Деш Оксана Владимировна. «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

«Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В развитии ребенка все познавательные процессы взаимосвязаны. И нарушения, возникающие в одном из них, непременно окажут свое влияние и на другие процессы. Речь- является одним из наиважнейших познавательных процессов, развитие которого влияет на взаимоотношения человека с окружающим миром, а значит, и на само развитие личности человека. Поэтому понимание особенностей работы с детьми с общим недоразвитием речи является необходимым.

«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». При этом общее недоразвитие речи носит системный характер, то есть, в речи ребенка происходит нарушение развития всех сторон речи: лексической. грамматической, синтаксической, произносительной. Общее недоразвитие речи принято считать внешним проявлением таких диагнозов, как: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха.

 

Выделяют следующие уровни общего недоразвития речи:

ОНР 1 уровня. Речь у ребенка практически отсутствует. Активный словарь скудный. При формировании речевых высказываний ребенок использует преимущественно лепетные слова, первые слоги, звукоподражание. Ребенок активно использует жесты и мимику, понимает обращенную к нему речь (богатый пассивный словарный запас). У ребенка с первым уровнем общего недоразвитие речи свой специфический «язык» общения с окружающим миром.

ОНР 2 уровня. Ребенок употребляет в своей речи определенное ограниченное количество слов. Бедный активный словарный запас, слова произносятся в искаженном виде. Не умеет объединять предметы в группу, не знает основных признаков предметов, может произносить простые слова в зависимости от их числа, нет согласования слов в простых предложениях. Ребенок может составить связный рассказ, но в основном использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого.

ОНР 3 уровня. Общее недоразвитие речи проявляется в отставании грамматического и фонематического развития речи. Большой активный и пассивный словарный запас, ребенок использует развернутые фразы, активная экспрессивная речь. Нечеткое произношение звуков, зачастую происходит замена более сложных звуков на простые. Свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты- самые сложные звуки для произношения. Ребенок затрудняется в грамматическом согласовании слов, особенно имен существительных с числительными. Может составить рассказ, который содержит в себе определенную последовательность действий.

ОНР 4 уровня. Звукопроизношение правильное, но неправильная артикуляция, а значит и речь невнятна. Иногда ребенок пропускает слоги в словах, переставляет их местами или заменяет звуки. Затрудняется в использовании слов, обозначающих признак предмета. Процесс словообразования также затруднен, особенно при помощи суффиксов. Согласования слов в предложении, особенно существительных с прилагательными, вызывают затруднения.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи влияет также на поведение, самочувствие ребенка. Поэтому необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Необходимо осуществлять контроль за произносительной стороной речи, при необходимости, корректно и тактично поправлять речь ребенка. необходимо уделять особое внимание совершенствованию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, поскольку ее развитие напрямую связано с умственным, а значит, и речевым развитие ребенка. Проведение работы по закреплению речевых навыков детей, постоянном пополнении словарного запаса детей. Особую роль в развитии ребенка играют занятия по конструированию, лепке, аппликации, рисованию. При проведении индивидуальных занятий, акцентируется внимание ребенка на словах, звуках, вызывающих особые затруднения. Все задания по развитию речи для детей с ОНР обязательно должны подкрепляться наглядным материалом. Именно поэтому индивидуальные занятия с детьми рекомендуется проводить в различных помещениях детского сада. Во время прогулок, можно обратить внимание ребенка с ОНР на сравнении признаков, свойств окружающих его предметов живой и неживой природы. Не менее важна работа с родителями, поскольку семья -является осуществляет первичную социализацию ребенка. Можно ненавязчиво, деликатно рекомендовать родителям те или иные упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию их ребенка. Таким образом, особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР заключаются в согласованной работе воспитателя, логопеда, педагога-психолога и родителей ребенка, в особом внимании к вопросу развития произносительной стороны речи, которое заключается в непрерывной, ежедневной, систематической работе по развитию произносительной стороны речи ребенка, пополнению его словарного запаса.

Просмотров: 434
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Глушкова Екатерина Викторовна. Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ с детьми 5-6 летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи: 'По морям, по волнам'.
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь