Комер Рональд. Основы патопсихологии.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 58337

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Существуют методики, которые могут помочь при выявлении патологий мозга. В последнее время разработано несколько неврологических тестов, направленных на прямое измерение структуры мозга и его активности. Сюда относятся аксиальная компьютерная томография (computerized axial tomogram, CAT scan), при которой рентгеновские лучи принимаются от мозга под разными углами; электроэнцефалография, при этой процедуре электрические импульсы мозга собираются при помощи проводов, прикрепленных к голове; позитронная эмиссионная томография (positron emission tomogram, PET scan), компьютерная запись уровня химической активности мозга, а также магнитно-резонансная томография (МРТ) (magnetic resonance imaging, MRI), при этой процедуре используется особое магнитное свойство определенных атомов, входящих в состав тканей, чтобы воссоздать подробную картину структуры мозга (Janicak & Winans, 1997).
Будучи очень тонкими, подобные неврологические процедуры все-таки не всегда способны выявить скрытые патологии мозга. Нейропсихологические тесты, разработанные в последнее время, хотя и имеют менее непосредственный подход при обследовании, могут выявить больше результатов. При проведении нейропсихологических тестов, для выявления более широких проблем, связанных с мозгом, в качестве показателей оцениваются когнитивные и моторные характеристики, а также способность восприятия (Butters et al., 1995; Matarazzo, 1992). Повреждения мозга особенно сильно влияют на зрительное восприятие, кратковременную память и визуально-моторную координацию, поэтому при проведении тестов в основном обращается внимание на данные области.



Грусть и мозг. Позитронная эмиссионнная томограмма (PET scan) человека с грустными мыслями показывает, какие области активности мозга соответствуют подобным изменениям настроения.

Визуально-моторный гештальт-тест Бендера (Bender Visual-Motor Gestalt Test), один из наиболее широко используемых нейропсихологических тестов, состоит из 9 карточек, на каждой из которых изображен простой рисунок (Bender, 1938) (см. рис. 3.3). Участвующие в гештальт-тесте Бендера рассматривают по одному рисунки на карточках и копируют их на листке бумаги. Позже они пытаются вновь нарисовать по памяти эти рисунки. К 12-ти годам большинство людей способны запомнить и воспроизвести эти рисунки. Заметные ошибки в точности изображения считаются отражением органических нарушений мозга. Данный тест способен выявить людей с органическими нарушениями в 75% случаев, что служит показателем высокой валидности (Heaton, Baade, & Johnson, 1978). Однако ни один нейропсихологический тест не способен точно отличить один специфический тип нарушений мозга от другого (Goldstein, 1990). Это является основным недостатком всех нейропсихологических тестов: в лучшем случае они оказываются довольно грубыми и общими сканирующими средствами при изучении нейрологических проблем. Для того чтобы добиться большей точности и четкости, специалисты часто применяют серию, или батарею, нейропсихологических тестов, каждый из которых направлен на выявление специфических нейрологических свойств.


Рис. 3.3. Гештальт-тест Бендера (The Bender Gestalt Test). В процессе данного теста испытуемые копируют на листке бумаги каждый из 9 рисунков, а затем рисуют их вновь по памяти. Значительные ошибки в рисунке (как это видно справа на рисунке, сделанном человеком с повреждением мозга) могут отражать некие органические дисфункции мозга. (Взято из книги Lacks, 1984, р. 33.)

Нейропсихологическая батарея тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan Neuropsychology Battery) и Лурия-Небрасская батарея тестов (Luria-Nebraska Battery) — это две наиболее широко применяемые серии тестов (Reitan & Wolfson, 1985; Halstead, 1947).
Батарея — серия тестов, каждый из которых измеряет проявления специфической области.

Тесты на выявление интеллекта

Не существует согласованно принятого точного определения природы интеллекта, хотя большинство педагогов и клинических специалистов в целом согласны с ранним определением: интеллект это «способность толково рассуждать, хорошо соображать и понимать» (Binet & Simon, 1916, p. 192). Так как интеллект скорее является осознанным качеством, чем определенным физическим процессом, то его можно измерять лишь косвенным путем. В 1905 году французский психолог Альфред Бине (Alfred Binet) и его помощник Теодор Симон (Theodore Simon) создали mecm на выявление интеллекта, состоящий из серии задач, при решении требующих от индивида различных вербальных и невербальных навыков.
Тест на выявление интеллекта — тест, созданный для измерения умственных способностей человека.
Общий результат, полученный при проведении названного и разработанных позднее тестов на выявление интеллекта, называется коэффициентом умственного развития, или IQ.
Сейчас существует более 100 тестов по выявлению интеллекта, включая широко используемые тесты, такие как Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale), Интеллектуальная шкала Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children), а также Интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (Stanford-Binet Intelligence Scale). Как будет рассмотрено в 15-й главе, тесты на выявление интеллекта играют важную роль при диагностировании умственной отсталости, а также помогают специалистам выявлять и другие психические проблемы (Hackerman et al., 1996; Skelton, Boik, & Madero, 1995).
Коэффициент умственного развития (IQ) — общий показатель, полученный при помощи тестов на выявление интеллекта, который рассматривается как предельный уровень интеллекта индивида.
Из всех клинических тестов тесты на выявление интеллекта проводятся наиболее тщательно. Подобные тесты стандартизированы на больших группах испытуемых, поэтому специалисты хорошо себе представляют, как соотносятся результаты каждого индивида с результатами большого количества людей. Тесты на выявление интеллекта также показывают и высокую надежность: люди, повторно прошедшие спустя несколько лет тот же самый тест IQ, получают примерно те же результаты (Kline, 1993). И, наконец, тесты IQ показывают довольно высокую валидность: результаты IQ у детей часто подтверждаются их успехами в школе (Ceci & Williams, 1997; Neisser et al., 1996).


Тем не менее тесты на выявление интеллекта имеют серьезные недостатки. На результаты теста могут сильно влиять факторы, не связанные с интеллектом, такие как низкая мотивация и высокая степень тревожности (Vander-Molen et al., 1995; Frederiksen, 1993, 1986). Кроме того, язык, темы или поставленные задачи могут помочь одним людям получить успешные результаты, а других отодвинуть на задний план (Suzuki & Valencia, 1997; Helms, 1992). Подобно этому члены каких-либо групп меньшинств могут не иметь опыта в проведении подобных тестов или же могут чувствовать себя неловко с проводящими тест представителями этнического окружения. Другими словами, их результаты могут пострадать.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Обезьяны и люди улыбаются одинаково
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Тип; Туре
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Погодин И.А. Фундаментальный парадокс присутствия: ресурсы трансформации реальности
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Травмы прошлого, как последствия влияния тоталитарного режима (клинические случаи)
  • Выявление агрессивности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Г.Н. Степанова. Физика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
  • Как понравиться при знакомстве: научный подход
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Айталиева Айгуль. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Ирина Млодик. Психолог в школе.
  • Гадания при свечах
  • Гаврилова Антонина Петровна. Метеорологическая площадка в ДОУ
  • Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  • Александр Марков. Почему самки приматов кричат во время секса?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Носенко Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по организации прогулки
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Влияние настроения на память
  • Омётова Олеся Васильевна. Влияние телевидения и компьютерных игр на психологическое здоровье дошкольников
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • К чему снится война?
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Блаватская Петровна Елена. Статьи (1888 1896 гг )
  • Чуркина Людмила Витальевна. Природа в жизни дошкольника
  • Андрей Колесник. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь