Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 47864

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ – величина (сила) раздражителя, вызывающего или меняющего интенсивность ощущения (нижний и верхний абсолютные пороги, разностный порог).
ПОСТУПОК – сознательный поведенческий акт, связанный с нравственным самоопределением личности, реализация поступка обусловлена определенным внутренним планом действия, включающим в себя намерение, прогнозирование определенного ожидаемого результата, выбор необходимых средств исполнения. Поступок может быть транзитивным, учитывающим все условия его реализации и возможные его последствия, и нетранзитивным – недостаточно продуманным. Поступок может быть представлен действием или бездействием, высказанной позицией, проявлением отношения в виде жеста, мимики, взгляда, речевой интонации. При оценке поступка учитываются его истинные мотивы и ценностно-нормативная система данного социума, его нравственный смысл.
ПОТРЕБНОСТЬ – источник человеческой активности, возникающий в результате рассогласования реального состояния индивида и оптимального для него состояния как биологического существа, представителя человеческого рода и индивидуальности.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – образцы предметов, явлений и событий, возникающие в результате их припоминания или воображения. В отличие от образов восприятия, представления несут в себе признаки обобщенности и, как правило, фрагментарны.
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ – установка, блокирующая адекватное отражение явлений.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – структурный, стартовый элемент сложного волевого действия, формирующий цель действия на основе преобразования исходной вероятностной информации, выбор одного действия из ряда возможных действий, построение программы действия, определение способов достижения результатов действия – построение концептуальной модели действия.
ПРОБЛЕМА – осознание субъектом познавательного вопроса, исходя из анализа проблемной ситуации, порождение познавательного мотива, преобразование проблемной ситуации в познавательную задачу.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее, однозначного решения, стартовое условие проблемного мышления. Типы проблемных ситуаций требуют типовых решений.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ – описание системы требований, предъявляемых определенной профессией к психофизиологическим и психическим качествам индивида, основа профессиональной психодиагностики.
ПСИХИКА – системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Идеальность образа связана с понятийным отражением.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – совокупность актов психической деятельности. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные.
Познавательные процессы обеспечивают ориентировочную основу поведения, формируют его информационную базу. В зависимости от объекта отражения они подразделяются на пять видов.
1. Сенсорные (от лат. sensus – чувство) – процессы чувственного отражения отдельных свойств действительности (химических и физических). Психический результат этих процессов называется ощущением. Сенсорные процессы наряду с видовой спецификой имеют общие психические закономерности: они ограничены нижним и верхним порогами чувствительности, дифференцировочным (разностным) порогом, подчинены адаптации, сенсибилизации, контрасту и синестезии.
2. Перцептивные (от лат. perceptio – восприятие) – отражение предметов и явлений в их целостном виде благодаря осознанию их существенных отличительных признаков. Психический результат этих процессов называется восприятием. Перцептивные процессы наряду с видовой спецификой (особенности зрительных, слуховых и осязательных процессов) подчинены общим закономерностям: предметности, избирательной направленности, целостности, структурности, апперцепции, константности.
3.Интеллектуальные процессы (от лат. intellectus – разум) – процессы отражения существенных взаимосвязей и особенностей предметов и явлений; интеллектуальные процессы (мышление) характеризуются опосредованным и обобщенным отражением действительности (путем сравнения, абстрагирования, аналогии, экстраполяции и интерполяции); при решении проблемных задач различаются этапы познавательной деятельности и мыслительные действия, операции: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация. В зависимости от особенностей достигаемых формальных результатов. различаются формы мышления: суждение, умозаключение, понятие. Различаются также виды мышления: практическое и теоретическое, эмпирическое и научное, наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, стандартное и нестандартное (творческое); взаимодействие сознания и подсознания обеспечивает интуитивное мышление.
Устойчивая структура умственных способностей индивида называется интеллектом, который проявляется в виде умственной деятельности индивида, стратегии решения проблемных задач, продуктивности умственной деятельности. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определение степени умственных способностей индивида посредством специальных тестов, выявляющих базовые структуры интеллекта, – коэффициент интеллектуальности (JQ); высший уровень интеллекта равен 180 баллам, низший – 130. Мышление в сочетании с воображением обеспечивает высоковероятностное моделирование развития событий, обеспечивает опережающее отражение действительности.
4. Воображение – генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение (антиципацию) событий.
5.Мнемические процессы (от греч. mneme – память) – процессы запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания ранее воспринятого материала; различаются виды памяти (образная, логическая, слуховая, эмоциональная), системы памяти (сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная) и типы памяти (индивидуально-типологические особенности памяти, обусловленные особенностями направленности памяти, ведущей ролью отдельных ее видов, быстротой, объемом и прочностью запоминания); различаются также формы памяти – произвольная и непроизвольная с присущими им специфическими закономерностями.
К регуляционным психическим процессам относятся волевые и эмоциональные процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции (см. "Воля" и "Эмоции").
ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – комплекс медико-психологических средств, направленных на восстановление или коррекцию нарушенных психических функций, личностного статуса травмированного индивида.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – состояние психического благополучия, обеспечивающее адекватную психическую саморегуляцию индивида (соответствие субъективных психических образов действительности, психических реакций внешним раздражителям, их объективному значению, адаптированность в межличностном взаимодействии, способность к рациональному целеполаганию и целеустремленным действиям, приверженность базовым социальным ценностям).
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное предметом и условиями его деятельности, отношением к этой деятельности. Различаются мотивационные, волевые, эмоциональные состояния, а также состояния, связанные с различным уровнем организованности сознания (оптимальный уровень сознания, состояние утомленности, переутомленности и запредельного торможения).
ПСИХОГЕНЕТИКА – область психологии, пограничная с генетикой, изучающая генезис (происхождение) психологических особенностей индивида, взаимосвязь генотипа и среды его формирования.
ПСИХОГЕНИИ – расстройства психики в результате психических травм (психические срывы).
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – изменения сознания, вызванные психофармакологическими веществами, нередко приводящие к личностным сдвигам, глубоким перестройкам мотивационной сферы.
ПСИХОДИАГНОСТИКА – область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
ПСИХОЗ – глубокое, патологическое нарушение психики.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ – субъективное определение временных отношений между личностно значимыми событиями, субъективные особенности оценки времени.
ПСИХОЛОГИЯ – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Деятельность, как форма социального взаимодействия.
  • Торможение; inhibition
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Григорий Чаусовский. Плацебо-эффект. Психотехнология усиления положительной плацебо-составляющей фармакологического действия лекарственных средств
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Редактор. Система Эльконина-Давыдова
  • Скука; boredom
  • Георгий Почепцов. Пять новых направлений трансформации информационной войны: реализованные подходы
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Артем Ковтун. Потребительское общество. Коммерческое потребление как механизм социального регулирования
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Семенов И.В. Теоретические вопросы этиологии, патофизиологии, патоморфологии и культурологии духовно-психосоматических болезней. Трактат.
  • Действие специфическое; specific action
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Торможение цели; aim-inhibition
  • Сколько действует приворот?
  • Уничтожение сделанного; undoing
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Александр Марков. Гиппокамп отвечает за принятие предвзятых решений
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Георгий Почепцов. Гибридно-информационная война: основные характеристики
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Механизм вытеснения в психологических техниках
  • Репарация; reparation
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Павел Пономарев. Ревность и одиночество мужчины
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
  • Как действует приворот
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь