Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18995

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В учебном пособии рассматриваются проблемы индивидуальности человека, проанализирован обширный теоретический и эмпирический материал, приведены тексты и ключи методик, используемых для диагностики индивидуальных особенностей.
Рекомендовано Министерством образования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современный уровень научных знаний и потребности общественной практики требуют преодоления одностороннего аналитического подхода к изучению индивидуальных особенностей человека и выдвигают задачу изучения индивидуальности как целостной системы.
Основной целью пособия является создание условий для освоения студентами принципов системного подхода к исследованию индивидуальности человека, овладения методами и способами изучения индивидуальных психологических различий как целостной системы свойств.
Для реализации цели предполагается решить следующие задачи:
1. Освоить теоретические принципы системного подхода к изучению индивидуальности, выдвинутые и обоснованные ведущими отечественными психологами С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, П. К. Анохиным, В. С. Мерлиным, Б. Ф. Ломовым и другими.
2. Изучить основы теоретической концепции интегральной индивидуальности, предложенной В. С. Мерлиным и его учениками.
3. Овладеть методами системного исследования индивидуальных психологических особенностей человека.
4. Освоить математические методы распознавания одноуровневых и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности.
5. Сформировать умение применять системную модель изучения структур интегральной индивидуальности в зависимости от научной проблемы в различных прикладных областях психологии.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей психологических факультетов университетов.
На сегодняшний день не вызывает сомнений положение о том, что индивидуальность человека — это явление многогранное, поэтому она должна изучаться с позиций системного подхода.
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется, прежде всего, тем, что уже сама постановка этой проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов, на сегодняшний день далеких от разрешения. Это такие проблемы, как:
■ проблема интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности;
■ проблема применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
■ проблема соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности; «внешнего» и «внутреннего»; объективного и субъективного и т. д.
Значимость прикладного аспекта исследования индивидуальности трудно переоценить. Социальная практика на современном этапе развития общества ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, высшего и профессионального образования.
Решение многих прикладных психологических задач требует знания индивидуальных различий, их надежной диагностики, оценки их как целостной системы. В конечном счете, именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т. д.
Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.
После фундаментальных теоретических исследований крупнейших ученых современности (Н. Винер, 1964; Л. Берталанфи, 1969; А. А. Ляпунов, 1972; П. К. Анохин, 1973; А. И. Уемов, 1978; В. И. Вернадский, 1989; А. В. Гапонов-Грехов, А. С. Ломов, Г. В. Осипов, М. И. Рабинович, 1981 и др.) системный подход стал определяющим в разработке проблем психологии индивидуальности (В. С. Мерлин, 1966; Е. А. Климов, 1969; А. А. Крылов, 1972; Б. Ф. Ломов, 1975; К. А. Абульханова-Славская, 1977; Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев, 1977; А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1987; В. В. Знаков, 1991; В. Д. Шадриков, 1996; В. А. Петровский, 1997 и др.).
Концепция иерархической организации субъективной реальности (U. Bronfenbrenner, 1951; R. В. Cartel, С. F. Stice, 1957; А. И. Крупное, 1985; А. В. Брушлинский, 1991; Б. Г. Ананьев, 1969; В. И. Слободчи-ков, Е. И. Исаев, 1995 и т. д.), наряду с принципами системного подхода, легла в основу интегративного подхода к исследованию индивидуальности человека и нашла свое отражение в теоретических и прикладных трудах (В. С. Мерлина; В. В. Белоуса; Б. А. Вяткина; Э. И. Маствилискер; Л. Я. Дорфмана, 1993; А. И. Щебетенко, 2001).
В настоящее время проблема индивидуальности интенсивно разрабатывается в научных школах В. В. Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), Э. А. Голубевой (1983), М. С. Егоровой (1995, 1997), А. И. Крупнова (1983,1987), И. В. Равич-Щербо(1999), В. М. Русалова(1982,1985,1986, 1989), О. А. Ахвердовой (1998), И. В. Боева (2000).
Исходным моментом в изучении индивидуальности принято считать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого.
Целостную характеристику индивидуальных свойств человека B. С. Мерлин обозначает как интегральную индивидуальность — особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Опираясь на положения теории функциональных систем П. К. Анохина (1971) и на методологический принцип активности личности C. Л. Рубинштейна (1946), В. С. Мерлин экспериментально обосновал теорию интегральной индивидуальности, применив принцип значимости к распознаванию одноуровневых и межуровневых связей иерархических уровней интегральной индивидуальности.
В современном психологическом знании существует множество подходов к исследованию индивидуальности, однако единой концептуальной модели пока нет. Это связано с различными точками зрения авторов на структуру, особенности индивидуальности. Существующие концепции имеют право на дальнейшее развитие, на подтверждение экспериментальным путем. В рамках данного пособия рассматриваются уже имеющиеся эмпирические факты, полученные на основе интегративных исследований индивидуальности.



РАЗДЕЛ 1
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
С момента возникновения психологии как самостоятельной экспериментальной науки проблема изучения индивидуальных свойств человека, элементов сознания и поведенческих актов стала предметом эмпирического исследования. Развитие идей о природе индивидуальности человека связано со становлением новой области психологического знания — дифференциальной психологии.
В конце XIX столетия индивидуальные свойства человека стали объектом изучения английского исследователя Френсиса Гальтона (1822—1911). Главной заслугой Ф. Гальтона является создание техники изучения индивидуальных различий и, прежде всего, внедрение статистического метода.
Во всех опытах Гальтона интересовала генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Гальтон искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Алексеева Любовь Валерьевна. Технология «Интерактивная стена» как средство поддержки индивидуальности дошкольника
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Культовая травма и реабилитация
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Гурджиев Г. ЗАКОНОМЕРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Сокровище, которое трудно добыть; Treasure hard to attain
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Габдракипова Зульфия Альфридовна. Групповой психолого-педагогический, информационно- творческий проект «Адаптация детей к условиям ДОУ. Первые шаги»
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Ерощенкова Инна Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Лэпбук «Театры города Красноярска»
  • Узнайте человека по походке
  • Бесчётнова Татьяна Викторовна. Принцип интеграции в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Заболотная Надежда Александровна Погодаева Алёна Викторовна. Реализация педагогической технологии «Клубный час» в условиях ФГОС ДО
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Горынина Анастасия Сергеевна. «Использование современных образовательных технологий с целью поддержки детской инициативы»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Интеграция; Integration
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь