Стивенс Александр. Психоаналитическое образование.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 6272

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


4
Вернемся к вопросу о том, как, согласно Лакану, происходит психоаналитическое образование. Первое - довести свой анализ до конца. Но для этого его надо хотя бы начать. Далее - это займет какое-то количество лет. Лакан не утверждает, что невозможно быть аналитиком до того, как вы завершили свой анализ, ибо, когда он говорит об анализе завершенном, то речь, априори, идет о чем-то очень длительном. А ведь всегда получается так, что аналитик начинает принимать своих пациентов именно в качестве аналитика еще до полного завершения своего анализа. Иными словами, в случае вопроса о возможности принимать своих пациентов речь не идет о доведении собственного анализа до конца. Для того чтобы быть аналитиком, то есть достаточно корректно слышать то, что говорит пациент, необходимо, прежде всего, избавиться от всего того в самом себе, что может служить помехой в этом слушании. И в целом, если ты продолжаешь свой анализ, с какой стати это может служить препятствием к тому, чтобы слышать то, что говорит другой?
Второе требование, как и у Фрейда, - изучение текстов. Но Лакан особенно настаивает на том, что речь не идет о каком-то фиксированном знании, которое можно однажды усвоить раз и навсегда, а, скорее, о динамике знания, в которую необходимо войти. Для этого он придумывает процедуру, которая называется «картель». Она состоит не просто в том, что кто-то слушает лекции или курсы. Принцип картеля предполагает существование небольших групп, картелей, по 4-5 человек, и участники каждой группы изучают тексты, обсуждают их друг с другом. Такие картели работают во всех лакановских школах.
Еще несколько уточнений, касающихся различия взглядов Лакана и Фрейда в отношении контроля. Говоря о контроле, Фрейд имеет в виду широкую сферу передачи опыта, Лакан же, скорее, склонен рассматривать его преимущественно в контексте супервизии случаев. При этом он считает, что любой аналитик вполне может иметь точку преткновения в проводимом им анализе. Тогда контроль может оказаться одинаково полезным как для начинающего психоаналитика, так и для психоаналитика опытного. И тот, и другой прибегают к нему всякий раз, когда сталкиваются с трудностью в анализе. Можно дать следующее короткое определение: контроль помогает аналитику оставаться открытым тому, чтобы слышать собственное удивление. Аналитик должен быть научен сохранять связь с тем, что происходит. И если у Лакана анализ имеет конец, хотя этот конец и делает анализ более длительным, то образование в смысле контроля в его глазах - бесконечно.
В заключение - еще два-три слова о психоаналитическом образовании в целом. Последний Конгресс Всемирной Психоаналитической Ассоциации проходил в Брюсселе на тему «Эффекты образования». Говоря об эффектах образования, мы тем самым избегаем идеи, что существует непрерывное, линейное образование. Скорее, есть некоторые эффекты. (Кстати, один из ближайших номеров журнала Школы будет посвящен этой теме.)
В связи с услышанным на Конгрессе мне кажется интересным сделать два замечания. Во-первых, все участники говорили о том, что эффекты образования всегда отмечены эффектами субъективными, даже если речь идет об изучении текстов Фрейда или Лакана. Конечно, возникают эти эффекты при условии, что одновременно с изучением текстов человек проходит анализ. Так вот, все заметили, что существуют моменты, когда прочитанное вдруг проясняется неким особым образом. Как правило, это происходит вслед за некоторыми открытиями в собственном анализе. Иначе говоря, изучение текстов тоже не является линейным процессом и отнюдь не сводится к сумме знаний, которую нужно усвоить. Каждый находит свой собственный способ, чтобы продвигаться вглубь.
Наконец, последнее замечание. Слушая свидетельства и рассказы участников Конгресса (а среди них были и врачи, и психиатры, и психологи, а также священники и, возможно, представители других специальностей), мы могли заметить, насколько для всех актуален вопрос о «желании аналитика» (как это называет Лакан). Это - особое желание, благодаря которому аналитик готов слушать то, что говорит другой. Причем, не просто слушать, а следовать за потоком означающих, поначалу не понимая их смысла, чтобы, в конце концов, приблизиться к прояснению позиции субъекта, одновременно не изыскивая возможности оказывать влияние на совершаемый этим субъектом выбор. Странное желание... Чтобы к нему придти, необходимо трансформировать то желание, которое ему предшествовало. И тогда врач должен расстаться с желанием лечить, психолог расстаться с желанием понимать, философ должен расстаться с желанием иметь концепцию устройства мира, а священник - с любовью к ближнему.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Старовойтов В.В. Посткляйнианская школа психоанализа в трудах У.Биона
  • Лакан Жак - Телевидение
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Образование венского психоаналитического общества
  • Скрипачева Наталья Викторовна. Инклюзивное образование – шаг в будущее
  • Томэ Х. Тренинг-анализ и психоаналитическое обучение: предложение реформы
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Кулакова Мария Владимировна. Инклюзивное образование
  • Голдсмит Г.Н. Инакомыслие и разногласия в истории психоанализа: от начала до наших дней
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Исаева Ольга Сергеевна. Нестандартный стандарт
  • Редактор. Вальдорфское образование. Свободное развитие ребенка
  • Компромиссное образование; compromise formation
  • Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма
  • Ашкрумова Светлана Рафаэлевна. Дошкольное образование в свете ФГОС
  • Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа
  • Черниенко Юлия Николаевна. «Для чего необходимо дополнительное образование дошкольников в ДОУ»
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Колосова Наталия Юрьевна. Олимпийское образование в ДОУ
  • Разрядка; discharge
  • Элифас Леви
  • Лашко Эльнаря Шагид Кызы. STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОО
  • Елфимова Наталья Владимировна. Проблемы дошкольного образования. Каким оно должно быть?
  • Мурд Оксана Богдановна. Статья «РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»
  • Притча «Образование»
  • Ильгова Светлана Николаевна. «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» ДОШКОЛЬНИКИ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Буклет 'Инклюзивное образование - это...'
  • Юнг Карл Густав - Либидо, его метаморфозы и символы
  • Шмакова Елена Андреевна. Авторское эссе «Московское образование – дело командное»
  • Раппорт; rapport
  • Анализ дидактический
  • Александр Рубакин. Библиопсихология. Николай Рубакин
  • Автономов Д.А.. Динамика взглядов на проблему аддикции с психоаналитической точки зрения
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Вите О.Т. Палеопсихология Поршнева и психоанализ: тревога восьмимесячного и некоторые смежные проблемы психического развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Эссе — Лободенко Наталья Леонидовна
  • Пришлецова Марина Владимировна. Эссе — Пришлецова Марина Владимировна
  • Твердохлеб Юлия Валерьевна. Конспект НОД для детей 5-6 лет с ОНР «Космическое путешествие»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Как выбрать хорошего психолога. Онлайн или очная терапия?
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 7: (1959-60). Этика психоанализа
  • Энциклопедия глубинной психологии. Том 2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь