Ханскарл Лёйнер. Основы глубинно-психологической символики.

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 4648



ДИАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ПЕРВИЧОГО ПРОЦЕССА (П.П.)
существует генетически раньше ("инфантильное Я") иррациональная архаическая
подчиняется принципу удовольствия непрерывное возбуждение свободный отток возбуждения
подвижность либидонозного катекcиса
смещение, сгущение, сверхдетерминация
драматизация=перевод в образы
"идентичность мышления"
снятие противоречий
правило "часть вместо целого " (Pars-pro-toto)
замена внешней реальности психическим снятием временной решетки

ВТОРИЧОГО ПРОЦЕССА (В.П.)
возникает генетически позднее ("зрелое Я")
результат вытеснения
сдерживает и напластовывается на п. п.
господство принципа реальности
покоящееся возбуждение
сдерживание оттока возбуждения
преобразование в покоющийся катексис
принципы "работы сновидения"
"идентичность мышления"
логичная и последовательная мыслительная работа как "пробноедействие" (способствует сдерживанию и застою возбуждения)
проверка реальности

Ясно, что как ночные сновидения, так и сновидения наяву, используемые в психотерапии по методу КПО, в подавляющем большинстве подчиняются закономерностям первичного процесса. В них уже содержатся принципы “работы сновидения”, которые полностью соответствуют известным в КПО процессам. Замена внешней реальности психической реальностью первостепенна для Кататимного переживания образов, точно также как и снятие временной решетки. Объяснение высокой терапевтической эффективности психотерапии по методу КПО заключается, по-видимому, в том, что, во-первых, при Кататимном переживании образов может быть относительно легко достигнуто приятное удовлетворение, во-вторых, с образами связывается непрерывное возбуждение, и, в-третьих, что особенно важно, возбуждение от одного переживаемого в образе события может свободно перейти к другому переживаемому в образе событию, что можно четко проконтролировать по феноменам преобразования. С этим связана или точнее с этим сопоставима упомянутая “подвижность” либидонозного катексиса , которую помимо феноменов преобразования можно особенно четко видеть в таких режиссерских принципах, как “кормление и насыщение” или “примирение”, а также при конфронтации символов. Чтобы закончить этот обзор функционального значения символа в контексте Кататимного переживания образов, необходимо также отметить, что в КПО может конечно же проявляться и вторичный процесс, т. е. близкие к принципу реальности элементы. В ходе курса психотерапии по методу КПО мы видим постепенное уменьшение иррационально-архаических элементов, становящееся все более консистентным соблюдение правила противоречий и все большее отражение внешней реальности, свидетельствующее о более зрелом отображении, стоящем ближе к действительности. Фантастические решения проблем и феномены преобразования отступают на задний план. Либидонозный катексис становится устойчивее и непрерывнее. Образы становятся логичнее и последовательнее, сильнее приближаются к действительности. Упрощенно можно сказать, что психотерапевтический процесс Кататимного переживания образов идет по пути все большего приближения от изначально глубоко заложенного первичного процесса к вторичному процессу, переходя тем самым к способу функционирования более зрелого Я.
IV
Я перехожу теперь к важной для понимания глубинно-психологической символики топической и динамической модели психики, к так называемой метапсихологии З. Фрейда [21], устанавливающей взаимоотношение между областями бессознательного (бс), сознательного (с) и предсознательного (пс). По этому поводу Й.Х. Филлипс писал: “Никакое другое понятие психоанализа так часто не растолковывалось, и, в то же время, не оставалось столь неясным и спорным, как понятие бессознательного” [36]. Следующее схематическое представление наглядно демонстрирует топический и динамический аспекты этой системы З. Фрейда. СОЗНАТЕЛЬНОЕ (С), ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ (ПС) И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (БС) в динамической и топической модели З. Фрейда [21] топическая модель динамическая модель сознательное (с) 1. предсознательное (пс) 2. латентное бс 3. вытесненное бс 4. невытесненное бс 5. 1. бодрствующее сознание (с), вторичный процесс 2. предсознательное (пс) 3. латентное бессознательное (бс), в любой момент однако способное перейти в сознательное, первичный процесс 4. бессознательное (бс), неспособное перейти в сознательное в результате вытеснения и механизмов защиты (доступ к этой части психики возможен только благодаря психоанализу через анализ содержания сновидений и его прорабатывание) 5. возникшее не в результате вытеснения бессознательное (бс) (“Психическое бессознательно, как и все другие процессы в природе”.) Важно также внести ясность относительно сочетания системы структурной модели “Оно”, “Я” и “Сверх-Я” с системой бессознательного (бс), сознательного (с) и предсознательного (пс). Как известно, З. Фрейд вначале считал, что бессознательным (бс) следует считать только составляющие “Оно”, т. е. хаотические инстинкты [19]. Сегодня мы скорее придерживаемся представлений, соответствующих приводимой здесь схеме: к бессознательным (бс) относятся заштрихованные на схеме составляющие всех трех инстанций. Таким образом, и часть “Я”, и в еще большей степени часть “Сверх-Я” (иногда полностью) остаются бессознательными. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ З. ФРЕЙДА (1923 г.) топическое отношение между сознательным (с) и бессознательным (бс) в структурной модели Комментируя эту схему, необходимо отметить, что “Я” отвечает за отношения с внешним миром, такие как восприятие, язык, моторные процессы и т. п. “Сверх-Я” представляет собой принятые в себя (интроицированные) инстанции родительских фигур в смысле морально-этических заповедей и запретов (“интроекты”, которые могут представать в виде символических образов). В этом отношении “Я” играет тройственную роль: защищается от инстинктивных притязаний со стороны “Оно”, противостоит завышенным требованиям со стороны “Сверх-Я” и регулирует отношения с внешним миром. В клинической практике мы наблюдаем людей, с одной стороны, со слабым или незрелым “Я”, а, с другой стороны, с сильным и зрелым “Я”. В последнем случае сильно выражен принцип реальности. Такие люди соответствуют нашим представлениям о совершенно зрелых личностях, не имеющих никаких невротических нарушений или об успешно вылеченных пациентах. У них в значительной мере реализован принцип вторичного процесса. Незрелое “Я” проявляется в поведении соответствующих людей, напротив, через наивность и частично регрессивные или “инфантильные” тенденции поведения. Эти проявления в большей степени связаны с непосредственным инстинктивным удовлетворением в смысле первичного процесса, что можно сравнить с инстинктивным удовлетворением у ребенка или человека, страдающего невротическим развитием личности, нуждающемся в психотерапии.
V
При рассмотрении глубинно-психологической концепции символа нам еще раз следует обратиться к различию между индивидуальной и коллективной символикой. Еще З. Фрейд различал два типа символов: “Существуют символы универсального распространения, которые можно встретить во всех сновидениях некоторого языкового или образовательного круга, и другие символы, имеющие крайне ограниченное индивидуальное происхождение, которые образованы отдельным человеком из его представлений” [12]. Это заключение З. Фрейд делает уже в первом издании “Толкования сновидений”. Существование индивидуальной символики делает, как известно, невозможным создание каких бы то ни было законченных каталогов символов. Иными словами: “В этом мире нет ничего, что бы ни содержало в себе возможности, приобрести для кого-нибудь символическое значение”. Константное значение символа привлекало особое внимание З. Фрейда: “Поскольку символы являются установившимся переводом, они реализуют в известной мере идеал античного, а также популярного толкования сновидений, от которого мы далеко ушли благодаря нашим техникам. При определенных условиях они позволяют нам проводить толкование сновидений, не задавая при этом вопросов видевшему сон человеку, который все равно просто ничего не смог бы сказать о символе. Если знать распространенные символы сновидений и к тому же личность видевшего сон человека, условия, в которых он живет, и впечатления, после которых произошло сновидение, то часто можно прямо растолковать сновидение, как бы перевести его непосредственно с листа” [18]. С другой стороны, не следует забывать, что З. Фрейд выделял у символа различные свойства: “Часто они неоднозначны и многозначны, так что только связь, контекст позволяют всякий раз получать правильное представление. С такой многозначностью символа связана способность сновидения допускать избыточные значения. В одном элементе представлены различные, часто очень отличающиеся по своей природе идеи и желания” [10]. Э. Джонс говорил в связи с многозначностью символа: “Однако возможная вариация значения крайне ограниченна, и примечательная черта заключается в устойчивости в таких различных областях символики, как сновидения, мифы и т. п., а также у различных людей” [24]. В этой связи уже говорилось о точке зрения З. Фрейда на архаическое происхождение символа. То же самое можно сказать об упомянутом ранее отношении между символом и невытесненным бессознательным, которое непосредственно не доступно сознанию. З. Фрейд идет иногда даже столь далеко, считая филогенетические параллели настолько важными, что вообще рекомендует рассматривать символы, которые не находят подтверждения в мифах, сказках, народных обычаях и т. п., как “сомнительные” [25]. С другой стороны, З. Фрейд однако постоянно подчеркивает индивидуальное значение символики и отмечает, что только при помощи достаточного количества ассоциаций к содержанию сновидений может быть установлено и понято индивидуальное значение тонких оттенков соответствующего символа. Психотерапевт, использующий технику Кататимного переживания образов (КПО), также сталкивается с этой дуалистичностью значения символа. В грубом приближении он может получить ключ к символике КПО из знания коллективного значения отдельных символов. Для более тонкого анализа требуется однако индивидуальный психотерапевтический процесс и сбор приходящих пациенту в голову идей и мыслей по поводу каждого конкретного символа, что предусмотрено техникой средней и высшей ступени метода КПО. Это необходимо, чтобы сделать индивидуальное значение соответствующего элемента образа понятным для пациента и самого психотерапевту. Благодаря самостоятельному раскрытию пациентом в процессе психотерапии символики образа, постоянно происходящему на уровне самоинтерпретации, КПО в гораздо большей степени, чем анализ сновидений, может сделать излишним предлагаемые психотерапевтом варианты толкования или, по меньшей мере, не принимать их во внимание. Процесс научения пациента происходит в гораздо более сильной степени, если он сам приходит к интерпретации значения соответствующего элемента образа. Такую работу по нашему методу особенно облегчают спонтанно наплывающие фазы возрастной регрессии или вызываемые ассоциации, как в виде образов, так и в мысленном плане (техника средней ступени метода КПО).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Холмс Пол - Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама
  • Тобиас Лестер - Психологическое кансультирование и менеджмент. Взгляд клинициста
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Кроль Леонид, Михайлова Екатерина. - Тренинг тренеров. Как закалялась сталь.
  • Метапсихология; metapsychology
  • Правило основное; fundamental rule
  • Фрейд Зигмунд. Несколько замечаний по поводу понятия “бессознательное”.
  • Репрезентация (-top) влечения (а)
  • Мигель Серрано "Последняя встреча с Карлом Юнгом"
  • Интерпретация сновидений; Interpretation of Dreams; Traumdeutung
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Кэхеле Х. Сны Амалии - последовательности сновидений как инструмент процессуального анализа
  • Интерпретация; interpretation
  • Вайсс Джозеф - Как работает психотерапия. Процесс и техника
  • Живопись; Painting; Malere
  • Вертманн Г-Ф. Зигмунд Фрейд и Вильгельм Штекель о понимании сновидений
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Редуктивное; Reductive; Reduktive
  • Винникот Д.В - Разговор с родителями
  • Интерпретации трансфера
  • (Само) отождествление; identification
  • Действие специфическое; specific action
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Последействие; differed action
  • Келлерман Питер - Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов
  • Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений.
  • Адлер Альфред - Практика и теория индивидуальной психологии
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • К чему снятся крысы?
  • Моше Идель. Техники сновидений в еврейской мистике
  • Отрицание, отказ; negation
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Процесс первичный, процесс вторичный; primary process, secondary process
  • Представление как репрезентация [-top] [влечения]; ideational representative
  • Символика; symbolism
  • Грачёва Т.В. Способность видеть сны в психотерапии и в психоанализе. Влияние сновидений на развитие символического мышления и переноса
  • Подавление; suppression
  • Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий.
  • Килборн Б. Нарцисс и Леди Годива. Смертоносные взгляды и эдипальный стыд
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Символ, образование символа, символизация, символизм; symbol, symbol-formation, symbolization, symbolism
  • Зейга Дж.К. - Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном
  • Нагрузка; cathexis
  • К чему снится тигр
  • Первосцена; primal scene
  • Символ; Symbol
  • Инициальное сновидение; Initial dream; Initialtra-um
  • Содержание скрытое; latent content



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь