Владимирович. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Притча «Желание»
  • Притча «Черенок от заступа»
  • Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь
  • Притча «Небо нас искало»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Притча «Сон в дневное время»
  • Александр Рубакин. Библиопсихология. Николай Рубакин
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Хиллман Дж. Диагноз и аналитическая диалектика
  • Притча «Школа жизни»
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Мойна Мазерс
  • Пелевин Виктор. ИВАН КУБЛАХАНОВ
  • Притча «Человек и желания»
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Решетников Михаил. "Нетургеневская девушка"
  • Притча «Простой выбор»
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Притча «Что отличает врача от пророка»
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь