Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24367

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Немаловажную роль в закреплении «собирательного» понятия субъекта сыграла многозначительность психологического понятия «деятельность», а также интерференция понятий деятельности и активности. Нередко в психологическую науку привносится обыденное понимание деятельности, которое зачастую не
54
подмечает различий между активностью и деятельностью. Например, в психологическом словаре деятельность определяется как «активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [182, с. 91]. В таком широком понимании деятельность выступает как динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира. Тем самым деятельность полностью уравнивается с активностью.
Расширительное понимание деятельности нагнетает ситуацию, когда «само слово «деятельность» фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности» [196, с. 42]. По этой причине психологи иногда рассуждают о деятельности животного и о животном как субъекте деятельности. Фактическое отождествление деятельности с всеобщей категорией активности неминуемо ведет к уравниванию субъекта деятельности и субъекта активности. А.К.Осницкий обосновано констатирует, что «многоплановость содержательных аспектов, вкладываемых в понятие «субъект», - основная причина недостаточной определенности этого термина. Мало связать это понятие с активностью, нужно определить, о какой активности идет речь» [169, с. 9]. Важной задачей на пути очищения психологического понятия «субъект» от примесей социологических и биологических трактовок является теоретическое разведение активности и деятельности.
Перевод фокуса исследований с субъекта активности вообще на субъект деятельности равноценен переводу проблемы с философского уровня в плоскость психологического анализа. На наш взгляд, путь становления субъекта совпадает с путем превращения активности в сугубо человеческую деятельность. Чтобы проследить этот путь во всей его сложности и противоречивости, необходимо первоначально развести понятия активности и деятельности. Задача теоретического разведения этих понятий имеет смысл в связи с тем обстоятельством, что они нередко сливаются и используются как рядоположенные. Например, нередко исследователи пишут о деятельности животных, употребляя данное понятие в ряду синонимов «активность», «поведение», «реагирование». Нестрогое и предельно широкое толкование позволяет пользоваться понятием деятельности в данном контексте, но при более строгом подходе оказывается, что активность животных лишена основных психологических характеристик дея-
55
тельности - субъектности и предметности. При более тщательном анализе вообще вырисовывается кардинальное несовпадение понятий активности и деятельности. Точно так же понятия субъекта активности и субъекта деятельности кажутся взаимозаменяемыми только в самом общем понимании, но строгий научный анализ не терпит подобных подмен.
В философии вопрос о соотношении активности и деятельности долгие годы решался в атмосфере неослабевающей дискуссионной борьбы. По справедливому замечанию Э.Г.Юдина, «в современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческого мира» [243, с. 266]. Сравнивая объемы понятий «деятельность» и «активность», философы приходят к двум контрастным заключениям. На одном полюсе сплачиваются те, которые постулируют активность в качестве первоисточника деятельности; на втором полюсе объединяются те, которые полагают деятельность в качестве «материи» активности. Из философских исследований проблемы необходимо извлечь конструктивное зерно: в человеческой жизни активности нет вне деятельности, равно как деятельности нет вне активности. Более плодотворным представляется иной подход, который не старается логически сравнить объемы понятий и поляризовать их, а вместо этого раскрывает взаимопереходы и взаимопревращения активности и деятельности. Этот подход культивируется в основном психологами, а не философами, поскольку психологии проблема «живого» развития и трансформации деятельности ближе, чем философии.
В современной философии понятие деятельности в достаточной мере универсализировано: деятельность определяют как специфически человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего человека мира [222, с. 151]. Однако с психологической точки зрения соотношение активности и деятельности не столь однозначно и прямолинейно. В работах отечественных психологов сложилось концептуальное понимание, согласно которому человеческая деятельность развивается в процессе «социализации» активности, то есть ее опосредования высшими (культурными) функциями и структурами психической регуляции [4; 30; 134; 186; 210]. В онтологическом аспекте, как это уже отмечалось выше, личностный уровень взаимодействия человека с миром и есть деятельность. В деятельности конвергируют раз-
56
личные виды активности человека как биологического индивида, социального индивида и как личности. Разумеется, что в составе деятельности эти виды активности не просто напластовываются друг на друга и не просто перемешиваются в определенных пропорциях. В деятельности каждая более высокая ступень активности обязательно включает в себя и изменяет механизмы реализации предыдущих видов активности. «Поэтому каждую более высокую форму действия можно и нужно изучать со стороны участвующих в ней более простых механизмов, но вместе с тем для изучения каждой более высокой ступени одного изучения этих более простых механизмов принципиально недостаточно. Недостаточно не в том смысле, что эти высшие механизмы не могут возникать из более простых, а в том, что образование высших из более простых не может идти по схемам более простых механизмов, но требует нового плана их использования. Этот новый план возникает вследствие включения в новые условия, в новые отношения» [74, с. 147].
Отсюда следует, что разные виды активности занимают в составе деятельности неодинаковое положение. Можно согласиться с положением В.А.Петровского, что активность в системной организации деятельности имеет тройственный статус: 1) активность - динамическая «образующая» деятельности, из которой деятельность собственно и возникает; 2) активность - динамическая сторона уже возникшей деятельности; 3) активность - момент расширенного воспроизводства деятельности и скачка к качественно новым формам деятельности [178, с. 55-56]. В философской литературе также дифференцируются множественные статусы активности в строении человеческой деятельности. Так, А.Л.Никифоров разводит активность как «субстанцию», из которой «изготовлена» деятельность, и активность в функции средства развития деятельности. «Активность человека выполняет две важнейшие функции: во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений и способностей личности. Обе эти функции слиты воедино в каждом акте человеческой активности» [86, с. 63]. Надлежит разобраться в статусах различных видов активности человека в составе деятельности.
Очевидно, что предпосылкой деятельности является активность биологического индивида, которая в общественных услови-
57
ях трансформируется в культурные формы человеческой деятельности. Аналогичной предпосылкой деятельности является активность социального индивида, которая выражается в социально нормированных действиях и операциях. Деятельность не «монтируется» механически из обозначенных видов активности человека. Она является не аддитивной системой, в которой каждый из видов активности получает новые системные качества благодаря взаимодействию с другими видами активности. Для уяснения места и роли различных видов человеческой активности в системном строении деятельности представляется важным различение технологии и психологии деятельности [207]. Это различение опирается на идею А.Н.Леонтьева о том, что не все из состава деятельности входит в структуру личности. Бессмысленно, например, рассуждать о предметных операциях, моторных актах, социальных программах и генетических кодах как о присущих собственно личности. Поэтому перед психологией личности встает задача: разобраться, что в деятельности образует субъектно-личностный план, а что является функцией биологического и социального индивида. Прежде всего с решением этой задачи устраняется главная трудность: «определение того, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными» [133, с. 184]. К социальной технологии деятельности относятся те знания, умения, навыки и прочие единицы активности социального индивида, которые помогают «технологизировать» процесс исполнения деятельности. Социальная технология деятельности всегда нормирована, то есть регламентирована социальными нормами, в которых явно или неявно содержатся требования к характеристикам активности социального индивида. В.И.Слободчиков называет унифицированную и социально предписанную структуру деятельности «нормативной структурой» [196]. Психологию деятельности конституируют смысловые структуры личности, которые образуют внутренний утаенный план деятельности и характеризуют психологическое отношение человека к своей деятельности. Смысловые структуры заключают в себе именно психологию деятельности, но никогда не вбирают и не программируют ее технологию. «Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупнос-
58
тью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, в не непосредственно личность» [133, с. 183-184]. На наш взгляд, помимо личностной психологии и социальной технологии деятельности, можно говорить о ее биологической физиологии. Характеристики и механизмы активности биологического индивида составляют «физиологию деятельности». В этом отношении невозможно переоценить разработки проблемы физиологии активности в трудах Н.А.Бернштейна [38].
Таким образом, активность биологического индивида в системной организации деятельности отвечает за физиологию, активность социального индивида - за технологию, а активность личности - за психологию деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Мамасуева Ю.Н., Бондарева М.В.. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Ваганова Светлана Федоровна. Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Соломин В.П., Шатровой О.В. и др. Психологическая безопасность
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Костырева Валентина Викторовна. Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Я учусь владеть собой»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Мышление; thinking
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Воля; Will; Wille



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь