Литинец Елена Александровна. Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО

Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО

Актуальность рефлексивного управления или рефлексивного подхода в управлении, связана с тенденцией развития управления в направлении все большей ориентации на личность, и обусловлена поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем. (ДОУ, образовательного процесса, его компонентов и т.д.).

Специфика рефлексивного управления ДОУ состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в названном процессе.

 Скачать конспект

Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью.

Сущностной характеристикой рефлексивного управления является делегирование многих полномочий и ответственности за результат самим участникам процесса.

Что дает на практике рефлексивное управление?

  1. Во-первых, это интенсивная психологизация процесса управления, которая создает атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива ДОУ, добивающегося определенных результатов.
  2. Во-вторых, рефлексивное управление позволяет перейти от вертикальной, линейно-функциональной (административно-командной) системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества по достижению результатов.
  3. В-третьих, рефлексивное управление обеспечивает возможности развития каждой личности, совмещения (координации) мотивации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося образовательного учреждения.

Как осуществляется рефлексивное управление? Каковы его этапы?

При обосновании и осуществлении рефлексивного управления в ДОУ мы опираемся на модель рефлексивного управления, разработанную Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, которая предполагает его построение в соответствии с четырьмя стадиями. Эти стадии составляют своеобразный цикл рефлексивного управления. При этом под циклом рефлексивного управления вслед за Шамовой мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (руководителя и педагога), который приводит к:

  • расширению субъектных функций управляемого;
  • переходу от позиции реагирования (исполнителя) в позицию организатора собственной деятельности и со-организатора управления;
  • возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.

Каждый цикл может быть представлен последовательностью стадий:

  1. рефлексивного анализа,
  2. конструктивно-ориентационной стадии,
  3. стадией стабилизации,
  4. стадией системной рефлексии.

Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции.

Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления на основе проблематики детского сада.

I. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА. Эта стадия имеет особое значение в цикле рефлексивного управления, т.к. ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъективного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния.

1. 1. Постановка проблемы (сохранение и укрепление здоровья воспитанников).

1. 2. Выявление разных пониманий проблемы здоровья. (Во-первых, в теории существуют разные подходы к проблеме здоровья. Во-вторых, в ходе обсуждения выяснилось, что члены коллектива по разному представляют, как осуществлять оздоровление ребенка в условиях ДОУ).

1. 3. Анализ подходов к оздоровлению детей в ДОУ, анализ информации, хода процесса оздоровления, обучения и воспитания дошкольников, его результаты, показал, что, в ДОУ в большей степени эффективно осуществляется лечебно-оздоровительный процесс, который не согласуется с образовательно-воспитательным.

Осуществляемый рефлексивный анализ (начало цикла процесса управления) рассматривается как стремление руководителя во взаимодействии с педагогами исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предложения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности.

В результате такой работы происходит осмысление каждым участником образовательного процесса своего опыта в области понимания проблемы здоровья, при этом в процессе взаимодействия с субъектами, руководитель также актуализирует, пересматривает его определенным образом.

Резюмируя изложенное, отметим, что рефлексивный анализ – как стадия рефлексивного управления – полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов процесса (действуют обе стороны).

Действие управляющего:

  • создание ситуации рефлексивного анализа;
  • фиксация внимания управляемых в ходе анализа на ключевых моментах субъектного опыта участников образовательного процесса;
  • рефлексия своей деятельности.

Действия управляемого:

  • анализ своего субъектного опыта в рефлексивной позиции;
  • понимание субъектного опыта других;
  • осознание стратегий и установок руководителя.

Поле взаимодействия – совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу актуализации и анализа субъектного опыта в рефлексивной позиции.

Результат взаимодействия – структура субъектного опыта (ценностные отношения, знания и умения).

Итак, управляемый раскрыл свой субъективный опыт, осуществил самопознание. Но достаточно ли этого для того, чтобы он далее стал субъектом деятельности?

Конечно же, нет. Педагог может на этом и остановиться. Поэтом важно продумать особенности и, самое главное, на организационном и операционно-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций управляемого.

На второй стадии рефлексивного управления необходимо включение педагогов как субъектов управления (наращивание субъектных функций).

II. КОНСТРУКТИВНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СТАДИЯ. Назначение второй стадии состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, которые обеспечивают стимулирование педагогов в аспекте моделирования образовательного процесса.

Интенсифицирующее воздействие не несет характер административного принуждения, а создает условия (содержательные, операционно-технологические, методические), при которых управляемый сам определился бы в деятельности, таким образом, чтобы эффективно использовались личностные возможности и возможности окружающей его среды.

Происходит осознание значимости проблемы субъектами управления (педагогами, медиками, психологом).

2. 1. Обсуждение путей решения.

2. 2. Создание различных структур (временных и постоянных):

Научно-методический совет

Управление через сотрудничество субъектов образовательного процесса

ПМПК

Проблемные творческие группы

Проектные группы

Мастер-класс

Разработаны положения о всех перечисленных структурах, с которыми вы можете ознакомиться.

Если на первой стадии ведущая роль принадлежала управляющему, то на данной стадии у партнеров по взаимодействию практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию функций управляемых и обеспечивает интеграцию деятельности субъектов управления.

Вам предложен практический материал, позволяющий определить конструктивные и неконструктивные воздействия управляющего.

Неконструктивные (не интенсифицирующие) воздействия Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия

  1. Проблематика показывается. 1. Проблематика предъявляется и обсуждается
  2. Выдается готовая инструкция 2. Инициирует к конструированию плана действий
  3. Проблемная ситуация ставится и решается управляющим 3. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с управляемыми
  4. Даются только самые общие рекомендации 4. Анализируются конкретные ситуации, подчеркивается важность информации для развития
  5. Дается оценка только в форме «правильно – неправильно» 5. Оценивается по множеству критериев
  6. Предъявляются универсальные требования 6. Индивидуализируются требования

Действия управляющего:

  • определение интенсифицирующего воздействия;
  • реализация интенсифицирующего воздействия.

Действия управляемого:

  • восстановление прежнего опыта в рефлексивной позиции;
  • выделение в индивидуальном опыте сильных сторон и недостатков;
  • опора на свои индивидуальные ресурсы в процессе поиска общих ориентиров деятельности.

Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу построения своей деятельности.

Результат взаимодействия — самоопределение участников процесса в предстоящей деятельности.

III. СТАДИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ. Основное назначение этой стадии состоит в обеспечении устойчивости реализации совместной деятельности по достижению совместно поставленных задач, а также в дозированной помощи управляемым в обеспечении их деятельности.

Смысл деятельности руководителя состоит в поддержке самостоятельной деятельности педагогов, медиков, психолога и т.д. Такая поддержка предполагает осуществление руководителем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий.

Вводятся различные виды контроля и самоконтроля в зависимости от субъекта управления.

При этом все субъекты процесса управления участвуют в процессе внесения изменений, выступают активными участниками совместной деятельности (на заседаниях ПМПК, творческих групп, административных планерках, педсоветах).

Какие стабилизирующие приемы используются руководителем:

  • поощрение педагогов к самостоятельному поиску путей решения тактических задач;
  • создание условий для выбора (приоритетов в работе, форм, технологий и т.д.);
  • оказание помощи;
  • побуждение к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.

Действия управляющего:

  • реализация обратных положительных и отрицательных связей;
  • консультирование управляемых.

Действия управляемого:

  • планирование собственной деятельности;
  • реализация плана;
  • кооперирование с другими субъектами по поводу достижения целей совместной деятельности.

Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу реализации поставленных целей.

Результат взаимодействия — достижение целей совместной деятельности и своей деятельности.

IV. СТАДИЯ СИСТЕМНОЙ РЕФЛЕКСИИ ( «я», «мы», «дело»).

Завершается цикл рефлексивного управления системной рефлексией.

Она включает в себя:

  • Рефлексию всеми субъектами своего опыта в области решения проблемы (уже «онаученного», интегрированного);
  • Рефлексия педагогами своей деятельности по решению проблемы;
  • Рефлексия всеми субъектами взаимодействия совместной деятельности;
  • Рефлексия педагогами деятельности руководителя;
  • Рефлексия руководителем своей деятельности и деятельности педагогов и других субъектов управления.

Действия руководителя:

  • Инициирование системной рефлексии;
  • Активизация системной рефлексии.

Действия управляемого:

  • Рефлексия своей деятельности;
  • Рефлексия себя как субъекта взаимодействия;
  • Рефлексия деятельности управляющего.

Поле взаимодействия — совместная рефлексивная деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы.

Результат взаимодействия – оценка степени достижения целей совместной деятельности и индивидуальной деятельности.

Результаты.

  1. Понимание проблемы здоровья, его сохранения, укрепления и формирования здоровья (в единстве всех его составляющих). Динамика понимания.
  2. Рефлексия своей деятельности по сохранению, укреплению и формированию здоровья в образовательном процессе, в процессе общения, в организации видов деятельности, в проектировании пространства.
  3. Рефлексия осуществления интеграции всех специалистов ДОУ (педагогов, психолога, медиков, логопедов, инструктора по физкультуре).
  4. Рефлексия деятельности руководителя.
  5. Рефлексия взаимодействия руководителя с педагогами.

Рефлексивное управление способствовало тому, что в дошкольной организации создан коллектив единомышленников. У сотрудников изменилось понимание и других проблем, своей роли в их решении, появилась самостоятельность в организации своей деятельности (от исполнительской к субъектной позиции в решении как управленческих, так и собственно педагогических задач), что позволило детскому саду стать лауреатами различных районных, городских и краевых конкурсов. Повысилась мотивация труда педагогов, вырос их профессиональный уровень.

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наталья Назарова. Современное дошкольное образовательное учреждение: проблемы управления его развитием
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Значение сайта (блога) для совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального окружения ДОУ (с презентацией)
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Замятина Анастасия Викторовна Щеглова Вероника Васильевна. Проект «Малые Зимние Олимпийские Игры» как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Чипчигина Наталья Геннадьевна, Кузнецова Елена Владимировна. Педагогический совет на тему: 'Современные технологии как инструмент управления качеством образования'
  • Грибова Елена Викторовна. Таинство теневого театра или искусство управления тенью
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Черненко Марина Александровна. Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Котова Т. Котова. Итоговое мероприятие по реализация коррекционных обучающих и развивающих задач в совместной деятельности педагогов ДОУ. Тема: «Весна. Дикие животные и их детёныши»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Сачкова Татьяна Михайловна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Квест — игра «Путешествие за секретами здоровья»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Яценко Марина Анатольевна. Сценарий мероприятия с педагогами: «Использование приемов teambuilding для укрепления взаимоотношений участников образовательного процесса в детском саду»
  • Луценко Марина Алексеевна. ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ
  • Насурова Н. В.. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Бакина Наталья Николаевна. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ.
  • Лучева Ольга Владимировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Поделись своей добротой»
  • Сорокина Анастасия Олеговна. Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет на тему: «Программирование для дошколят»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь