Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18885

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

нии, более типичных для третьей стадии, с частыми примерами статичности, характерной для второй стадии, или в более свободно изменяющемся поведении, относящемся к четвертой стадии. Мало вероятно, чтобы в такой беседе можно было найти примеры поведеният относящегося к шестой стадии.
Вышесказанное говорит о вариативности основной стадии процесса, на которой находится наш клиент. Если мы ограничимся какой-то определенной областью личностных смыслов, относящихся к клиенту, тогда я предположил бы определенный порядок в последовательности стадий, а именно; третья стадия редко была бы раньше второй, четвертая едва ли следовала бы за второй без промежуточной третьей. Это предположительные гипотезы* которые, конечно, могут быть проверены с помощью опытов*
Пятая стадия
Следуя по континууму изменений, мы снова можем отметить точку, назвав ее пятой стадией. Если клиент, будучи на четвертой стадии, чувствует, что выражения его чувств, поведение и переживания принимаются, тогда происходит дальнейшее уменьшение статичности, и организмический поток течет еще более свободно. Здесь, мне кажется, мы снова можем с некоторой приблизительностью описать качества этой фазы процесса1,
Чувства выражаются свободно, относятся к настоящему моменту.
Пример: «Я ожидала, что меня как бы сурово отвергнут.» этого я ожидаю все время,.* я считаю, я даже это чувствовала, будучи с вами... Трудно говорить, потому что я хочу быть самой хорошей, какой только возможно, когда я с вами».
1 Чем дальше мы продвигаемся по шкале, тем менее адекватными являются приведенные примеры. Причина в том, что на этих высоких уровнях все более важным становится качество переживания, а оно может быть передано только с помощью транскрипции, которую здесь невозможно дать полностью- Может быть, со временем станут доступными масса примеров, записанных на пленку.
___________________________________________________175
Здесь чувства, относящиеся к тераписту и к клиенту в его отношениях с терапистом, эмоции, которые очень трудно раскрыть, открыто выражаются клиентом.
Чувства переживаются почти что полностью. Они ^прорываются», просачиваются, несмотря на страх и недоверие, которые клиент испытывает, переживая их во всей полноте и непосредственности.
Пример: *Это как бы вышло, и я как раз это не понимаю, (Долгая пауза*) Я стараюсь схватить, что же такое этот ужас* ♦
Еще пример: клиент говорит о внешнем событии. Неожиданно лицо клиента приобретает страдающий* испуганный вид,
Терапист: «Что, что задевает вас сейчас?»
Клиент: «Я не знаю, (Плачет.) Должно быть, я подхожу слишком близко к чему-то, о чем не хочу говорить, или еще к чему-то %.
В этом случае чувство почти просочилось наружу, в сознание, независимо от воли клиента.
Еще один пример: «Я чувствую, что остановлена. Почему моя голова пуста в данный момент? Я чувствую, как будто висну на чем-то и выпускаю что-то другое, и что-то во мне говорит: "От чего еще я должна отказаться?'Ч
Начинает приходить осознание того, что при переживании чувства необходимо его точно назвать.
Это иллюстрируют три только что приведенных примера. В каждом из них клиент знает, что он что-то переживал, а также знает, что ему неясно, что он переживал. Тем не менее к нему приходит осознание того, что референт1 этого смутного осознания находится внутри его, в организмическом событии, с которым он может сверить свое обозначение и понимание* Это часто встречается в выражениях, которые указывают на испытываемое клиентом чувство близости или отдаленности от референта.
Пример: «Я действительно до этого и пальцем не дотрагиваюсь- Я только как бьх это описываю».
1 Референт — предмет обозначения.
176__________________________________________________
Когда чувства «прорываются»t клиент чувствует удивление или испуг, редко удовольствие.
Пример: клиент говорит о семейных отношениях в прошлом: «Это больше не важно, Э-э-э„. (Пауза.) Это раньше было как-то очень важно.,, и у меня нет ни малейшего представления почему». Да, вот1 Я могу забыть об этом сейчас, ведь это вовсе не так важно! Ну и штука! Все эти несчастья — чепуха!»
Еще пример: клиент говорит о безнадежности: «Я до сих пор удивляюсь силе этого* Мне кажется, именно так я чувствую себя».
Чувства все более принадлежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть действительно самим собой.
Пример: «На самом деле суть в том, что я вовсе не ласковый
терпеливый парень, которым я стараюсь казаться. Я раздражителен. Мне хочется огрызаться, иногда я бываю эгоистичным, и я не знаю, почему я должен притворяться, что я не такой».
Это — яркий пример большего принятия всех своих чувств.
Переживание течет свободно, оно не отдалено и часто проявляется с маленькой отсрочкой.
Между организмическим событием и полным субъективным его переживанием протекает очень мало времени. Изумительно точное описание этого процесса дано у одного клиента.
Пример: «Мне еще трудно понять, что значит эта грусть и эти слезы. Я знаю только, что я чувствую это, когда приближаюсь к определенным чувствам, и обычно, когда я плачу, это помогает мне как бы пробиться сквозь стену, которая воздвигнута мной из-за каких-то происшедших событий. Мне почему-то больно, и затем автоматически это заслоняет что-то, и затем я чувствую> что не могу действительно коснуться чего-то и сильно это чувствовать.„ И если бы я смог чувствовать и мог дать себе возможность пережить сиюминутное чувство, когда мне больно, я бы немедленно начал плакать именно тогда, но я не могу»*
Здесь можно видеть, что чувства являются внутренним референтом, к которому человек может обратиться, чтобы прояснить дело. В то время когда он ощущает свои слезы, он
___________________________________________________177
сознает, что это — отсроченное и частичное переживание его боли. Он также сознает, что его защитные реакции не дают ему переживать болъ тогда, когда она возникает.
Способы истолкования опыта становятся намного свободнее. Наблюдаются новые открытия личностных структур как таковых, их критически рассматривают, выражают в них сомнение.
Пример: человек говорит: «Мысль о том, что мне нужно угождать, что я должен делать это, была одной из основ моей жизни. (Тихо плачет.) Это как бы, вы знаете, одна из неоспоримых аксиом — то, что я должен угождать. У меня нет выбора. Я именно должен делать это».
Здесь ясно, что эта основа была конструктом и что приходит конец его не подвергавшемуся сомнению статусу.
Имеется сильное и очевидное стремление к тому, чтобы дифференциация чувств и смыслов была точной.
Пример: ♦♦« во мне растет какое-то напряжение, или какая-то безнадежность, или какая-то незавершенность чего-то, и моя жизнь* конечно, сейчас очень несовершенна». Я просто не знаю... Мне кажется, наиболее близко подходит слово безнадежность*.
Очевидно у он старается ухватить точное название того, что
выражает его переживание.
Происходит все более ясное осознание противоречий и несоответствий в опыте.
Пример: «Мой сознательный ум говорит мне, что я — стоящий человек. Но что-то внутри говорит, что я не верю этому, Я думаю, что я крыса — ни на что не способный человек, У меня нет веры, что я способен что-то сделать**
Наблюдается все возрастающая личная ответственность за встающие проблемы, озабоченность о том, какой вклад он внес в их решение* Внутренние диалоги становятся все более свободными. Постепенно разрушается блокада в общении с самим собой.
Иногда эти диалоги вербализуются.
Пример; «Что-то во мне говорит: "От чего еще я должен отказаться?" Вы уже взяли у меня так много. Это я говорю с
178___________________________________________________
собой — то, что "Я" внутри, говорит с тем "Я' которое и является хозяином. Оно жалуется сейчас и говорит: "Ты подбираешься слишком близко! УходиГ».
Еще пример: часто эти диалоги протекают как слушание себя, как проверка понимания прямого референта переживания. Так, клиент говорит: «Не смешно ли это? Я никогда на это так не смотрел, Я стараюсь это проверить. Мне всегда казалось, что это напряжение скорее имеет внешнюю причину, чем это... что это не было чем-то, что я так использовал. Но это верно.» это действительно верное,
Я надеюсь, что примеры, относящиеся к пятой стадии процесса становления> которые даны здесь, проясняют несколько вопросов. Во-первых, эта стадия находится на расстоянии нескольких сотен психологических миль от описанной первой стадии. Здесь многие качества клиента приобретают текучесть по сравнению со статичностью первой фазы. Клиент гораздо ближе к своему организмическому бытию, которое всегда представляет собой процесс. Он гораздо ближе к потоку своих чувств. Структуры его опыта стали более свободными, постоянно сверяются с референтами и фактами вне и внутри него. Его опыт гораздо более дифференцирован, и поэтому протекающая внутренняя коммуникация может быть более точной*
Примеры, характеризующие процесс в одной области
Поскольку я имел обыкновение говорить, будто клиент как целое находится на той или иной стадии, разрешите мне, перед тем как перейти к описанию следующей стадии, опять подчеркнуть, что в каких-то областях личностных смыслов процесс может идти на уровне более низком, чем основной уровень, из-за опыта, находящегося в резком противоречии с представлением о себе. Возможно, я смогу показать на примере одной области чувств клиента, как описываемый мной процесс происходит на одном узком отрезке опыта.
В одном случае психотерапии, довольно полно изложенном Шлином, качество самовыражения в беседах находилось приблизительно на третьей и четвертой стадиях нашего конти-
_ _„___^________ 179



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Об исчезновениях»
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Притча «Про парикмахера»
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Разговор между неофитом и его другом-атеистом»
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Сон дровосека»
  • Притча «Об открытости»
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Притча «Сочувствие Бокудзю»
  • Притча «Человек и его цели»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Ничего общего»
  • Притча «Быть нужным»
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Притча «Как прекрасно!»
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Такое у меня правило»
  • Притча «Это не в моих силах»
  • Притча «Поступок друга»
  • Притча «Только звёзды и компас»
  • Притча «Обыкновенный человек»
  • Притча «Это моё»
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Притча «Письмо»
  • Притча «Умение прощать»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Притча «Будь Мудрей»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Про колдуна»
  • Слова и их магическое воздействие
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Притча «Человек, змей и камень»
  • Притча «Бедный самурай»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь