Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 30118

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В монографии представлены материалы экспериментально-теоретического изучения информационного стресса человека-оператора, как одного из видов профессионального стресса психологической природы. Излагаются сведения о развитии теорий психологического и профессионального стресса, обсуждаются вопросы понятийного аппарата и природы информационного стресса. Проводится анализ данных о причинах, механизмах формирования и проявлениях информационного стресса, личностной обусловленности его развития, методах и моделях изучения. В книге приводятся результаты экспериментального изучения некоторых аспектов информационного стресса.
Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, а также для студентов-психологов.

Введение

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, – упрощаются жестко алгоритмизированнные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.
Труд человека в системах управления техникой (дея¬тельность «человека-оператора») связан с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействи¬ем (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап¬ряжением физических и психических функций, деструк¬цией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных фак¬торов у человека-оператора, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях опера¬торской деятельности может быть связано также с возмож-ностью, ожиданием, угрозой воздействия на человека-опе¬ратора разнообразных раздражителей.физико-химической, психологической (личностной), организационной и, преж¬де всего, профессиональной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой профес¬сионального стресса. С другой стороны, особенности меха¬низмов регуляции этого психического состояния позволя-ет отнести его к категории психологического стресса.
Информационно-когнитивные основания специфики операторской деятельности, роль их причинно-следствен¬ных отношений в обеспечении эффективности и надеж¬ности труда человека-оператора определяют необходи¬мость рассмотреть возможность и целесообразность вы¬деления такой специфической формы профессионально¬го (по предмету) и психологического (по процессу, меха-низмам регуляции) стресса как информационный стресс человека-оператора.
Термин «стресс» широко используется в ряде облас¬тей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколь¬ко различающийся смысл с точки зрения причин воз¬никновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, про¬явлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом иссле¬дований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используе¬мые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоци¬онального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.
Стресс как особое психическое состояние связан с за¬рождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминирует¬ся и отражается в мотивационных, когнитивных, воле¬вых, характерологических и других компонентах лично¬сти. Именно поэтому феномен стресса требует специаль¬ного психологического изучения.
Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодей¬ствия между личностью и окружающим миром [337]. Это в большей степени продукт наших когнитивных процес¬сов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собствен¬ных возможностей (ресурсов), степени обученности спо¬собам управления и стратегии поведения, их адекватно¬му выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.
Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.
Во-первых, распространение концепций биологического стресса [88,165, 166, 393, 394] и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека [32, 81, 91, 110,112, 118,120, 123, 125, 137, 145, 157, 168, 169, 178, 205, 206, 289, 329, 375 и др.].
Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долголетия и возникновения психосоматических заболеваний.
В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.
По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.
Исследования проблемы психологического (профессионального) стресса в значительной степени основываются на положениях ее когнитивной теории [258, 329, 333, 380, 391 и др.]. Основное содержание этой теории сводится к положению о том, что когнитивные процессы определяют качество и интенсивность эмоциональных реакций за счет включения механизмов оценки значимости реального и антиципирующего взаимодействия человека со средой, а также личностной обусловленности этой оценки. В работах по данному направлению остаются еще вопросы о характере когнитивного отражения стрессогенных ситуаций разной сложности и содержания, а также особенностях личностной детерминации процесса развития стресса различной, в том числе информационной (операторской), природы.
Анализ исследований по психологическому стрессу свидетельствует о том, что основное внимание в них уделялось организационным факторам и внешним условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени – влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимания процессу стресса, то есть фактическим стрессовым взаимодействиям, которые происходят между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статических причин изменения функционального состояния и поведения, а динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), когнитивных оценок воздействий стресс-факторов и личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Селье Ганс. Стресс без дистресса.
  • Диянова Анна Александровна. Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология нейтрализации компьютерного стресса
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Григорий Чаусовский. Психотехнологии нейтрализации негативного влияния информационного стресса на телезрителя в условиях социально-экономического кризиса
  • Лицо человека, который испытывает стресс и лицо человека, который не испытывает стресс
  • Ульяна Супрун. Как бороться со стрессом
  • Бузмакова Надежда Леонидовна. Феномен эмоционального «выгорания» и особенности его проявления у педагогов
  • Павлова Валентина Михайловна. Тренинг «Психологическое здоровье педагога»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Женское оголение — причина вымирания человеческой популяции
  • Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.
  • Три вида психологической адаптации по К.К. Платонову
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека
  • Модель фрустрации
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Оксана Владимировна Самарцева. «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Как когнитивный диссонанс вызывает дистресс. Грачев В.Н. Пути преодоления когнитивного диссонанса в душе человека: о целебном воздействии музыки А. Пярта, написанной на религиозные тексты
  • Редактор. Детский стресс и как с ним бороться
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Синельников Валерий Владимирович. Прививка от стресса или психоэнергетическое айкидо.
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Екатерина Тарасова. Проект 'Синдром эмоционального выгорания педагогов'
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Муравья Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Под редакцией
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Проектная деятельность «Путь к успеху» 11 класс
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Василюк Ф. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь