Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 138246

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ошибки при усвоении языка — совершенно естественное явление. Ведь помимо системы и нормы, существуют ещё и узус (то, как принято — почему-то — говорить), и отклонения от нормы, и множество уникальных, единичных явлений — того, что Соссюр образно называл «лингвистической пылью».
Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной. Педагоги полагают, что не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдот, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и они начинают говорить неверно уже умышленно.
12. Детское словотворчество
Исследования Н.О. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, Ч. Полдуина и других исследователей детской речи показали, что первые годы жизни ребёнка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (56), другие же встречаются только у отдельных детей (57).
(56) всехний, всамделишный
(57) — Какой ты *диктун, папа!
Т.Н. Ушакова выделила несколько принципов, по которым дети с трёх до шести лет образуют новые слова:
а) Часть какого-нибудь слова используется как целое слово. Возникают слова-осколкй (58-61).

Детское слово Значение
(58) *пах запах
(59) *прыг прыжок
(60) *лепь то, что слеплено
(61) — Мы лепили-лепили, и получилась *лепь.
б) Присоединение к корню слова «чужого» окончания — тоже очень распространённый способ создания ребёнком новых слов (62-69).
52


Детское слово Значение v
(62) *правдун говорящий правду
(63) *пахнота запах
(64) , *сухота сухость
(65) *иметель тот, кто имеет
(66) *пахнючий тот, который имеет сильный запах
(67) *умность У"
(68) *радование радость
(69) — Пурга кончилась, остались только *пургинки (снежинки).
в) Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При
создании «синтетических» слов происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно (70-73).
(70) *ворунишка = вор + врунишка
(71) *вкуски = вкусные + куски
(72) *колоток =колотить + молоток
(73) *улиционер = улица + милиционер
А.Н. Гвоздев, объясняя появление «слов-осколков», обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребёнок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Вместо слова молоко ребёнок произносит только ко, позднее — моко и, наконец, молоко. Так в речи появляются ♦осколки слов».
Таким же образом соединяются и разные глаголы и словосочетания (74, 75).
(74) *бабезьяна = бабушка обезьяны
(75) Я — *мапина дочка = мамина и папина
Итак, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Усваивая речевые шаблоны, дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окончаний. При этом они словно непреднамеренно создают новые слова — такие, которых в языке нет, но которые в принципе возможны. Детские неологизмы почти всегда строго соответствуют законам языка и грамматически почти всегда правильны — только сочетания неожиданны.
Таким образом, словотворчество — один из этапов, который проходит каждый ребёнок в освоении грамматики родного языка. В результате восприятия и использования множества слов, имеющих общие корневые и аффиксальные элементы, в мозгу ребёнка происходят аналитические процессы членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тому, что в лингвистике называется морфемами.
53

С возрастом детское словотворчество начинает угасать: к пяти годам ребёнок уже прочно усваивает обороты речи, используемые взрослыми.
В психолингвистической литературе последних лет появляются работы, затрагивающие тему индивидуальных различий в речи и стратегий овладения языком. В частности, отмечается наличие как минимум двух стилей овладения языком. Одни дети изучают язык прежде всего для целей указания на предметы (referential purposes), другие для целей выражения своих эмоций (expressive purposes). Первые чаще используют существительные, вторые — местоимения. Описываются также случаи необычного использования языка некоторыми детьми. Так, один англоговорящий ребёнок в течение трёх месяцев выражал отрицание с помощью фонологических трансформаций, заключающихся в удвоении части слова (76-79).



Детское слово

Значение
Наличие Отсутствие
(76) wati вода
(77) watiti нет воды
(78) up наверх
(79) ирара наверх или вниз
Подобные факты свидетельствуют о том, что речевое развитие отдельных детей может обладать своими особенностями.
И все же дети, не имеющие ярко выраженных физических недостатков, несмотря на индивидуальные различия, усваивают родной язык примерно в одно и то же время, вне зависимости от целенаправленных усилий родителей.
13. Овладение синтаксисом
Психолог из Америки Сьюзен Эрвин-Трипп однажды высказала необычное соображение: «Чтобы стать носителем языка, нужно выучить правила. То есть нужно научиться вести себя так, будто ты знаешь эти правила». Ребёнок очень умело делает вид, что он знает правила взрослого языка. Так, сначала он говорит словами, которые обладают коммуникативной силой предложений, но являются однословными предложениями. Одно слово (80) может иметь несколько значений, которые определяются только по неречевому контексту.
54


Детское слово Значение
(80)



Мама!



Мама, дай
Вот мама
Я хочу есть
Затем начинается период двусоставных предложений. Ребёнок не просто соединяет слова в предложения случайным образом, в его речи появляются два функциональных класса слов. Первый класс — это «опорные слова» (pivot words), или операторы, их немного. Это сравнительно замкнутый, «закрытый» класс. Второй класс — «открытый» (open-class words), он более широкий, многие из слов этого класса до того были однословными предложениями. Для создания двусоставного предложения выбирается слово из «опорного» класса (оно является семантической основой предложения), а значение варьируется за счёт слова из «открытого» класса. Это может быть практически любое слово. Отметим, что порядок следования элементов может быть разным. Совершенно очевидно, что родители не употребляют подобные выражения, разговаривая с детьми. Более вероятно предположить, что ребёнок использует скудные языковые средства для создания новых предложений в рамках своей несложной, но уже структурированной системы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Рычагова Елена Сергеевна. Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна. Методы и приёмы формирования интонационной выразительности речи у дошкольников 5-6 лет
  • Наталья Панькова. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Прагматика; pragma; pragmatos
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Кириченко Ирина. Мнемотехника, как средство развития речи у дошкольников
  • Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Шаренко Вера Александровна. Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. Русский язык. 7 класс
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях
  • Деш Оксана Владимировна. «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Аксёнова Ирина Александровна. Искусство говорить
  • Самсонова Ирина Владимировна. Занятие по развитию речи
  • Сагитова Альмира Ахмадеевна. «Развитие выразительности речи через театральную деятельность»
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Уляшина Лия Анатольевна. Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Каушанская В.Л., Ковнер Р.Л. и др. Грамматика английского языка
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Кузнецова Ирина Васильевна. Совершенствование фонетико-фонематической системы русского языка в игровой деятельности
  • Морозова Елена Викторовна. Методики по созданию развивающей речевой среды дома
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Ковалева Елена Александровна. «Использование мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками»
  • Зёльнер М.А. Краткая грамматика итальянского языка
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Шершнева Мария Олеговна. Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь