|
Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 34394
Автор: Иванов А. Н.
Название: Притчи и истории для тренера и консультанта. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Проблема чаще всего состоит в конфликте между внутренним миром человека и его окружением (сущностью и окружением). Одно дело, если это конфликт на уровне возможностей, другое — если на уровне убеждений. Проблема на уровне поведения менее серьезна, чем на других уровнях, расположенных ближе к вершине пирамиды.
Во время консультации очень много времени уходит на выяснение проблемы. С каждым посещением клиента логический уровень уточняется, и проблема может меняться. С логическими уровнями восприятия можно работать следующим образом. Психолог просит клиента разложить на полу карточки (рис. 9). Окружение Поведение Способности Возможности Идеал Сущность Убеждения Ценности Рис. 9 Затем психолог предлагает клиенту совершить путешествие по этим уровням, начиная с уровня окружения. На каждом уровне психолог задает клиенту соответствующие вопросы (см. выше), и тот отвечает на них. Когда клиент доходит до уровня «Идеал», обязательно следует спросить, как он себя чувствует. Затем психолог предлагает клиенту обернуться назад и посмотреть на пройденный путь. После этого происходит последовательное возвращение назад, с описанием при этом изменений, которые произошли и/или происходят с клиентом. Завершив путешествие, можно задать клиенту вопрос о том, какие изменения должны произойти в ближайшее время. 147 Вот и подошли к концу наши упражнения. Быть может, у вас возник вопрос: «Для чего нужны все эти упражнения?». Прочитайте следующую мини-притчу. Ч то значат притчи К мудрецу, который очень любил рассказывать притчи, обратились с вопросом: — Почему ты, о мудрец, рассказываешь нам свои замысловатые истории, но при этом не объясняешь, что они значат? Мудрец же ответил: — Когда вы идете на рынок, чтобы купить апельсинов, просите ли вы продавца, чтобы он попробовал их вместо вас, оставляя вам лишь кожуру? Какова основная задача психолога, психотерапевта? Конечно же, помочь клиенту найти ресурсы (причем, в самом себе) для решения заявленной проблемы. Притча — великолепнейший инструмент психологической работы. Трудно даже предположить, насколько результативными окажутся притчи, став частью вашего профессионального инструментария. Глава 3. ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИТЧ В этой главе описаны несколько случаев из практики психологического консультирования с использованием притч. Что делает притчу в руках (устах) психолога (тренера, учителя) терапевтической? Слушатель притчи погружается в мир, созданный психологом с помощью метафоры. Таким образом, устанавливается теснейшая связь между слушателем, терапевтом и повествованием. Это позволяет клиенту отождествить себя с персонажами притчи и ее событиями. В этом ощущении тождественности, собственно, и заключается сила притчи. Но для того чтобы рассказанная притча оставила отпечаток на реальной жизни клиента, он должен понимать события повествования. При идентификации клиента с событиями и героями притчи вместо чувства обособленности, которое выражается мыслью-формулой «Никому не было так плохо, как мне!», у него появляется чувство разделенного переживания: «Оказывается, такие проблемы есть не только у меня!» Сила притчи в том, что смысл рассказанного «попадает в точку» не прямым путем, не «в лоб», а косвенно, как бы между прочим. 149 СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ Валентина Ивановна на пенсии уже 9 лет. Первый пенсионный год был особенно тяжел. Сама она объясняет это так: «Мне казалось (да так оно и было), что сил у меня еще хоть отбавляй, что мне еще работать и работать. Потом потихоньку смирилась, а последние два года уже не могу выносить свое состояние. После того, как умер муж, меня мучает осознание отчужденности, ненужности. Свое состояние я стала топить в рюмке. Сперва помаленьку, потом все больше. Алкоголичкой я себя не считала, но именно из-за спиртного я перессорилась со всеми соседями, окончательно испортила отношения с дочерью, которая просто не выдержала многочисленных моих упреков. Одиночество скрашивалось редкими звонками внука Ильи, но и он скоро перестал звонить. Почему это произошло, я тогда (клиентка делает на этом слове особый эмоциональный акцент) выяснять не стала, но сам факт того, что и внук перестал со мной общаться, еще более укрепил меня в мысли о моей всеобщей ненужности. Я стала ворчливой, мнительной, скандальной, вечно всем недовольной женщиной. Казалось, мне не 60 лет, а лет 90. (Длительная пауза.) Общаться со мной перестали все. Наступил момент, когда я в прямом смысле слова взвыла от тоски. Набрала номер телефона дочери, трубку взял Илья. „Почему ты мне не звонишь?" — начала разговор я. „Потому что ты накричала на мою маму, — тихо ответил внук на том конце провода, — ты обидела ее". Я не сдержалась и что-то закричала в трубку, бросила ее и заплакала. Навзрыд. Проплакавшись, вдруг поймала себя на мысли: "Так жить нельзя!". Но что делать, я не знаю. День тянулся неимоверно долго. В газете наткнулась на рекламу психологического центра и решила обратиться к психологу. И вот я у вас. (Пауза.) Что мне делать? Помогите!» Решив использовать НЛП-технику «Логические уровни восприятия» (см. выше), психолог рисует шестиуровневую пирамиду. При обсуждении одного из уровней в какой-то 150 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|