Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 47871

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

* Сотони К. Очерки криминальной психологии. Казань, 1925; Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1925; Лурия А. Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле // Советское право. 1928; № 2, Брусиловский А. Е. Судебно-психологическая экспертиза. Харьков, 1929.
** Преступный мир. М., 1924
*** Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1930.

В 20-х годах в нашей стране интенсивно развивается авиационная психология, изучающая психические особенности человека, управляющего сложной авиационной системой. Исследования в этой области ведутся С. Г. Геллерштейном, К. К. Платоновым, Н. Д. Заваловой. В этих исследованиях синтезировались достижения физиологии, медицины и психологии. Разрабатывались методы алгоритмического анализа деятельности.
Под влиянием прагматических сдвигов изменялась и психологическая теория. Отпадали устаревшие, нежизненные схемы. Деятельность человека становилась главным объектом психологии. В отечественной психологии утверждается принцип деятельностного подхода к изучению психики человека. В полемике со сторонниками рефлексологии М. Я. Бассов утверждал, что психология сама по себе в состоянии изучать внутрипсихические явления (...Воля как предмет функциональной психологии..., 1923). Исследуется индивидуальное поведение в его обусловленности социокультурными факторами. Широко развертываются психолого-педагогические исследования. Формируется новая наука о воспитании и обучении, основанная на естественнонаучных достижениях, – педология*. Исследуются поведенческие аспекты психологии**. Методологические основы психологии разрабатываются Л. С. Выготским***.
* Боссов М. Я. Общие основы педологии. М., 1931.
** См.: Блонский П. П. Очерк научной психологии М, 1921.
*** Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1931, Мышление и речь, 1934.

В 20-х годах ведутся широкие исследования в области патопсихологии и психотерапии (А. Р. Лурия, В. Н. Мячищев, К. К. Платонов), в сфере дефектологической психологии (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф).
Попытки же создания марксистской социальной психологии (Рейснер, Войтоловский) были признаны неудачными и отвергнуты: идеологи тоталитаризма не допускали существования параллельных структур.
В 1930 году был проведен первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. (О внимании к проблеме поведения говорит уже то, что в работе съезда участвовало 3200 человек.) Было заслушано 170 докладов.
Рассматривая биосоциальную детерминацию поведения, участники съезда выступили с критикой буржуазных психологических школ. Была подвергнута критике и рефлексология. Концепция "поведенчества" стала считаться разновидностью буржуазной идеологии.
Возникла проблема "кризиса буржуазной психологии", актуализировалась необходимость "перестройки фундамента психологии". Усилилось внимание к сравнительной психологии.
Основателем отечественной сравнительной психологии был известный биолог и психолог В. А. Вагнер (1849–1934). Вагнер считал, что разумные формы поведения эволюционно связаны с инстинктивными формами поведения. Рассматривая развитие психики в филогенезе (историческом развитии), Вагнер установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции ("Возникновение и развитие психических способностей", 1924 г.). Обострился интерес к генезису психических способностей и в процессе индивидуального развития (в онтогенезе).
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л. С. Выготским (1896–1934).
Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л. С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феномен сознания человека. Формируется фундаментальная идея Выготского о социальном опосредствовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредствования является, по Выготскому, знак (слово). Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические проявления, функции человека: восприятие, произвольную память и волю. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.
Изучая детскую психологию и распад психических функций на материале дефектологии, Л. С. Выготский пришел к выводу: сознание – динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.
В механизмах мозговой деятельности Л. С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы ("Развитие высших психических функций", 1960). Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув концепцию о зонах ближайшего развития ребенка ("История развития высших психических функций", 1931).
Л. С. Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено воздействиями среды на деятельностную сферу человека. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.
С середины 30-х годов развитие советской психологии резко затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли "винтика", не нуждался в психологической науке. В результате принятого в 1936 году постановления ЦК ВКП(б) "О идеологических извращениях в системе наркомпросов" запрету подверглись все диагностические методы психологии, была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено развитие психологии труда и инженерной психологии. Был закрыт единственный в стране психологический журнал – "Психотехника", прекратились все прикладные отрасли психологии. Резко сократились исследования по психологии личности и поведения, прекратились исследования генетических предпосылок психики. Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. До сих пор остаются мало исследованными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации различных социальных, культурных и этнических групп. Не исследовались такие психические явления, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность. Под запрет попала вся проблема половых психических различий. Ортодоксально-оптимальной стала среднеполая, бесконфликтная, лишенная задатков и интеллектуальных особенностей модель усредненного "советского человека".
Были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой. Но и на этом негативном фоне ведущие советские психологи создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие значения и в наши дни. Среди них отметим "Способности и одаренность", "Ум полководца" Б. М. Теплова; "Проблемы формирования характера", "Человек как предмет познания" Б. Г. Ананьева; "Экспериментальные основы психологии установки" Д. Н. Узнадзе и др. Значительные успехи были достигнуты в области педагогической и возрастной психологии (А. В. Запорожец, Н. А. Менчинская и др.), в области психофизики и психофизиологии (Е. Н. Соколов, С. В. Кравков и др.).
Концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С. Л. Рубинштейном (1889–1960) в его фундаментальном труде "Основы общей психологии" (1940). Основной исходный постулат С. Л. Рубинштейна: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины – психика формируется и проявляется в деятельности. Внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы, установки. Внешние причины действуют через внутренние условия ("Бытие и сознание", 1957 г.). Все психические проявления следует понимать как процессы – саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты – психические образы, понятия, принятие решений, регуляционные акты. Психические процессы, в том числе и мышление, развиваются как деятельность субъекта с объектом, как система операций, обусловленная личностной мотивацией. В работе "Человек и мир" (1973 г.) Рубинштейн постулирует: все бытие может быть понято только через человека.
Другой известный советский психолог – А. Н. Леонтьев (1903–1979), разрабатывая концепцию деятельностного подхода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе ("Проблемы развития психики", 1959 г.). В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов – мотивов, целей и условий, а в структуре сознания – иерархию системообразующих его компонентов – систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривал в качестве базовой структуры личности ("Деятельность. Сознание. Личность", 1975 г.).
Исследования Выготского, Рубинштейна и Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).
В 60-х годах развитие отечественной психологии активизировалось. В 1964 году были открыты психологические факультеты в Московском, Ленинградском и Тбилисском университетах (а затем и в Ярославском). Стала интенсивно развиваться инженерная психология, прикладные отрасли общей и социальной психологии. Началось преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах.
В 1971 году был создан Институт психологии АН СССР. С 1980 года издается "Психологический журнал". (Другой психологический журнал – "Вопросы психологии" – издавался с 1955 года).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Практикум по практической психологии.
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Годфруа. Что такое психология Ч.1
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Маслоу А. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Гинецинский В. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь