Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18886

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

шестой стадии континуума, он так ясно предвидит это, что его описание имеет тот лее смысл»
Другой характеристикой этой стадии является сопровождающее ее физиологическое расслабление.
Часто наблюдается влага в глазах, слезы, мускульное расслабление. Нередко встречаются и другие физиологические сопутствующие признаки, Я бы предположил, что в это мгновение, если бы провести измерения, было бы обнаружено улучшение кровообращения и проводимости нервных импульсов. Пример * естественной* природы всех этих ощущений приведен в следующем отрывке-
Пример: клиент, молодой человек, выразил желание, чтобы его родители либо умерли, либо как бы исчезли: «Это похоже на желание, чтобы они куда-то делись или никогда и не были... И мне так стыдно, потому что потом они зовут меня, й вот я иду.,, Дерг! Они как-то еще сильны, Я не знаю. Есть какая-то пуповина— я могу почти чувствовать ее. Дерг!* (И он жестом показывает, как его дергают за пупок.)
Терапист: «Они действительно держат тебя за пуповину&.
Клиент: «Удивительно, как реально это чувствуется.,. Это ощущение как бы жжения, и, когда они говорят то? что меня волнует, я чувствую это вот здесь (показывает). Я никогда об этом так не думал*.
Терапист: «Когда ваши отношения нарушаются, вы чувствуете, будто ваша пуповина натягивается*-
Клиент: «Ага. Именно так, где-то в животе. Трудно определить, что именно я чувствую*.
Из этого отрывка ясно, что клиент живет в потоке чувства
зависимости от своих родителей* Однако было бы совершенно неверно сказать, что он это воспринимает- Он — в этом чувстве, переживая его как напряжение своей пуповины.
На этой стадии внутренняя коммуникация относительно свободна и не заблокирована.
Мне кажется, это хорошо отражено в данных примерах. Конечно, фраза «внутренняя коммуникация* уже не совсем правильна, так как примеры показывают, что критическим
________________________________„_____185
является момент интеграции, когда коммуникация между различными внутренними центрами уже не является необходимой, потому что они вместе становятся одним целым.
Активно переживается несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит в соответствие. Относящиеся к опыту личностные конструкты растворяются в этом моменте переживания, и клиент чувствует, что он независим от предыдущих устойчивых связей структур*
Мне кажется, что эти две характеристики будут более понятны из последующего примера. У молодого человека возникла трудность, когда он подходил близко к описанию неизвестного чувства: «Я почти уверен, какое это чувство .,• оно таково: я прожил большую часть моей жизни7 испытывая страх перед чем-то». Он рассказывает, что его профессиональная деятельность должна как раз дать ему немного безопасности и «небольшой мирок», где он мог бы чувствовать себя в безопасности. «Вы понимаете.,, — продолжает он, — по той же причине (пауза) я как бы разрешил ему просочиться* Но я также связал его с вами и с нашими с вами отношениями, но я чувствую лишь одно — страх, что это все уйдет. (Его тон изменяется, он входит в свое чувство.) Не разрешите ли вы мне это иметь? Мне кажется, что я нуждаюсь в этом, Я буду таким одиноким и испуганным без этого».
Терапист: «Г-м-м, г-м-м». Разрешите мне уцепиться за это, потому что иначе мне будет очень трудно. Это какая-то мольба, да?»
Клиент: «Y меня такое чувство —- это как бы просящий маленький мальчик. Это жест мольбы тк (Складывает руки, как на молитве.)
Терапист: «Вы сложили руки как бы в мольбе*.
Клиент: «Ага, верно: "Не сделаете ли вы это для меня?" Так? Но это ужасно! Кто, я? Молить о чем-то?.» Это», это чув-ство, которое я вообще никогда ясно не осознавал (пауза). Это какое-то смешанное чувство. С одной стороны, мне кажется, это чудесное чувство — рождение нового. Каждый раз это меня изумляет, И в то же время я чувствую испуг, как неоднок-
186 _____________
ратно было в прошлом- (Слезы,) Я просто не знаю себя. Вот здесь вдруг появляется что-то, чего я никогда не осознавал, будто я стал таким, каким хотел быть*-
Здесъ мы видим полное переживание своего просящего состояния, яркое осознание несоответствия между переживанием и представлением о себе* Однако это переживание несоответствия существует в момент его исчезновения. Начиная с настоящего момента он является человеком, который чувствует мольбу так же, как и многие другие чувства. Когда в этом моменте растворяется его предыдущее понимание себя, он чувствует, что освободился от своего предшествующего внутреннего мира — ощущение одновременно и чудесное, и пугающее.
Момент полного чувствования становится ясным и определенным объектом для обозначения.
Приведенные примеры показывают, что клиент часто не совсем осознает, чтб «поразило* его в эти моменты» Однако это не кажется столь важным, потому что к этому событию как целостности, референту, если нужно, можно возвратиться снова и снова. Мольба, чувство «любви к себе», которые присутствуют в этих примерах, могут оказаться не точно такими, какими они описаны. Они, однако, являются четкими объектами для обозначения, к которым клиент может возвращаться до тех пор, пока не поймет, что они собой представляют. Возможно, это чисто физиологические явления, основание сознательной жизни, к которому клиент может возвратиться для исследования- Гендлин привлек мое внимание к этому важному свойству переживания как референта* На этой основе он пытается расширить психологическую теорию.
Дифференциация переживания является четкой и имеет основу.
Поскольку каждый из этих моментов является референтом, особой целостностью, он не смешивается с чем-либо другим• На этой основе и по этому поводу возникает процесс четкой д ифферен циации -
На этой стадии нет ни внешних, ни внутренних проблем. Клиент субъективно живет какой-то частью своей проблемы* Она не является объектом.
187
Я думаю, очевидно, было бы неправильно сказать, будто в каждом из этих примеров клиент переживает свою проблему как внутреннюю или как внешнюю. Необходимо указать, что он ушел вперед и в процессе чувствования находится очень далеко от восприятия проблемы как чего-то внешнего. Наиболее правильно, вероятно, сказать, что он не воспринимает свою проблему, а просто живет какой-то частью этой проблемы, осознанно ее принимая.
Я так надолго остановился на шестой стадии континуума, потому что считаю ее критической* Мои наблюдения показывают, что эти моменты непосредственно принятого полнокровного переживания в некотором смысле являются почти необратимыми. Приведенные примеры говорят о том, что мои наблюдения и гипотезы верны: если клиенты будет испытывать подобные переживания, то эти переживания будут обязательно осознаны. Это нежная забота о себе, связь пуповины, которая делает его частью родителей, или зависимость маленького мальчика, молящего о чем-то, — в каждом случае по-разному у каждого клиента, И мимоходом я отмечу, что, если переживание полностью осознано, полностью принято, с ним молено совладать, как с любой другой реальностью.
Седьмая стадия
В тех сферах, в которых клиент уже достиг шестой стадии, полное принятие его терапистом больше не является необходимым, хотя оно, вероятно, еще полезно* Однако из-за того, что шестая стадия обычно необратима, часто кажется, что клиент не нуждается при переходе на седьмую> последнюю стадию в помощи тераписта* Эта стадия часто наступает как во время психотерапевтических отношений> так и вне их; клиенты скорее рассказывают о ней, чем переживают ее на сеансе, Я постараюсь описать из наблюдений несколько свойств этой стадии.
Новые чувства переживаются во всем многообразии дета* лей немедленно, как в психотерапевтических отношениях, так и вне их.
188___________ ________________________________
Переживание таких чувств используется в качестве вполне определенного объекта для обозначения.
Клиент совершенно сознательно старается использовать эти референты, чтобы более четко и дифференцированно узнать — кто он, чего хочет, каковы его наклонности- Это верно, даже если чувства неприятны или пугающи.
Наблюдается растущее и длительное ощущение принадлежности чувств, принятых клиентом, а также имеющее основу доверие к процессу, происходящему в нем.
Это доверие первоначально не к идущим процессам осознания, а скорее к целостному организмическому процессу. Один клиент описывает, как выглядит переживание, характерное для шестой стадии, используя понятия, типичные для седьмой стадии.
«Здесь, в психотерапии, самое важное — сидеть и говорить: "Вот что меня беспокоит" — и затем флиртовать с этим некоторое время до тех пор, пока что-то не выжмется на волне сильной эмоции, — и дело закончено, все выглядит по-другому. Даже тогда я не могу точно сказать, что же случилось. Я только выставил что-то, потряс им и убрал обратно, и когда я это сделал, то почувствовал себя лучше. Это немного раздражает, потому что я бы хотел точно знать, что же происходит,.. Это удивительно, так как кажется, что я ничего и не делаю, за исключением того, что бываю настороже и хватаю мысль, когда она проходит мимо». И я задаюсь вопросом; что мне с этим делать, если мне все ясно? У этого нет никаких устройств, с помощью которых можно что-то регулировать, или еще чего-нибудь. Только поговори об этом некоторое время и отпусти. И видимо, это все, что здесь есть. У меня остается какое-то неудовлетворенное чувство — чувство, что я ничего не достиг. Это было достигнуто без моего понимания или согласия*** Дело в том* что я не уверен в качестве переделки, потому что я не смог ее увидеть и проверить... Все, что я могу делать, так это наблюдать факты* Я стал смотреть на вещи несколько по-другому: проявляю гораздо меньше беспокойства и стал намного активнее. В целом дела мои улучшились, я очень доволен тем, как они пошли. Но я чувствую себя как бы зрителем». Через
___________________________________________189



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Об исчезновениях»
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Притча «Про парикмахера»
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Разговор между неофитом и его другом-атеистом»
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Сон дровосека»
  • Притча «Об открытости»
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Притча «Сочувствие Бокудзю»
  • Притча «Человек и его цели»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Ничего общего»
  • Притча «Быть нужным»
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Притча «Как прекрасно!»
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Такое у меня правило»
  • Притча «Это не в моих силах»
  • Притча «Поступок друга»
  • Притча «Только звёзды и компас»
  • Притча «Обыкновенный человек»
  • Притча «Это моё»
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Притча «Письмо»
  • Притча «Умение прощать»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Притча «Будь Мудрей»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Про колдуна»
  • Слова и их магическое воздействие
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Притча «Человек, змей и камень»
  • Притча «Бедный самурай»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь