Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости.

Категория: Популярная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16455

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

эмоциональную часть нашего существования с другими, мы прокладываем путь к интимности, к настоящей близости. Ощущение, что кто-то другой воспринимает нас, помогает нам самим принять себя.
Разделение чувств необходимо еще и потому, что положительные переживания при этом усиливаются, а отрицательные ослабляются. Есть такая поговорка: «Разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половина горя». Так что, разделяя чувства своего близкого, ты не только подтверждаешь его значимость в его же глазах, но и улучшаешь его душевное здоровье, то есть как бы выступаешь в роли врача-психотерапевта.
Для построения здоровых отношений один из партнеров (а лучше каждый попеременно) может брать на себя функции психотерапевта до определенной степени. Начнем с того, что будем учиться быть хорошими слушателями для своих близких. В случае серьезных разногласий лучше обратиться к специалисту.
Что делать?
Итак, если мы хотим построить интимные отношения, мы будем обсуждать с близким человеком свои переживания, особенно наиболее волнующие нас. Это называется эмоциональной честностью.
У меня две соседки, мои приятельницы. Наши квартиры расположены в одном коридоре. Они привыкли со мной делиться своими проблемами. У одной — Тамары Ивановны — есть сын Толя. Ему 16 лет.
Около года назад Толя стал тщательно следить за своей одеждой, проводить много времени у зеркала, вообще, проявлять внимание к своей внешности. Мать, боясь за его успеваемость в школе, попыталась исправить положение (хотя, что исправлять — ведь все идет нормально, сообразно природе шестнадцатилетнего юноши!).
— Уж не ради ли той девочки, что по пять раз в день справляется у тебя о домашних заданиях, ты сегодня полчаса делаешь пробор?
56

— Не твое дело, — грубо ответил Толя.
Мать хотела отвлечь его, стала расспрашивать об учебе, но он замкнулся и ничего не стал рассказывать. Тамара Ивановна теперь очень тревожится, как бы окончательно не порвались отношения с сыном. Толя считает, что его не понимают. Тамара Ивановна считает, что ее не уважают.
У другой соседки, Веры Максимовны, проблемы посерьезнее. Ее мама лежит с последствиями инсульта в неврологической клинике. Вера Максимовна каждый день после работы ходит в больницу. Надо и покормить маму, и перестелить постель, протереть тело, чтобы не образовались пролежни.
А муж Веры Максимовны, Виктор, вслух не возражает против частых визитов жены к матери, но ведет себя при этом как обиженный, обойденный вниманием маленький мальчик. Он как бы говорит всем своим видом: «Ты мне так нужна, без твоей заботы я чувствую себя покинутым. Что же ты продолжаешь уделять внимание только матери, а не мне?»
В обоих случаях во взаимоотношениях между людьми отсутствовало подтверждение чувств. Если бы мать юноши не ставила под сомнение истинность и адекватность чувств сына, она бы не стала посмеиваться над его пробором. Кстати, желаемая цель — направить его энергию на учебу — не была достигнута. Толя стал учиться небрежнее. Дома отмалчивался. Отсутствие открытых отношений не способствует ничему хорошему, в том числе и достижениям в учебе.
Виктор, муж Веры Максимовны, не смел вслух заявить о своих претензиях на внимание жены. Он знал, что скажет жена: мама так больна и беспомощна, мой долг быть там и т.д. Вера Максимовна была бы обижена, уязвлена, что он не понимает элементарных вещей, могла бы даже обвинить мужа в черствости. Все это были бы ее защитные формы поведения.
Если у первой истории финал пока неутешительный — сын и мать испытывают отчуждение и не знают, как попра-
57

вить сложившееся положение, то у второй — финал более счастливый.
Однажды Вера Максимовна сказала:
— Я была бы рада чаще оставаться вечером с тобой, Виктор. Но ты же знаешь, что сейчас мама требует заботы.
— Не беспокойся, я тебя понимаю,— выдавил из себя Виктор, несмотря на обиду. И, удивительное дело, обида сразу куда-то делась.
— Я рада, что ты понимаешь, как я себя чувствую. Я хотела бы быть одновременно рядом и с мамой, и с тобой.
Что произошло в разговоре между Виктором и Верой? Произошло подтверждение чувств друг друга. Она сделала первый шаг навстречу. Она увидела, что он куксится, как обиженный мальчик. И своим поведением как бы сказала ему: «Я согласна с тобой. Ты совершенно прав. Мы недостаточно времени проводим вместе, мама отбирает у нас драгоценное время. Но нельзя же жить, если не делать то, что ты должен делать. Это мой долг — ухаживать за больной матерью, но я понимаю и твои нужды».
Вместо защиты своей позиции, своей безусловной правоты Вера Максимовна подтвердила только одно — его чувства реальны, истинны и уместны. Неуместных чувств не бывает. Бывает только неуместный способ их выражения.
Чувствовать обиду, негодование, раздражение, горечь, досаду нормально. А близкий человек может признать и подтвердить эти чувства. Возможно, здесь находится ключ к разрешению многих кризисов. Без подтверждения чувства (в психологических терминах — валидизации чувств) взаимоотношения могут быть испорчены непоправимым образом.
Если бы Вера не могла простить Виктору его обиду («В такой час он только о себе думает. Какой эгоист!»), то и Виктор не простил бы ей то, что она отвергла его в тот момент, когда он хотел сближения и нуждался в ней.
58

Понять чувства другого не значит согласиться с ним во всем. Это лишь означает, что ты уважаешь сходство и различие между вами. Подтверждение чувств — один из краеугольных камней хороших, прочных взаимоотношений. Иначе жизнь двоих превращается в борьбу за власть, в соревнование за занятие вершины. А мы вступаем в близкие отношения не для состязания, а для партнерства.
Признание чувств и достоинств другого человека вовсе не означает, что исключается всякая критика, высказывание недовольства. Если уж ты, моя дорогая, недовольна чем-нибудь (ну, допустим, тем, что он не воспользовался появившейся возможностью занять более высокую должность), то ты вполне можешь покритиковать его.
Об одном только прошу тебя — критикуй его действия, но не ставь под сомнение его человеческое достоинство. Разговор может идти примерно в таком ключе:
— Мне очень жаль, что ты не захотел стать руководителем группы.
— Зачем мне это нужно, зарплата увеличится всего ничего, а ответственности свалится ого-го сколько.
— Хорошо, что ты такой ответственный. Но тебе необходимо расти профессионально. Ты не упускаешь свой шанс?
На этом можно и закончить разговор. А теперь представь, что бы началось, если бы ты разговаривала как диктатор:
— Смотри, не упускай своего счастья. Теперь ты должен занять это место.
— Без тебя знаю.
— Много ты знаешь. Вечно позволяешь другим себя обойти, размазня.
О какой прочности отношений можно говорить в такой ситуации?!
Для построения близких доверительных отношений, может быть, много усилий и не потребуется. При условии, что во взаимоотношениях есть самое главное — доверие, честность, открытость.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Меринов А. В., д.м.н. Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Эпискрипт в “алкогольном браке”
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Владината Петрова. Почему жена не понимает меня?
  • Шовадаева Мария Ивановна. Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья»
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Притча «Что такое»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологичесике игры с детьми 'Когда я грущу'
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Улитова Елена. О любви, логических уровнях и профессионализме
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Притча «История одной любви»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Тиханова Ольга Александровна. Сценарий развлечения «День ромашек» «8 июля — День семьи, любви и верности» вторая младшая группа
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Берн Эрик. Секс в человеческой любви.
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Томилина Светлана Юрьевна. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Моя семья».
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Шакина Юлия Сергеевна. Конспект занятия «День любви, семьи и верности».
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Каткова Анжела Николаевна. Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.
  • Притча «Слова любви»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Нигуренко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
  • Закономерности психических систем
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь