Джеймс Холлис 'Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 28489



Передо мной работа американского художника XIXвека Джоржа Кэтлина. Получивюридическое образование и профессию адвоката, Кэтлин пересек Миссисипи ипосетил тридцать восемь разных индейских племен; во многих из них он был первымбелым человеком, которого увидели индейцы. Он оставил после себя многопортретов их вождей, картин с изображениями сцен охоты и совершения ритуалов.Нельзя без ужаса смотреть на его картину, изображающую ритуал инициации племенимандан сиу. Грудную мышцу неофита протыкали железным прутом, а потом, зацепивкрюками за этот прут, его поднимали на веревках к потолку ритуальногопомещения. Так он раскачивался во все стороны, подвешенный на крюках заторчащий из груди прут, пока его совершенно не покидали жизненные силы. Затемего клали на землю, и, оживая, он выводил пальцем на черепе буйвола числобыков, которых он в будущем должен принести в жертву61.

История цивилизации полна менее драматичных, но не менеехарактерных примеров инициации. Какие же послания должна донести до нас стольочевидная жестокость?

Прежде всего, как заметил Джозеф Кэмпбелл:

"Мальчик совершает очень трудный переход от сферыматеринской зависимости к сопричастности отцовской природе, причем делает этоне только через характерные физиологические изменения в своем теле... но ипройдя определенную последовательность сильных психологических переживаний,пробуждая и одновременно реорганизуя в себе все первичные следы и фантазии,существующие в инфантильном бессознательном"62.

Независимо от того, какой характер носит ритуальноечленовредительство: обрезание, самоистязание, выбивание зубов или прокалываниеушей или пальцев,- в жертву приносится материнско-материальная (материя-мать)безопасность и зависимость. Старейшины племени извлекают мальчика из егоэдиповой зависимости, не давая ему идти по легкому пути, лишая его опоры на то,что известно, что может защитить, обезопасить, то есть на все аспектыматеринского мира.

Какими бы болезненными ни были эти испытания, онипредставляли собой проявление любви старейшин к юношам. Эти испытания пересталибыть актами добровольного совершения насилия над беспомощными жертвами иперешли в религиозную сферу, так как, совершая ритуал инициации с характернымидля него песнями, танцами, "ревом быка", все присутствующие, включаянеофитов, входили в состояние транса, позволявшее людям выйти за рамкиповседневности. Те, кто раскачивался подвешенным на крюках за грудные мышцы наконьке крыши святилища племени сиу, пройдя через боль и испытания обряда, былиудостоены переживания экстаза. То есть они в ситуации здесь-и-теперь совершалипереход из детства в трансцендентную реальность священной истории, истории ихбогов, их народа и их мужских таинств.

Подобные ритуалы гораздо чаще совершались в отношениимальчиков, чем девочек. Мирча Элиаде объясняет это так:

"Для мальчиков инициация представляет собой введение в мир,который не является естественным,- в мир духа и культуры. Для девочек,наоборот, инициация состояла из серии откровений, связанных с тайным смысломизвестного природного явления - видимого признака наступления их сексуальнойзрелости"63.

Таким образом, инициация девочек, их переход в сообществовзрослых означали просто воспроизведение мира родной матери: физиологически ифеноменологически это переживание было связано с началом менструаций. Но длямальчиков наступление пубертата возвещало о начале перехода от зависимогодетства к ответственной роли взрослого мужчины, хранителя и защитникасимволических ценностей племени. Среди этих ценностей были почитание заветов изаконов богов, членство в сообществе и защита соплеменников.

Переход от комфорта домашнего очага на передний край жизни,от тела и инстинкта к символическому действию, от детства к взрослости требуетпреодоления огромного психологического водораздела. Переходные ритуалы, наносяпосвящаемому ритуальные травмы, одновременно наполняют его эросом, помогающим иему, и сообществу, которое он должен поддерживать. Сталкиваясь с неизбежнымпереживанием боли, он через страдания и оцепенение своего тела получаетпослание, что больше не может вернуться домой. Он удостоился экстатического видения,пересек известную разделяющую черту и вступил в мир взрослых. Как трудносовременным мужчинам без всякой помощи преодолеть великую пропасть! Ритуалы несохранились, почти не осталось мудрых старейшин, и отсутствует хотя бы какая-томодель перехода мужчины к состоянию зрелости. Поэтому большинство из насостается при своих индивидуальных зависимостях, хвастливо демонстрируя своюсомнительную мачо-компенсацию, а гораздо чаще страдая в одиночестве от стыда инерешительности.

При таком сходстве процесса, результата и мотива переходныхритуалов в совершенно разных по сущности и географическому положению культурахможно предположить, что все эти обряды были разработаны в каком-то центральномкомитете. Если исключить такую возможность, получается, что обряды возниклиспонтанно, то есть развились из единых архетипических истоков. Большинствомифологических мотивов и трансцендентных видений зародились в индивидуальнойпсихике или в коллективной психике малой группы. Эти образы возникали, чтобыподдерживать и направлять поток либидо и максимально эффективно канализироватьчеловеческую энергию. В таком случае можно было бы ожидать, что глубинныебессознательные процессы, протекающие в нашей психике, тоже могут служить некимпсихологическим аналогом ритуалов перехода, ибо в психике каждого мужчиныдействуют те же энергетические силы, которые питали душу наших предков.

Такую претензию на зрелую маскулинность можно увидеть всновидении двадцативосьмилетнего Нормана. Норман вспомнил только одинположительный момент в своей жизни: когда его исключили из колледжа заупотребление наркотиков, он пришел к своему дяде и вместе с ним работал вбулочной. Однако сила притяжения к своей семье, наряду с недостаточнойуверенностью в себе, заставила его вернуться домой, чтобы жить с родителями.Несколько лет он то начинал, то прекращал лечиться у психиатра, хотя у него небыло существенных патологических отклонений. Скорее его проблемы имелиотношение к развитию, то есть переходу в состояние зрелости и отдельногосуществования. Его мать нарушала его психологическое пространство, отец большуючасть времени занимался бизнесом и часто отсутствовал, а, будучи дома, вел себястоль пассивно, что его присутствие было едва заметным.

Когда Норман обратился ко мне, у меня возниклопредположение, что он покидает родительский дом или, по крайней мере, совершаетпервый шаг в направлении индивидуационного процесса, то есть происходит егофизическое отделение. Его мать звонила мне, совершенно расстроенная, иговорила: "Но ведь вы не можете думать, как мать". "Нет, мадам,-отвечал я,- я думаю, как терапевт". (Я мог бы сказать "как старейшинаплемени", но сомневался, что этот ответ будет иметь для нее какое-тозначение.)

Тем временем в процессе анализа у Нормана сохраняласьзависимость, которая часто увлекала его домой или заставляла звонить матери ивсякий раз приводила к гневной разрядке после общения с ней. Можно былосказать, что его душа освобождалась лишь для того, чтобы снова оказаться вплену. Проще всего было бы переложить всю ответственность на его ничего непонимающую мать, ибо она явно все время заманивала сына в ловушки, или на егопассивного отца, не создавшего для сына никакой модели достижения мужскойзрелости. Но это сняло бы с Нормана личную ответственность и отвлекло его отрешения задачи - сдерживания напряжения между желанием стать взрослым и страхомперед независимостью. Эта потрясающая борьба с ежедневными колебаниямидраматически отразилась в его сновидении, состоявшем из трех частей:

Я нахожусь в кинотеатре под открытым небом дляавтомобилистов вместе с несколькими моими приятелями. Что-то случилось смашиной. Я из нее выхожу, чтобы разобраться, в чем дело, и получаю от кого-тосильный удар по зубам.

Мы вдвоем с матерью смотрим в зеркало. Она относится ко мнес симпатией. У меня выпадает зуб. Его уже нельзя вставить обратно. Я ухожу ипоказываю зуб Кейту Бийяру.

Я ищу миссис X.,чтобы сказать ей: "Я вам не мальчик. Относитесь ко мне как к мужчине".

(Когда Норману приснился этот сон, Кейт Бийяр былвысококлассным защитником любимой футбольной команды Нормана "ФиладельфияИглс").

Сон рассказывает обо всем. Он повествует о затянувшемсяподростковом состоянии Нормана, совершенно не похожем на состояние зрелогомужчины[65]. Содержание сновидения раскрывает его жизненную ситуацию.Образ кинотеатра во сне предполагает наличие спроецированной внутренней драмы,связанной с его внутренней работой над укреплением своей маскулинности; приэтом существует проблема с машиной, символизирующей динамические процессы,происходящие в его психике. Во время просмотра фильма он получает травму. Передначалом терапии Норман не имел ни малейшего представления о ритуалах перехода,однако его психика "знает" о них на архетипическом уровне, так какучаствовала в процессе первичного развития человека. Он не имел сознательногопредставления о травматическом ритуальном воздействии, о том, что иногдареальное выбивание зуба символизирует принесение в жертву зависимости отматери. Наряду с тем, что мать всячески препятствовала психологическомуотделению от нее Нормана, его собственная пассивность тоже тормозила еголичностный рост. В сновидении он хочет добиться ее симпатии, ее сочувствия, ееобращения "мой бедный мальчик". Вместе с тем его расщепленная психикастремится показать "Кейту Бийяру" зуб, что, с учетом егоиндивидуальности и среды, в которой он вырос, означает: психика связывает собразом этого атлета воплощение мужской энергии, которая могла бы помочьНорману победить свое влечение к потустороннему миру.

В содержании сновидения не отражен образ отца Нормана, номужская энергия, которой так не хватает Норману и в подпитке которой он такнуждается, воплощается в образе футболиста. Однако амбивалентность все-такипреобладает, ибо в третьей части сна он ищет поддержки у миссис X. (это соседка, которая, по мнениюНормана, понимала и поддерживала его больше, чем родная мать). Таким образом,сновидение не свидетельствует о разрыве. И в конце его Норман по-прежнемуожидает одобрения от пожилой женщины.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Притча «Бездонный сосуд любви»
  • Притча «Язык любви»
  • Инициация; Initiation; от лат. initio; начинать; посвящать
  • Притча «Жадная мать»
  • Редактор. Сергей Аксаков. Сурка. Гнездо. Грачи прилетели.
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Как нужно любить мужчину, чтобы любовь изменила мир к лучшему.
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Современная психотерапия о травматических событиях.
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Сильное желание»
  • Притча «Твоя бедная старая мать»
  • Притча «Бедный самурай»
  • Притча «Притча история про одного наркомана»
  • Притча «Каждому свое!»
  • Притча «Он и Она»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Незабудка»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Восприятие мира»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Ранганада и его отец»
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Притча «Разрушение ада и восстановление его»
  • Притча «Выпрями его»
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Притча «Загадка и гнев Самсона»
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Кем был Айвасс
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Редактор. Прически для девочек
  • К чему снится грудь
  • Притча «Целитель Джон»
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Притча «Истина не в словах»
  • Притча «История овсянки»
  • Елена Джеро. Зависимые отношения. Вход и выход
  • Притча «Он и Она»
  • Самый быстрый приворот



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь