Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 47870

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Началась и концептуальная перестройка психологии, обусловленная достижениями в области кибернетики, теории информации и физиологии высшей нервной деятельности. Существенные, концептуальные сдвиги произошли в отечественной нейрофизиологии.
Уже в середине 30-х годов в физиологии высшей нервной деятельности складываются новые представления о работе мозга. Активную поисковую психическую деятельность трудно было объяснить простым рефлексом. В нейрофизиологии усиливаются поиски физиологических механизмов активной обработки информации, поступающей как из внешней, так и из внутренней среды.
Учение И. П. Павлова было развито П. К. Анохиным (1898–1974). Петр Кузьмич Анохин показал, что в основе психической регуляции лежат системные нейрофизиологические процессы, моделирующие поведенческую ситуацию. Моделируемый полезный результат поведения организует все нервные процессы в единую функциональную систему, действующую на основе обратной связи. Функциональная теория П. К. Анохина стала широко использоваться в психологических исследованиях.
Мозговые механизмы психических процессов широко исследовал А. Р. Лурия (1902–1977) – основатель отечественной нейропсихологии. Исследуя в 20-х годах состояние аффекта, Лурия разработал методику, позволяющую выявлять повторные речевые и двигательные симптомы ранее испытанных индивидом аффективных состояний. Работая с Выготским, Лурия исследовал социальную обусловленность мышления ("Об историческом развитии познавательных процессов", 1974 г.). Но основные свои исследования Лурия посвятил проблеме мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработке методов нейропсихологической диагностики ("батарея луриевских методов"). Лурия выявил роль речевых опосредований в регуляции произвольных движений. (В годы войны он работал в госпиталях по восстановлению движений у раненых.) Исследуя психически аномальных детей, Лурия установил связь нарушений абстрагирующей деятельности с дефектами волевой регуляции и разработал ряд рекомендаций по компенсации психических дефектов. А. Р. Лурия синтезировал современные нейрофизиологические и психологические данные. Ему принадлежит первый учебник нейропсихологии – "Основы нейропсихологии" (1973 г.).
В начале 70-х годов после длительного забвения проблемы наследственности развернулась широкая дискуссия по вопросу о соотношении природных и социальных факторов в формировании психики человека и его поведения. Дискуссия по этой проблеме перешла даже на страницы литературных и общественно-политических журналов. Острое обсуждение роли биологических факторов в формировании личности расшатало некоторые догмы официальной советской психологии, наметились новые подходы к данной проблеме.
И. В. Равич-Щербо в ряде исследований приходит к выводу о том, что умственные способности в значительной мере объясняются генетическими факторами ("Проблемы дифференциальной психофизиологии", 1972 г.).
В 60–70-х годах активизируются исследования в области теории сознания (Проблемы сознания. Материалы симпозиума. 1966 г.), актуализируется проблема взаимосвязи сознания и подсознания (Басин Ф. В. Проблема бессознательного. 1968). В 1979 году в Тбилиси был организован Международный симпозиум по проблеме бессознательного. К его открытию была подготовлена трехтомная монография "Бессознательное: проблемы, функции, методы исследования" (1978).
Активизируются исследования в области социальной психологии. Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е годы XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 20-х годов социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.
Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось в конце 50-х и в начале 60-х годов.
Отечественная социальная психология изучает психологию социальных групп на основе факторов, определяющих жизнедеятельность общества. Установлено, что в наиболее развитых социальных группах (коллективах) взаимодействие людей определяется общественно-ценностным содержанием их деятельности. Ведутся разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования. Однако достижения отечественной социальной психологии еще не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.
В настоящее время отечественные теоретические исследования в области нейрофизиологии и психологии сократились. Широкое распространение получила эмпирическая психология.
* * *
В современной зарубежной психологии широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.
Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio – познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).
В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения. Психологическая структура поведения широко исследуется американскими психологами и нейрофизиологами*. Миллер, Галантер и Прибрам исследовали те промежуточные переменные, которые связывают стимул и реакцию. Они приходят к выводу о том, что этими внутренними инстанциями поведения являются образ и план. Под образом имеется в виду информативное обеспечение действия, под планом – его алгоритмическая структура. Стратегия плана строится на основе проб, осуществляемых в условиях, созданных образом. Проба (test) предшествует каждой операции (operatic), которые, видоизменяясь на основе обратной связи, приводят в конце концов к желаемому конечному результату (exist). Единица поведения осуществляется, таким образом, по схеме: Т-О-Т-Е.

* См.: Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1967; Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

Большинство современных зарубежных исследований охватывают лишь отдельные проявления человеческой психики.
В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления*. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.
* См.: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Перев. с англ. М., 1992; Xappuc Т. Я хороший, ты хороший. Практическая психология. Перев. с англ. М., 1993; Дизель П., Ранъян М. Поведение человека в организации. Перев. с англ. М., 1993; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Перев. с англ. М., 1992.

* * *
XX век начался для психологов открытием IV Международного психологического конгресса, выходом в свет почти никем не замеченного труда 3. Фрейда "Толкование сновидений". В своих вступительных речах на психологическом конгрессе известные психологи Герман Эббингауз и Теодюль Арман Рибо еще только ратовали за будущий союз психологии с естествознанием. Но физиолог И. П. Павлов еще не развернул свои опыты по условным рефлексам, а менталитет многих психологов был еще занят сообщениями П. Каруса о необходимости исследования бессмертия души.
К концу XX века психология стала ключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли, стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологии столь значительны, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в системе наук о человеке.
Психологи все более плодотворно работают в школе и клинике, на производстве и в военной лаборатории, в центрах подготовки космонавтов и в управленческих структурах, в систе ме правоохранения и аналитических центрах социального развития. Психологические знания необходимы везде, где возникает необходимость научной организации труда, эффективного использования ресурсов человеческой психики. В настоящее время эффективно развиваются прикладные отрасли психологии: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, космическая, спортивная, психология искусства, управления, менеджмента и др.
Современная психология все более интегрируется с нейрофизиологией, постулируя обусловленность психических явлений как внешними воздействиями, так и закономерностями работы мозга. Психология становится наукой, устанавливающей связи между индивидуальным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Деятельность, как форма социального взаимодействия.
  • Торможение; inhibition
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Григорий Чаусовский. Плацебо-эффект. Психотехнология усиления положительной плацебо-составляющей фармакологического действия лекарственных средств
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Редактор. Система Эльконина-Давыдова
  • Скука; boredom
  • Георгий Почепцов. Пять новых направлений трансформации информационной войны: реализованные подходы
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Артем Ковтун. Потребительское общество. Коммерческое потребление как механизм социального регулирования
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Семенов И.В. Теоретические вопросы этиологии, патофизиологии, патоморфологии и культурологии духовно-психосоматических болезней. Трактат.
  • Действие специфическое; specific action
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Торможение цели; aim-inhibition
  • Сколько действует приворот?
  • Уничтожение сделанного; undoing
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Александр Марков. Гиппокамп отвечает за принятие предвзятых решений
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Георгий Почепцов. Гибридно-информационная война: основные характеристики
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Механизм вытеснения в психологических техниках
  • Репарация; reparation
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Павел Пономарев. Ревность и одиночество мужчины
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
  • Как действует приворот
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь