Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19001

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО
УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Для диагностики психодинамического уровня интегральной индивидуальности используются методики, систематически применяемые в работах, выполненных под руководством В. С. Мерлина и В. В. Белоуса.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РИГИДНОСТИ
Для исследования ригидности применяется методика Р. Кеттелла «Обратное письмо». Суть этой методики в следующем. Испытуемый по сигналу экспериментатора пишет одно и то же слово в течение одной минуты. Его задача — написать как можно больше слов и как можно более аккуратно (первая часть опыта). Во второй части опыта (при тех же условиях) испытуемый то же самое слово должен писать в обратном направлении, идя последовательно от последней буквы к первой. Показатель ригидности вычисляется по формуле:
R = A-rB + C,
где
А — количество букв при «прямом письме»;
В — количество букв при «обратном письме»;
г — коэффициент корреляции между «прямым» и «обратным» письмом;
С — константа, равная разности между В и А.


МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ
ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ
Для исследования экстраверсии—интроверсии используются две методики, разработанные в лаборатории Р. Кеттелла: «Широта классификации» и «Неструктурированные рисунки».

Методика «Широта классификации». Испытуемому предлагается инструкция: «Вам будет предложено несколько карточек, на которых изображены различные предметы. У многих из этих предметов есть общие признаки. Ваша задача — объединить их в одну группу. Старайтесь делать это так, чтобы в группу входило как можно больше предметов. Помните, что Вы должны найти в карточке такую единственную группу, в которую входит наибольшее количество объектов с общим признаком. Будьте готовы сказать, что в них общего, если спросят. На каждую карточку Вам дается не более 30 секунд». Показателем экстраверсии—интроверсии служит среднее количество объектов, включенных в одну группу по каждой тест-карте.

Методика «Неструктурированные рисунки». Используются 9 тест-карт (одна из них пробная), на которых изображены различные хаотические линии, штрихи, контуры, точки и т. д. При предъявлении пробной тест-карты испытуемый получает инструкцию: «Предлагаемое задание — на воображение. Сейчас Вам будет предложено несколько карточек, на которых нарисованы различные контуры, штрихи, линии. Разные люди видят в них разные предметы и явления. В течение 30 секунд вы должны увидеть и назвать как можно больше предметов и явлений». Показателем экстраверсии—интроверсии по данной методике является среднее количество предметов, названных испытуемым во время просмотра всех карт.


МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ

Тест тематической апперцепции (ТАТ). Для изучения данного свойства применяется эмоциональный вариант методики ТАТ. Для исследования подобраны 5 сюжетных тест-карт с эмоционально-нейтральным содержанием. ТАТ в модификации для изучения психодинамических характеристик эмоциональной возбудимости использовался в исследованиях, выполненных под руководством В. С. Мерлина.
Инструкция испытуемому: «Это задание на придумывание рассказов по картинкам. Я сейчас предложу вам их, вы должны постараться придумать краткий рассказ, в котором обязательно должны содержаться ответы на следующие вопросы:
— Что здесь происходит?
— Что было здесь до этого?
— Что чувствуют и думают изображенные здесь люди?
— Чем закончится событие, которое вы придумали?
Учтите, что вам надо не просто описать картинку, а при помощи фантазии составить целостный рассказ. На придумывание и изложение рассказа вам предоставляется не более пяти минут». Показателем эмоциональной возбудимости служит среднее количество эмоционально окрашенных лексических единиц на одну тест-карту. В исследовании были использованы карты 1, 2, 5, 7ж, 8ж.

Ассоциативный эксперимент К. Юнга. Используется модифицированный В. В. Белоусом вариант ассоциативного эксперимента К. Юнга. Подбираются 16 нейтральных и 5 эмоционально значимых слов. Перед проведением эксперимента предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду произносить отдельные слова, а вы на каждое из них должны отвечать (как можно быстрее) любым, связанным по смыслу первым пришедшим вам в голову словом.
Отвечать следует только отдельными словами, предложений называть не надо». Основному опыту предшествует пробный, во время которого испытуемому предлагается 10 слов, не содержащихся в основном списке. Скорость предъявления вербальных раздражителей — 5 слов в минуту. Показателем эмоциональной возбудимости по данной методике служит отношение среднего латентного времени ассоциативной реакции на эмоционально значимое слово к среднему латентному времени ассоциативной реакции на нейтральное слово.
Список слов для модифицированного ассоциативного эксперимента К.Юнга (эмоционально значимые слова подчеркнуты):
месяц лето газета
вещь экзамен вечер
дом луна катастрофа
день стена ветер
ссора небо стол
лист окно пожар
неделя поцелуй задача






Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Алексеева Любовь Валерьевна. Технология «Интерактивная стена» как средство поддержки индивидуальности дошкольника
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Культовая травма и реабилитация
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Гурджиев Г. ЗАКОНОМЕРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Сокровище, которое трудно добыть; Treasure hard to attain
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Габдракипова Зульфия Альфридовна. Групповой психолого-педагогический, информационно- творческий проект «Адаптация детей к условиям ДОУ. Первые шаги»
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Ерощенкова Инна Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Лэпбук «Театры города Красноярска»
  • Узнайте человека по походке
  • Бесчётнова Татьяна Викторовна. Принцип интеграции в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Заболотная Надежда Александровна Погодаева Алёна Викторовна. Реализация педагогической технологии «Клубный час» в условиях ФГОС ДО
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Горынина Анастасия Сергеевна. «Использование современных образовательных технологий с целью поддержки детской инициативы»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Интеграция; Integration
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь