Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 30236

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предъявляемая последовательность сигналов (54 сигнала) представляла собой различное сочетание градаций каждого качества. Испытуемому необходимо было распознать частную характеристику сигнала (полезная информация) на фоне остальных его характеристик, которые несли о нем избыточную информацию. Определялась относительная частота ошибочных ответов, продолжительность распознавания сигналов и коэффициент обучаемости.
В качестве экспериментальной модели деятельности в условиях возрастающего потока информация использовалось задание по распознаванию тональных сигналов в сериях с различной сложностью выбора (в сериях из 2, 3,4,5,6 тональных раздражителей различной частотой характеристики – 125, 250, 500, 100, 1500 и 2000 гц и интенсивности 80 дБ.). В каждую из шести серий входило по 15 сигналов определенной тональности (в серии – 90 сигналов), предъявляемых в случайном порядке. Перед серией проводилось пятикратное ознакомление испытуемого с сигналом. Учитывалась относительная частота ошибочных ответов и средняя продолжительность распознавания сигналов в каждой серии.
Деятельность в условиях ожидания и воздействия болевого раздражителя заключалась в выполнении корректурной пробы в течение четырех минут. Начиная с 3-й минуты работы испытуемому наносилось на предплечье электрокожное раздражение (3-7 раз) разрядом постоянного тока продолжительностью 4 сигмы и интенсивностью минус 10 вольт от порога максимальной переносимости. Оценивалось различие в относительной частоте ошибочных ответов и производительности (количество просмотренных знаков) за первые и последние две минуты работы.
Для изучения деятельности в условиях повышенной ответственности за результаты работы испытуемым после выполнения корректурной пробы в течение 4-х минут при обычной установке («задание надо выполнить по возможности быстро и без ошибок») предлагалось повторно выполнить то же задание, но перед этим им давалась инструкция следующего содержания: «Сейчас необходимо работать как можно лучше, т. е. быстрее, чем в предыдущий раз, но также стараться не делать ошибок; это задание является зачетным, его результаты будут учитываться при вынесении заключения». Определялось различие в относительной частоте ошибочных ответов и производительности при выполнении этих двух заданий.
Для оценки вегетативных реакций при выполнении перечисленных выше заданий на осциллографе регистрировалась частота пульса и дыхания, величина кожной температуры с мочки уха. Определялась также величина локального потоотделения на кисти руки, содержание в моче 17-оксикортикостероидов, натрия и калия, количество лейкоцитов и эозинофилов в крови. Все физиологические, биохимические и гематологические измерения проводились по общепринятым методикам до и после выполнения указанного выше комплекса заданий.
Внешние проявления эмоциональной возбудимости (по показателям мимики, тремора, скованности, сосудистого тонуса, потоотделения) оценивала по схеме наблюдения, предложенной В. Л. Маришуком [118].
Оценка эмоциональной устойчивости испытуемых в практических условиях деятельности производилась на основании результатов наблюдения за их поведением и состоянием, а также беседы с испытуемыми и инструкторами при отработке задач легководолазной подготовки (спуски под воду, выходы с глубины на поверхность и др.) и выполнении контрольных практических задач по специальности.
Значительное внимание в работе уделено созданию у испытуемых положительной мотивации, чувства ответственности за результаты выполнения заданий. Данная цель достигалась за счет того, что, во-первых, моделируемые задачи в значительной степени были специфическими для профессиональной деятельности операторов-подводников. Наличие процессуалных мотивов деятельности, близость отношений «мотив-цель» экспериментальной и реальной деятельности позволяют считать, что эти модели связаны с возможным развитием операциональной напряженности. Этот феномен поглощенности делом, сближения объективного и субъективного содержания деятельности является важным условием успешного ее выполнения. Сама процедура обследования носила для испытуемых по инструкции экспертный характер, его результаты могли влиять на последующее должностное назначение (в частности, направление на престижную службу на атомных подводных лодках). При ответственном отношении к эксперименту они поощрялись ценными подарками и внеочередными увольнениями из части.

7.2.2. Результаты исследования и их обсуждение

Одной из главных задач исследования являлось определение стрессогенной природы разработанных экспериментальных моделей. Из данных, приведенных в табл. 7 и 8, видно, что выполнение заданий в условиях дефицита времени («Непрерывный счет в заданном темпе», «Сенсомоторные реакции на последовательность световых сигналов»), а также в условиях дефицита, избыточности и возрастающего потока информации сопровождается реакциями, свидетельствующими о развитии у испытуемых состояния эмоциональной напряженности.




Примечание. Достоверность различий с первым замером (фоном): *на уровне <0,05; **на уровне канд. психол. наук. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998, 26 с.
201. Abramson L. J., Seligman N. Е. P., Teasdale J. D. Learned helplessness in humans: Critigue and reformulations // Journal of Abnormal Psychology, 1978. Vol. 87. P. 49-74.
202. Aldwin С. М. Stress, coping and development. An Integrative Perspective. The Gilford Press. New-York – London, 1994, 320 p.
203. Alexander F. Psychosomatic Medicine: Its Principles and Applications. New-York; Norton, 1950.
204. Amick B. C., Smith M. J. Stress, computer-based work monitoring and measurement systems: a conceptual overview // Applied Ergonomics, 1992. Vol. 2-3, №1. P. 6-16
205. Applay M., Trumbuil R. (Eds.). Psychological Stress. New-York: Appleton-Century-Crofts, 1967.
206. Arnold M. B. Stress and emotion // Psychological Stress, H. Applay, R. Trumbuil (Eds.), N. Y., 1967. P. 123-140.
207. Aronsson G. Changed qualification demands in computer – mediated work // Applied Psychology: An International Review, 1989. Vol. 38. P. 57-71.
208. Averill J. R. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress // Psychological Bulletin, 1973. Vol. 80. P. 286-303.
209. Averill J. R., Rosen M. Vigilant and nonvigilant coping strategies and psychophysiological stress reactions during stress and emotion / L. Levi (Ed.). Society, Stress and Disease, (vol. 1) London: Oxford University Press, 1971.
210. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review, 1977. Vol. 84. P. 191-215.
211. Вarone D. F. Developing a Transactional Psychology of Work Stress // Journal Social Behavior and Personality, 1991. Vol. 6, № 7. P. 31-38.
212. Basowitz H., Persky H., Korchin. Sh., Grinker R. Anxiety and Stress: An Interdisciplinary Study of a Life Situation. New York: McGrow-Hill, 1955.
213. Baum A. Stress, intrusive imagery and chronic stress // Journal Health Psychology, 1990. Vol. 9. P. 653-675.
214. Beehr T. A. Psychological Stress in the Workplace. London-New York, 1995.
215. Beehr T. A., Bhagat R. S. Human Stress and Cognition in Organizations. New York, Wiley, 1985.
216. Beehr T. A.. King L. A., King D. W. Social support and occupational stress: Talking to supervisors // Journal of Vocational Behavior, 1990. Vol. 36. P. 61-81.
217. Benbasat I., Wand Y. A structured approach to designing human-computer dialogues // International Journal of Man-Machine Studies. 1984. Vol. 21. P. 105-126.
218. Benjamin R. G. Stress, life quality and aviation safety // Flying Safety, 1984. Vol. 40, № 6. P. 19-23.
219. Bettman J. R., Johnson E. J., Payne J. W. A componential analysis of cognitive effort in choice // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. 1990. Vol. 45, P. 111-139.
220. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology, 1990. Vol. 59. P. 525-537.
221. Bradley G. Computers and the psychosocial work environment. London: Taylor and Francis. 1989.
222. Brewin C. R. Explanation and adaptation in abversity / S. Fisher, J. Reason (Eds.). Handbook of life stress, cognition and health. New-York: Wiley, 1988. P. 423-439.
223. Brief A. P., Schuler R. S., Sell M. V. Managing Job Stress. Little, Brown and Company, Boston, 1981, 240 p.
224. Broadbent D. E. Decision and stress. N. Y.: Academy Press, 1971.
225. Brown J. D., Poulton E. C. Measurement the spare «mental capacity» of cardrivers by a subsidiary task// Ergonomics, 1961. Vol. 4. P. 35-40.
226. Burchfitld S. R. The stress respons: a new perspective // Psychosomatic Medicine, 1979, Dec.. Vol. № 8. P. 661-672.
227. Byrne D. C., Whyte H. M. State and trait anxiety correlates of illness behavior in survivors of myocardial infaction // International Journal of Psychiatry in Medicine. 1984-1984. Vol. 13. P. 1-9.
228. Campbell D. J. Task complexity: A review and analysis // Academy of Management Review, 1988. Vol. 13. P. 40-52.
229. Cannon W. B. The wisdom of the body. N. Y.: Norton, 1932.
230. Cannon W. B. Stresses and strains of homeostasis // American Journal Medicine Science, 1935. Vol. 189. P. 1-14.
231. Caplan R. D. Person-environment fit theory and organizations: commersurate dimensions, time perspectives and mechanisms // Journal of Vocational Behavior, 1987. Vol. 31. P. 248-267.
232. Carayon P. Effect of Electronic Performance Monitoring on Job Design and Worker Stress: Review of Literature and Conceptual Model // Numan Factors, 1993. Vol. 35, № 3. P. 385-395.
233. Carayon-Sainfort P., Smith M. J. Impact of computer system performance on task characteristics and employee stress / H. J. Bullinger (Ed.) Human Aspects in Computing: Desing and Use of Interactive Systems and Work with Terminals. Elsevier, Amsterdam, 1991. P. 195-199.
234. Carbonell J. R., Elkind J. I., Hickerson R. S. On the psychological importance of time in a time sharing system // Human Factors, 1968. Vol. 10. P. 132-142.
235. Carrere S., Evans G. W., Palsane M. N., Rivas M. Job strain and occupational stress among urban transit operators // Journal of Occupational Psychology, 1991. Vol. 64. P. 305-316.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Могилев А.В., Листрова Л.В. Технологии поиска и хранения информации. Технологии автоматизации управления
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Мишин В.М. Исследование систем управления
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления
  • Кострова А.В. Методы и модели информационного менеджмента. Под редакцией
  • Пантелеев А.В., Бортаковский А.С. Теория управления в примерах и задачах
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Фомичев А.Н. Исследование систем управления
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления
  • Мельников И. Бухгалтерский учет
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Столяренко Л.Д. Психология управления
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • А.В. Манойло. Психологические операции в бизнесе: технологии индивидуального воздействия на участников переговоров
  • Лара Шрагина. Методы и приемы управления творческим воображением
  • Серова Елена Сергеевна. Использование активных форм методической работы в ДОУ
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Титоренко Г.А. Информационные технологии управления
  • Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Новиков Д.А. Методология управления
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
  • Литинец Елена Александровна. Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО
  • Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Короткова Э.М. Антикризисное управление. Под редакцией
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Парахиной В.Н., Перова В.И. Самоменеджмент. Под редакцией
  • Четвериков В.С. Административное право
  • Сладкевич В.П. Современный менеджмент (в схемах)
  • Бланк И.А. Управление денежными потоками
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Зайцева Александра Вячеславовна. «Волшебные дорожки»»
  • Попова В.Л. Управление инновационными проектами. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь