(Само) отождествление; identification

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1966



(Само) отождествление

Нем.: Identifizierung. — Франц.: identification. — Англ.: identification. —  Исп.: identificacion. — Итал.: identificazione. — Португ.: identificacao.

• Психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя — целиком или частично — по его образу. Построение и обособление личности осуществляется посредством (само) отождествлений.

1) Понятие (само)отождествления принадлежит как обыденному, так и философскому языку, и потому было бы полезно, прежде всего,  уточнить его смысл и место в психоаналитическом словаре.

Существительное "отождествление" может быть понято двояким образом: либо в переходном смысле, как в глаголе "отождествлять", либо в возвратном смысле, как в глаголе "самоотождествляться". Это различие учтено в определениях данного понятия в словаре Лаланда:

А) "Отождествление, т. е. установление тождества либо путем учета признаков (например, "опознание преступника"), либо путем определения сущности, а значит и принадлежности предмета определенному классу [...], либо путем сопоставления одной группы фактов с другими [...]".

Б) "Действие (само)отождествления одного индивида с другим или двух индивидов друг с другом (в мыслях или на деле, целиком или с ограничениями)" (1).

Фрейд использует оба эти значения. Отождествление как процесс, при котором частичное подобие превращается в полную замену одного образа другим, характеризует, с точки зрения Фрейда, работу сновидения (2а). Это и есть смысл А по Лаланду, хотя отождествление в данном случае не имеет узкопознавательного значения: это активный процесс замены частичного тождества или скрытого сходства полным тождеством.

В психоанализе, однако, это понятие прежде всего означает "(само)отождествление с чем-то".

2) Отождествление во втором смысле, т. е. (само)отождествление, подразумевается в целом ряде общераспространенных психологических понятий, таких, как подражание, вчувствование (Einfuhlung), симпатия, психологическая заразительность, проекция и пр.

Ради ясности предлагалось вычленить в зависимости от направленности процесса, гетеропатическое (Шелер), или центростремительное (Валлон), отождествление, при котором субъект отождествляет себя с другим человеком, и идеопатическое, или центробежное, отождествление, при котором субъект отождествляет другого человека с собой. Наконец, в тех случаях, когда проявляются обе эти тенденции, возникает более сложная форма отождествления, которой обычно приписывают особую роль в образовании инстанции "мы".

*

Со временем понятие (само)отождествления заняло в работах Фрейда ведущее положение: оно стало обозначать не один из психологических механизмов наряду с другими, но сам процесс образования человеческой субъективности. Этот процесс был связан поначалу с выходом на первый план Эдипова комплекса и всех его упорядочивающих последствий, а позже с теоретическими реконструкциями во второй теории психического аппарата, где различные инстанции, отделившиеся от Оно, выступают во всем своем своеобразии как следствия ряда отождествлений.

Однако Фрейд говорил о (само)отождествлении уже в самый ранний период, преимущественно в связи с истерическими симптомами. Факты, связанные с подражанием, с психической заразительностью, были известны издавна, однако Фрейд сделал шаг вперед, объясняя эти явления существованием общего для всех людей бессознательного: "...(само)отождествление — это не просто подражание, но присвоение, основанное на очевидном единстве происхождения; оно выражает сходство явлений через их общность на уровне бессознательного" (2b). Эта общность проявляется на уровне фантазмов; так, пациентка, страдающая агорафобией, бессознательно отождествляет себя с "уличной девкой", причем симптом проявляется в защите от такого (само)отождествления и выражаемого им сексуального желания (За). Наконец, Фрейд уже очень рано подметил возможность сосуществования в одном субъекте различных (само)отождествлений: "...сам факт (само)отождествления, пожалуй, предоставляет нам возможность понять буквально это выражение — множественное воплощение психических личностей" (Зb).

Впоследствии ряд теоретических нововведений позволил уточнить понятие (само)отождествления.

1) В 1912-1915 гг. (“Тотем и табу” [Totem und Tabu], “Скорбь и меланхолия” (Trauer und Melancholie]) появилось само понятие орального поглощения. Фрейд показал прежде всего роль орального поглощения при меланхолии, когда субъект (само)отождествляется с утраченным объектом, возвращаясь в своем развитии к более ранним объектным отношениям, характерным для оральной стадии (см.: Инкорпорация; Каннибалический).

2) Было выявлено также понятие нарциссизма*. В работе "К введению в нарциссизм" (Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914) Фрейд говорил о диалектике взаимосвязей между нарциссическим выбором объекта* (объект выбирается по собственному образу и подобию) и (само)отождествлением (субъект или какая-то из его инстанций строится по образу объектов, формировавшихся на более ранних стадиях — родителей, близких и т.д.).

3) Воздействия Эдипова комплекса* на внутреннюю структуру субъекта были описаны в терминах (само)отождествления: нагрузки родительских персонажей устраняются и заменяются (само)отождествлениями (4).

В обобщенном описании Эдипова комплекса Фрейд показал, что эти (само)отождествления образуют сложную структуру, поскольку отец и мать выступают одновременно и как объекты любви, и как объекты соперничества. Возможно, впрочем, что амбивалентное отношение к объекту характерно для любого (само)отождествления.

4) Вторая теория психического аппарата обогатила понятие (само)отождествления и одновременно привела к возрастанию его роли. Отныне различные личностные инстанции описываются уже не как самостоятельные системы, в которых хранятся образы, воспоминания, психические "содержания", но как совокупности разнородных остатков прежних объектных отношений.

Такое развитие понятия (само)отождествления не привело ни самого Фрейда, ни психоаналитический подход в целом к систематизации различных способов (само)отождествления. По сути, Фрейд и сам был недоволен своей трактовкой этой проблемы (5а). Наиболее развернуто она излагается в главе VII "Психологии масс и анализа Я" (Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921). В этой работе Фрейд вычленил три способа (само)отождествления:

а) первичная форма аффективной связи с объектом. Речь здесь идет о доэдиповском (само)отождествлении, изначально связанном с амбивалентным каннибалическим отношением (см.: Первичное (само)отождествление);

б) регрессивная замена прежнего выбора объекта;

в) даже если другой человек не несет сексуальной нагрузки, субъект все равно может с ним (само)отождествляться, если у них есть нечто общее (например, желание быть любимым): в результате такого смещения происходит (само)отождествление по какому-нибудь другому признаку (истерическое (само)отождествление).

В ряде случаев, считал Фрейд, (само)отождествление относится не к объекту в целом, а к "одному-единственному признаку" этого объекта (6).

Наконец, изучение гипноза, любовной страсти и психологии масс приводит к противопоставлению (само)отождествления, связанного со становлением или обогащением личности, тому процессу, при котором та или иная инстанция личности замещается объектом (например, при подмене Идеал-Я членов единого сообщества образом вождя). В подобных случаях именно такая "подмена" становится условием взаимоотождествления индивидов. Здесь мы воочию видим весь порядок различий между центростремительным, центробежным и взаимным (само)отождествлением, о которых речь шла выше.

 

*

Понятие (само)отождествления следует отличать от таких близких понятий, как "инкорпорация (поглощение)"*, “интроекция”*, “интериоризация”*.

Инкорпорация и интроекция — это прообразы (само)отождествления или, по крайней мере, некоторых его разновидностей: психический процесс переживается и символизируется при этом в качестве телесного процесса (внутрь-себя-приятие, поглощение, сохранение в организме и пр.).

Разграничить (само)отождествление и интериоризацию сложнее, поскольку картина меняется в зависимости от теоретического осмысления того, чему уподобляется субъект. Различие подходов связано с тем, что (само)отождествление подразумевает объекты: людей ("уподобление моего Я чужому Я") (5b) или же какие-то их качества, частичные объекты, тогда как интериоризация выступает как межсубъектное отношение. Остается выяснить, какой из этих двух процессов первичен. Заметим, что (само)отождествление субъекта А с субъектом В обычно бывает не полным, но лишь частичным: Я (само)отождествляюсь с моим начальником не целиком, но лишь отчасти — в связи с той его чертой, которая важна в моем садомазохистском отношении к нему. Однако (само)отождествление навсегда сохраняет признаки изначальных прообразов: инкорпорация относится к вещам, отношение воплощается в объекте; объект, на который было направлено агрессивное отношение ребенка, становится в конечном счете “плохим” объектом, который подлежит поглощению. При этом вся совокупность (само)отождествлений субъекта складывается в связную систему отношений. Например, такая (личностная) инстанция, как Сверх-Я, обнаруживает различные, разнородные, конфликтные требования, а Идеал-Я складывается в результате (само)отождествлений с различными культурными идеалами, которые не всегда согласованы друг с другом.

(1) Lalande (A.). Vocabulaire technique et critique de la philosophie, Paris, P.U.F., 1951.

(2) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) Cf. G.W., II — III, 324 — 325; S.E., IV, 319—320; франц., 238. — b) G.W., II—III, 155—156; S.E., IV, 150; франц., 115.

(3) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. — a) Cf. Нем., 193—194; англ., 181—182; франц., 160—161. — b) Нем., 211; англ., 199; франц., 176.

(4) Ср., в частности: Freud (S.). Der Untergang des Odipuskomplexes, 1924. G.W., XIII, 395-402; S.E., XIX, 171—179.

(5) Freud (S.). Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. — a) Cf. G.W., XV, 70; S.E., XXIII, 63; франц., 90. — b) Cf. G.W., XV, 69; S.E., XXIII, 63; франц., 89.

(6) Cf. Freud (S.). G.W., XIII, 117; S.E., XVIII, 107; франц., 119.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • (Само) отождествление первичное; primary identification
  • (Само) отождествление проективное; ргоjective identification
  • Идеал-я; ego ideal
  • (Само) отождествление с агрессором; identification with the agressor
  • Я идеальное; ideal ego
  • Интериоризация
  • Инстанция; instancia
  • Давление (влечений); pressure
  • Возмещение; Reparation
  • Каннибалический; cannibalistic
  • Идеализация; idealisacion
  • Интроекция; introjection
  • Влечение к разрушению
  • Сверх-Я; super-ego
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Нарциссизм; narcissism
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Бегство в болезнь
  • Аллоэротизм
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Влечение к агрессии
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Объект частичный; part-object
  • Объект частичный; part-object
  • Аппарат психический
  • Нарциссизм первичный, нарциссизм вторичный; primary narcissism, secondary narcissism
  • Амнезия инфантильная
  • Чувство вины; Чувство вины
  • Догенитальный; pregenital
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Возврат вытесненного
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Мужественность—женственность; masculinity—femininity
  • Испуг; fright
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Активность—пассивность
  • Истерия; hysteria
  • Замещение; substitute
  • Работа скорби; work of mourning
  • Действие специфическое; specific action
  • Механизмы отработки; working-off mechanisms
  • Политеизм; Polytheism; Polytheismus
  • Желание; wish
  • Бисексуальность
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Регрессия; regression
  • Семейный роман; family romance



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь