Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18891

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

несколько минут после этого довольно-таки неохотного принятия происходящего в нем процесса он добавляет: «Мне кажется, что работа идет лучше, когда мое сознание занято лишь фактами, а их анализ идет сам по себе, без внимания сознания».
Переживание почти не связано структурой и стало про цессом, то есть ситуация переживается и толкуется как новая, а не как бывшая в прошлом.
Пример, приведенный при описании шестой стадииt предполагает то качество, которое я пытаюсь объяснить* Другой пример из совсем другой области связан с клиентом, который в последующей беседе о&ъясняет новое качество, появившееся у него в творческой работе, Обычно он следовал определенному порядку: «Вы начинаете с начала и затем равномерно идете до конца». Сейчас он осознает, что сам процесс изменился: «Когда я работаю над чем-то, представление о нем проявляется как скрытое изображение, как при проявлении фотографии. Оно не начинается с одного края, заполняя все пространство* Оно выходит все сразу. Сначала вы видите неясное очертание и спрашиваете себя, что это будет; затем постепенно то там, то здесь проглядывают очертания, и очень скоро все становится ясным — все сразу р. Очевидно, что клиент не только стал доверять этому процессу, но и переживает его таким, каков он есть* а не с помощью понятий прошлого опыта.
«Я» становится все более субъективным рефлексивным осознанием внутреннего опыта, *Я& гораздо реже выступает как воспринимаемый объект и гораздо чаще как что-то, чувствуемое как процесс.
Можно привести пример из той же беседы с клиентом, которая цитировалась ранее. Здесь из-за того, что он говорит о своем опыте после психотерапии, он снова осознает себя как объект, но ясно, что это не характеризует его каждодневный опыт. После рассказа о многих изменениях в себе он говорит: «На самом деле до сегодняшнего вечера я не связывал все это с психотерапией». (Шутливо.) Вот здорово! Может быть, что-то действительно происходит. Потому что моя жизнь с тех пор стала другой. Продуктивность моей работы поднялась. Моя уверенность в себе увеличилась* Я стал смелым в ситуациях,
190___________________________________________________
которых раньше старался бы избежать, А также я стал гораздо менее наглым в ситуациях, в которых до этого я был бы просто несносен»- Ясно, что только впоследствии он реально осознал, каков он был раньше*
Личностные конструкты получают другое вероятное истолкование, их значимость проверятся в последующем опыте, но даже в этом случае они достаточно свободны.
Клиент описывает, как изменились такие конструкты ближе к концу психотерапии. «Я не знаю» что изменилось, но я определенно чувствую себя по-другому, когда смотрю на свое детство,,* и враждебность, которую я чувствовала к моей матери и отцу, частично испарилась- Чувство их осуждения изменилось на принятие того факта, что мои родители делали многое, что мне не нравилось. Но у меня возникло чувство как бы заинтересованного волнения, что ли,., вот здорово.,, сейчас, когда я обнаруживаю, что было неправильно, я могу что-то сделать„. исправить их ошибки*. Здесь резко изменилось истолкование клиентом опыта, связанного с родителями.
Другой пример можно взять из беседы с клиентом, который всегда чувствовал, что должен угождать людям: «Я способен увидеть, как это будет выглядеть,*, когда не имеет значения, если я вам не угождаю^ что угождение вам или неугождение — это вовсе не имеет для меня значения. Если бы я мог прямо сказать это людям.» йы знаете.» мысль о том, чтобы просто что-то сказать и не думать, угожу я или нет». О Боже! Ты можешь сказать почти все, что угодно, но это правда, вы знаете*, И немного позже он с недоверием задает вопрос, явно обращенный к себе самому: «вы имеете в виду, что если я буду на самом деле тем, кем, я чувствую, на самом деле являюсь, то это нормально?* Клиент борется за новое истолкование некоторых главных сторон своего опыта.
Внутренняя коммуникация становится недвусмысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых чувств вводятся новые обозначения.
Клиент чувствует, что может выбрать новые способы существования.
__________________________________________________________191
Поскольку все стороны опыта доступны для осознания, выбор становится правильным и эффективным, В данном примере клиент как раз начинает это сознавать: «Я стараюсь выбрать такую манеру разговора, чтобы не бояться говорить. Возможно, хороший способ это сделать — думать вслух* Но у меня так много мыслей, что я не смог бы все их высказать вслух. Но возможно, я мог бы позволить себе выражать с помощью речи мои настоящие мысли, вместо того чтобы болтать попусту** Здесь клиент чувствует возможность эффективного выбора.
Другой клиент приходит, чтобы рассказать о своем споре с женой: «Я не злился на себя. У меня не было ненависти к себе, я только понял, что веду себя как ребенок, причем делаю это осознанно» ,
Довольно сложно найти примеры к седьмой стадии, так как достигают ее полностью немногие клиенты* Разрешите мне кратко суммировать качества этой стадии континуума.
Когда индивид в процессе изменения доходит до седьмой стадии, он находится в новом измерении. На этой стадии клиент включает качества движения, потока, изменчивости в каждый аспект своей психической жизни, и это становится ее примечательной характеристикой. Он живет в потоке своих чувств, осознавая и принимая их, а также веря в них. У него постоянно изменяются способы истолкования опыта, поскольку его личностные конструкты изменяются с каждым новым событием жизни. По своей природе его переживание — это процесс. В каждой новой ситуации ис-пытываются новые чувства, которые истолковываются по-новому. Истолкование чувств на основе прошлого опыта происходит лишь тогда, когда новый опыт похож на прошлый. Клиент переживает чувства непосредственно, зная в то же время, что он переживает. Он ценит точность дифференциации чувств и личностных смыслов своего опыта. Внутренняя коммуникация между различными аспектами его «Я* не заблокирована. Он свободно раскрывает себя в общении с другими, и это не стереотипные, а личные отно-
192___________________________________________________
шения. Он осознает себя, но не как объект, это скорее направленное на себя осознание, субъективное проживание течения жизни. Он воспринимает себя как ответственного за свои проблемы. Он на самом деле чувствует, что полностью отвечает за свою жизнь во всех ее текущих аспектах* Он живет полной жизнью в своем «Я» как постоянно текущем и изменяющемся процессе.
Несколько вопросов относительно континуума этого процесса
Разрешите мне предвосхитить несколько вопросов, которые могут быть заданы в связи с процессом, который я старался описать.
Является ли он именно тем процессом, с помощью которого происходят изменения личности, или это лишь один из многих видов изменений? Этого я не знаю. Возможно, имеется несколько видов процессов изменения личности* Я бы только уточнил, что это, кажется, тот процесс, который начинается, когда индивид ощущает, что его полностью принимают.
Приложим ли этот процесс к психотерапиям различных видов или он имеет место только при одной психотерапевтической ориентации? До тех пор пока у нас не будет еще записей с другими видами психотерапии, на этот вопрос невозможно ответить. Однако я бы выдвинул гипотезу, что, вероятно, при психотерапевтических подходахf придающих большое значение когнитивному аспекту опыта и малое — эмоциональному, наминают действовать совершенно другие процессы изменения.
Каждый ли согласился бы с тем, что это желаемый процесс изменения, что он движется в правильных направлениях? Я думаю, нет* Мне кажется, некоторые люди не считают текучесть ценным качеством* Суждения такого рода зависят от социальных ценностей, которые должны определяться индивидами и культурами. Этого процесса изменения можно легко избежать с помощью сокращения или отказа от тех взаимоотношений, в которых индивид полностью принимается таким, каков он есть.
_______________________________________________193
Является ли изменение в этом континууме быстрым? Мои наблюдения говорят о противоположном. Моя интерпретация работы Киртнера (несколько отличная от его интерпретации) заключается в том, что клиент, возможно, начинает психотерапию, будучи приблизительно на второй стадии, и заканчивает ее на четвертой стадии. Причем и клиент, и терапист получают взаимное удовлетворение достигнутым прогрессом. Почти невозможно себе представить, что клиент, находящийся на первой стадии, может дойти до полной седьмой стадии. Если бы это действительно произошло, то заняло бы годы.
Правильно ли сгруппированы качества, описывающие каждую стадию? Я уверен, что я не один раз ошибался в своих наблюдениях. Я также задаю себе вопрос, какие важные качества были опущены. Я также спрашиваю себя, не могли ли различные элементы континуума быть описаны более экономно. На все вопросы такого рода могут быть даны ответы из опыта психотерапии, если различные исследователи будут считать, что гипотезы, выдвинутые мною, имеют достоинства.
Заключение
Я постарался представить в виде незрелых, предварительных набросков течение процесса изменений личности, происходящего, когда клиент ощущает, что его принимают таким, каков он есть. Этот процесс состоит из нескольких волокон,
которые вначале разделены, а затем, по мере продолжения процесса, становятся нераздельным целым.
Этот процесс включает в себя освобождение чувств. На начальном этапе континуума они описываются как отдаленные, не принадлежащие человеку и не имеющие места в настоящем. Затем они представляются как объекты в настоящем, принадлежащие индивиду. Потом они описываются как чувства, которыми индивид владеет, и называются тем словом, которое наиболее точно выражает непосредственное переживание. Еще дальше по шкале они переживаются и выражаются в непосредственном настоящем времени, причем страх перед процессом развития уменьшается. Также на этой ста-
194________________________________________________
дии чувства, которые ранее отвергались сознанием, проникают в него, переживаются, и индивид чувствует* что владеет ими* На самом высоком уровне континуума характерной для индивида становится жизнь в процессе переживания постоянно меняющегося потока чувств*
Этот процесс связан с изменениями в том, как происходит переживание* Континуум начинается со статичности, в которой индивид очень отдален от своего переживания и не способен пользоваться его скрытым смыслом или обозначать его* Переживание обязательно должно отойти в про-шлое> чтобы в нем можно было найти смысл и истолковать настоящее с помощью смысла, обнаруженного в прошлом* От отдаленности по отношению к переживанию индивид движется к признанию переживания как волнующего его процесса, происходящего внутри него* Переживание для клиента постепенно становится все более им принимаемым, внутренним объектом для обозначения смыслов, оно понимается все более верно, И наконец, клиент способен жить свободно, принимая себя в текущем потоке переживания, спокойно используя его в качестве главного референта своего поведения*
Этот процесс связан с переходом от несоответствия к соответствию* Континуум начинается с максимума несоответствия, совершенно не осознаваемого индивидом* Через стадии, где клиент все более четко осознает противоречия и несоответствия, существующие внутри него, он движется к их переживанию в непосредственном настоящем* И таким образом, они постепенно исчезают. В верхней части континуума обычно никогда не бывает более чем временного несоответствия между переживанием и его осознанием, так как человеку не нужно защищаться от пугающих сторон его опыта.
Этот процесс связан с изменением в способе, с помощью которого и благодаря которому человек может и хочет сообщать о себе в атмосфере принятия. Континуум начинается с полного нежелания раскрыть самому себе свое «Я* как обогащенное и изменяющееся осознание внутреннего опыта, в дальнейшем это легко происходит, когда индивид хочет это сделать.
^___________________________195



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Об исчезновениях»
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Притча «Про парикмахера»
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Разговор между неофитом и его другом-атеистом»
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Сон дровосека»
  • Притча «Об открытости»
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Притча «Сочувствие Бокудзю»
  • Притча «Человек и его цели»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Ничего общего»
  • Притча «Быть нужным»
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Притча «Как прекрасно!»
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Такое у меня правило»
  • Притча «Это не в моих силах»
  • Притча «Поступок друга»
  • Притча «Только звёзды и компас»
  • Притча «Обыкновенный человек»
  • Притча «Это моё»
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Притча «Письмо»
  • Притча «Умение прощать»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Притча «Будь Мудрей»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Про колдуна»
  • Слова и их магическое воздействие
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Притча «Человек, змей и камень»
  • Притча «Бедный самурай»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь