Арана Джордж, Розенбаум Джеральд. Руководство по психофармакотерапии

Категория: Медицинская психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 27875

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Увеличение веса

Увеличение веса могут вызывать как типичные, так и атипичные антипсихотики. Из всех антипсихотических средств подобным побочным эффектом не обладает только молиндон. [Молиндон (мобан) не зарегистрирован в России. — Прим. ред.] Среди атипичных антипсихотиков наиболее выраженное увеличение веса вызывают клозапин и близкий к нему по химической структуре оланзапин. Кветиапин и рисперидон также могут приводить к увеличению веса тела. Считается, что у зипразидона данный побочный эффект выражен минимально. Учитывая необходимость длительного применения антипсихотиков, увеличение веса является не просто косметическим дефектом. Во-первых, появление избыточного веса может ухудшить соблюдение больным режима терапии. Во-вторых, избыточный вес повышает риск развития сердечной патологии, гипертензии и диабета. Случаи появления диабета II типа описаны при приеме оланзапина. Невозможно точно предсказать степень увеличения веса для каждого конкретного больного, принимающего клозапин, оланзапин или другие препараты (в некоторых исследованиях указывается на то, что данный побочный эффект развивается у 40% больных, принимающих клозапин). Во избежание чрезмерной прибавки веса пациента необходимо информировать о подобном риске и рекомендовать ему диету и физические упражнения. Если во время приема препарата отмечается увеличение веса, то показаны изменение терапии и переход на другой антипсихотик с менее выраженным влиянием на массу тела.

Глазные побочные эффекты

Нечеткое зрение

В результате того, что низкопотентные антипсихотики, такие как хлорпромазин, тиоридазин, мезоридазин и клозапин обладают антихолинергическим эффектом, они могут вызывать циклоплегию (нарушение аккомодации). Пациенты жалуются на нечеткое зрение, особенно выраженное при чтении. Этот симптом вызывают иногда и нейролептики средней мощности (например, перфеназин). Кроме того, нечеткое зрение может развиваться при приеме антихолинергических средств, назначаемых для лечения ЭПС. С данной проблемой часто позволяют справиться очки для чтения.

Глаукома

Любые антихолинергические средства могут провоцировать приступ закрытоугольной глаукомы. Поэтому при наличии глаукомы в анамнезе следует использовать высокопотентные антипсихотики, лишенные холинолитических свойств. Помимо этого, необходимо осуществлять постоянный офтальмологический контроль и избегать назначения антипаркинсонических средств. Закрытоугольная глаукома является неотложным медицинским состоянием. Пациенты с открытоугольной глаукомой могут получать нейролептическую терапию при условии сопутствующего лечения глаукомы у офтальмолога.

Пигментация тканей глаза

Данный побочный эффект можно разделить на две категории. Первая категория представлена пигментацией хрусталика, роговицы, конъюнктивы и сетчатой оболочки глаза (часто сопровождается пигментацией кожи). Этот тип пигментации развивается, главным образом, при использовании низкопотентных нейролептиков и редко нарушает зрение, за исключением крайне тяжелых случаев. Вторая категория представляет собой пигментную ретинопатию, связанную с приемом тиоридазина в дозах свыше 800 мг в сутки, и ведет к необратимым дегенеративным изменениям с нарушением зрения. По этой причине никогда не следует назначать тиоридазин в дозах, превышающих 800 мг в сутки. Если пациенты, принимающие тиоридазин, предъявляют жалобы на нарушение зрения, то им показана консультация офтальмолога.

Кожные побочные эффекты

Подобно препаратам любых других классов, антипсихотические средства могут вызывать кожные аллергические высыпания, возникающие, как правило, в ходе первых 2 месяцев терапии. Наиболее часто сыпь проявляется в виде макуло-папулезных эритематозных пятен, располагающихся на верхней части туловища, лице, шее и конечностях. Хотя сыпь обычно носит умеренный характер, описаны случаи эксфолиативного дерматита. Прекращение лечения приводит к редукции этих симптомов. Если сохраняется необходимость в дальнейшей антипсихотической терапии, следует выбрать препарат другого химического класса.
Низкопотентные типичные нейролептики могут действовать как фотосенсибилизаторы, приводя к тяжелым солнечным ожогам. Кроме того, существуют немногочисленные сообщения о появлении серо-голубого окрашивания кожи, обычно сопровождающегося изменениями пигментации тканей глаза. Хотя этот эффект косметически нежелателен, он не указывает на предрасположенность к кожной патологии в дальнейшем.

Гипоталамические и гипофизарные побочные эффекты

Основным эндокринологическим эффектом рисперидона, равно как и типичных нейролептиков, является гиперпролактинемия. Эти антипсихотические препараты, в отличие от клозапина и других атипичных антипсихотиков, блокируют нормальную тоническую дофаминергическую ингибицию пролактина. У женщин это может привести к галакторее (редко встречается у мужчин) и аменорее. У мужчин гиперпролактинемия может вызвать импотенцию. Слабое влияние клозапина на уровень пролактина объясняется его низким аффинитетом к D2-рецепторам.
Известно, что у некоторых пациентов антипсихотики вызывают развитие гипертермии и значительное увеличение массы тела. Механизм, лежащий в основе данных симптомов, понятен плохо, но предполагают, что он опосредуется через гипоталамус. Значительное ожирение, индуцированное приемом нейролептиков, может приводить к отказу больных от приема препарата. Существует несколько сообщений о том, что молиндон реже, чем другие типичные нейролептики, вызывает ожирение. Предполагается, что зипразидон также оказывает минимальное влияние на вес.

Печеночные побочные эффекты

Нейролептики, особенно хлорпромазин, способны вызывать холестатическую желтуху, возможно, вследствие реакции гиперчувствительности у предрасположенных индивидов. В ходе первых двух месяцев терапии желтуха обычно сопровождается тошнотой, недомоганием, лихорадкой, зудом и болями в животе. Отмечается повышение активности щелочной фосфатазы и уровня билирубина, сопровождающееся минимальным повышением активности трансаминаз. При развитии гепатита требуется отмена препарата, после чего желтуха обычно исчезает в течение 2-4 недель. Если показано продолжение антипсихотической терапии, следует выбрать препарат другого химического класса.

Гематологические побочные эффекты

Агранулоцитоз представляет собой гематологический побочный эффект, потенциально опасный для жизни. Наиболее часто он встречается при терапии клозапином и очень редко — при применении алифатических или пиперидиновых производных фенотиазина. Вероятность развития агранулоцитоза при приеме клозапина составляет 1-3%. Как уже упоминалось ранее, обязательный еженедельный контроль количества лейкоцитов необходим в течение всего периода лечения клозапином и несколько недель после его отмены. При снижении числа лейкоцитов на 50% или ниже 3000, необходимо немедленно отменить препарат. Вследствие того, что риск развития лейкопении у пациентов, принимающих клозапин, оказался ниже, чем считалось ранее, спустя 6 месяцев терапии контроль можно проводить 1 раз в 2 недели. Пациентов, получающих другие нейролептики, лучше предупредить о необходимости информирования врача в случае возникновения признаков инфекции (например, боль в горле), чем проводить контроль числа лейкоцитов. При развитии симптоматического агранулоцитоза требуется незамедлительная отмена терапии. Если агранулоцитоз у конкретного пациента связан с приемом нейролептика, этот препарат ему навсегда противопоказан.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лазарева Ольга Николаевна. Суть метода драмогерменевтики в ДОУ при ознакомлении дошкольников с новой сказкой. Педагогическое мероприятие Применение технологии драмогерменевтики (социоигровые приемы) в образовательной и воспитательной деятельности с детьми
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Франкл Виктор. Теории терапиневрозов.
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств
  • Бакина И.Н., Гузева Е.В.. «Адаптированное применение гимнастических палок в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
  • Толмачева И.А. Заработная плата при упрощенной системе налогообложения. Под редакцией
  • Кравченко Елена Саввельевна. «Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Айталиева Айгуль. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
  • Крутякова Т, Мошкович М.Г. Упрощенка 2008. Переход. Применение. Возврат
  • Бондарева Александра Федоровна. Применение ИКТ в работе специалиста. Разработка интерактивных игр для занятий
  • Филатова Ольга Владимировна. Презентация 'Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол-гимнастики как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ'
  • Лаврушин О.И, Афанасьева О.Н, Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования
  • Волкова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Современные малые средства информационных технологий и их применение».
  • Нечипоренко Эльмира Мухаррамовна Кузнецова Виктория Сергеевна Нафикова Регина Разифовна. Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента
  • Притча «Побочные эффекты»
  • Кузнецова Ирина Станиславовна. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПОДСОЛНУХ»
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Игнатченко Ирина Николаевна. Статья: «Использование кинетического песка в работе с детьми»
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Гашков С.Б. Системы счисления и их применение
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Эриксон Милтон - Глубокий гипнотический транс: индукция и использование
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 3 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 2 класс
  • Хацкевич М.А. Тренажёр по английскому языку. 4 класс
  • Журавлева Н.А. Кокшарова М.В.. Мастер – класс: «Использование социо — игровой технологии в работе с дошкольниками»
  • Ирина Шотт. Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень
  • Иванова Елена Ивановна Другалева Дарья Владимировна Дмитриева Евгения Викторовна. «Применение активных методов обучения на уроках математики в ДОО и начальной школе»
  • Воронина Марина Николаевна. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Мак-Вильямс Н. Клиническое применение результатов оценки идентификаций
  • Дробная Анастасия Сергеевна. Использование фототерапии в работе со старшими дошкольниками в ДОО
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Осьминина Евгения Юрьевна. Презентация «Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на прогулке»
  • Ирина Бурлакова. Метатворческая игра — сказка «Будем знакомы» для детей 6-8 лет
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Ренн П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге
  • Гаращенко Татьяна Васильевна. Применение игровых технологий на логопедических занятиях
  • Бухвалов А.В. и др. Финансовые вычисления для профессионалов. Настольная книга финансиста
  • Крючкова Наталья Петровна. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании.
  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. Учебник. 11 класс
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Ардамина Римма Сергеевна. Применение интерактивных технологий в практической деятельности учителя – логопеда
  • Воронистая Наталья Анатольевна. «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Обросова Юлия Анатольевна. Применение ИКТ в первой младшей группе (с 2-3 лет) МБДОУ №79 «Мальчиш-Кибальчиш» г.Северодвинск.
  • Соколова Елена Павловна. Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
  • Бужинаева Татьяна Геннадьевна. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь