Джеймс А. Холл 'Юнгианское толкование сновидений'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 14387



В бодрствующем существовании динамика индивидуации не всегда осуществляется в терминах того, что делать, точно также как в сказках не более старший, более зрелый принц спасает принцессу, оказавшуюся в смертельной опасности,- это делает его младший, сомневающийся, вечно создающий путаницу братец, использующий необщепринятые способы, например приходящих на помощь животных. В любой серии снов движение может происходить в объективные жизненные ситуации или в сторону от них. Никакого устанавливающею правила здесь нет. На службе у индивидуации сны могут склонять эго к тому, чтобы организовывать себя в привычной культурной атмосфере. В некоторых иных случаях сны вытаскивают эго прямо из успешной бодрствующей деятельности и буквально в более тонкие смыслы, ставят более искусные задачи.

Окончательное разрешение напряжения между объективным и субъективным описано Юнгом как (обхождение) таинственного центра психического, которая сама по себе может ощущаться, но которую невозможно обнаружить в сетях сознания. В этом таинственном процессе, психологически аналогичном алхимическому поиску, эго релятивизировано, но неуступчиво, события реальны, но они не ошеломляют, образы в снах направляют, но не подчиняют. Процесс индивидуации, в конечном итоге, и представляет то явление, которое обслуживается и облегчается в своем осуществлении снами, хотя сны и могут использоваться наряду с решением обычных психотерапевтических задач в цикле решения проблем и развития личности.
Личное и архетипическое

Другой путь установления напряжения, связанного с психологической индивидуацией, пролегает через оппозицию личного и архетипического. Когда тот или иной человек слишком глубоко включен в коллективную внешнюю реальность повседневной жизни, обнаружение в его собственных снах универсальных, архетипических образов из объективных глубин психического может оказаться освобождающим переживанием. Но если кто-либо в обыденной жизни является добычей неистовой шизофренической неразберихи архетипических образов, то достижение устойчивой позиции эго в равной степени переживается как' освобождение.

Как невротик, застигнутый в чрезмерной конкретизации семейных или общественных , так и шизофреник, утонувший в море архетипических смыслов,- оба обнаружат ощущение неба в том, что можно назвать личной сферой жизни., Личностная история - это не просто псевдоиндивидуальная;

временная схема дат и внешних событий,- привычная веревка для развешивания жизненного белья, на которой висят многочисленные роли, - она несет в себе гораздо более глубокое ощущение смысла и неразрывной целостности. Внешняя жизнь может проходить через глубокие перемены без какого-либо изменения в субъективном восприятии смысла жизни. Но каждый психотерапевт знает и об обратной ситуации, в которой внешняя жизнь протекает гладко и неизменно, в то время как внутреннее субъективное состояние преобразуется в то, что, по сути, оказывается совершенно новым и неизношенным по своему значению миром.

Бодрствующее эго обитает между двумя в равной степени опасными констелляциями. Обычно в юнгианской психологии мы привыкли думать об архетипической области коллективного бессознательного, об объективной психике как о контрапункте жестким конструкциям эго бодрствования. Гораздо меньше мы думаем об архетипическом происхождении мира коллективного сознания. Однако оба эти мира, окружающие эго с внутренней и внешней сторон, архетипичны по своему характеру.

Мир коллективного сознания (история в том виде, в котором мы ее читаем и перечитываем) образован определенными индивидами, выражавшими (и выражающими) архетипические содержания, которые проистекают из объективной психики. Многие делают это и терпят неудачу в попытке осуществить культурное воздействие, другие же, напротив, вызывают - поразительно - уже готовую ответную реакцию в своей культуре или в обществе и меняют ее в большей или меньшей степени. Архетипические формы, хранящиеся в культурных установлениях, становятся молчаливой меблировкой коллективного сознательного разума. Но сам момент архетипического формообразования включен в культурное установление, а это установление оказывается в оппозиции к тому архетипу, который дал ей рождение, так как ни одна отдельная форма не может тащить на себе весь ряд или полный спектр архетипически возможных значений.

То, что истинно на общественном уровне, является истинным относительно индивидуальной психики. Ни одна реальная мать не может воплощать весь спектр возможностей, унаследованных от архетипической Великой Матери, так что материнское имаго в индивидуальной памяти (mind) является одновременно и носителем, и ограничением архетипа матери. То же самое справедливо и в отношении всех архетипических форм, включая юнговский воображаемый образ Бога, испражняющегося на крышу кафедрального собора.

Индивидуальное эго может потерять свой путь либо в архетипических образах коллективного бессознательного - особенно, когда они используются как бегство от внешних жизненных проблем - или в архетипических формах, включенных в установления (институции) коллективного сознания и культуру. Проблема заключается в том, чтобы отыскать личную позицию, способную релятивизировать эти архетипические области,- не создавать им противодействие, не отождествлять одно с истинным, а другое - с фальшивым и при этом не утратить личностную сферу,- единственное пространство, в котором могут возникнуть глубокие преобразующие процессы.

Ничто, имеющее психологическую важность, не возникает вне личностной сферы. Это может быть сильный звук и неистовство, и ненормальное течение исторических перемен, но индивидуальная психика есть единственный носитель (и в своем крайнем выражении, передатчик) архетипических форм, стремящихся достичь устойчивого органического равновесия. Следовательно, сохранение и поддержание личностной сферы является делом крайне важным как в анализе, так и в повседневной жизни.

Распад личностной сферы возникает в анализе, когда архетипической области придается слишком чрезмерное значение, о чем часто сигнализирует архетипически перекошенный перенос,- аналитик в этом случае воспринимается либо богоподобным, либо дьяволоподобным существом. В любом случае шансы на человеческое взаимодействие снижаются. Или же анализанд может обесценивать аналитический процесс, как таковой, и искать убежища в культурно вкрапленной архетипической форме, такой как политическая партия или организованная тем или иным образом религия. Подобные варианты развития весьма драматичны, так как преобразующее поле аналитического взаимодействия исключительно полезное место; для некоторых это единственная надежда обрести когда-либо подлинно личностную сферу и единственная благоприятная возможность для сознательного не-невротического участия в своем собственном процессе индивидуации.

Используемые со вниманием, заботой и клиническим мастером сновидения являются наиболее подходящим и надежным проводником в укреплении и поддержке личностной сферы, в избегании обеих форм архетипического редукционизма.
Краткое подведение итогов

Сновидения являются естественной частью психической жизни. Они служат процессу индивидуации посредством компенсации искаженных .моделей реальности, структурированных и удерживаемых бодрствующим эго.

Сон следует записывать как можно скорее после его появления. Необходимо сдерживать интерполяции (вставки) бодрствуюшего эго. Даже сны близкие бодрствующей реальности зачастую содержат символические нюансы. При прояснении (амплификации) мотивов сновидения личные ассоциации имеют преимущество перед культурными или архетипическими амплификациями, хотя некоторые сны могут быть осмыслены только в свете трансперсонального материала. Проясненный сон должен быть достаточно прочно уложен в контекст жизни сновидца.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Эго; Ego; Ich
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Архетипические сновидения; Archetypal dreams; Archetypische Traume
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Интеграция; Integration
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Имаго; Imago
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Эго; ego
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Прогрессия; Progression; Progression
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Модель; model
  • Инфляция; Inflation
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Миф; Myth; Mythos
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Шеппард Э. Подход к системному изучению функций Эго
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Холл Джеймс А - Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Притча «Проекция эго»
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Конфликт; conflict
  • Самость; Self; Selbst
  • Идентификация; identification
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Лечение; Cure; Kur
  • К чему снится парень?
  • Эго-комплекс; отцовский и материнский комплексы; архетипические образы и констелляции, как факторы создающие конфликт и формирующие невротический тип личности
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Первичный; primary
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Интуиция; Intuition
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь