Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 26014

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В XVII в. пришло убеждение, что это можно объяснить с позиций механики. Немецкий астроном Иоганн Кеплер высказал мнение, что глаз действует, по сути, как обычный оптический инструмент.
В XVIII и XIX столетиях было установлено, что нервы и мышцы обладают электрической возбудимостью. Однако понимание того, что нервы и мышцы действительно работают, генерируя «животное» электричество, пришло далеко не сразу. Итальянский ученый Луиджи Гальвани разрешил эту проблему только в самом конце XVIII в., а немецкий биолог Эмиль Дюбуа-Реймон вновь вернулся к ней в начале следующего столетия. Ему и его сотрудникам впервые удалось измерить электрические потенциалы живых действующих нервов и мышц.
В XIX в. с развитием технических средств ведения войны увеличилось число ее жертв, и медики смогли определить точную локализацию повреждений мозга у солдат с несмертельными ранениями головы. Клинические наблюдения, позволяющие связать определенные психические нарушения с повреждением определенных участков мозга, по-прежнему служат основным источником важнейшей информации.
Австрийский анатом Франц Иосиф Галль сделал еще один шаг в вопросе о локализации сенсорных (чувствительных) и моторных (двигательных) зон мозга. Он предположил, что все умственные способности человека могут быть определены по расположению шишек на черепе, лежащих над соответствующими участками мозга. Эта, сегодня уже исчезнувшая наука, названная френологией, вскоре потеряла популярность. Аналогичная стратегия в изучении мозга животных оказалась более полезной. Как считали ее сторонники, функцию, за которую ответственна та или иная область мозга, можно выявить, если посмотреть, что произойдет при электрическом раздражении данной области. К концу XIX в. эти два исследовательских подхода — изучение последствий повреждения мозга и метод электростимуляции — позволили специалистам оценить функциональную роль отделов головного мозга, о которых мы говорили выше.
Задача нервной системы и мозга — регуляция жизнедеятельности организма и поведения человека. Основная нагрузка в регуляции поведения падает на головной мозг, в регуляции жизнедеятельности организма — на вегетативную нервную систему и эндокринную систему. Вегетативная нервная система управляет бессознательными, автоматизированными процессами, такими, как работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов.
Эндокринная система с помощью химических агентов контролирует объем крови, солевой баланс, концентрацию кислорода и глюкозы в крови и, таким образом, определяет силу и частоту сердечных сокращений, приток крови к мышцам и головному мозгу, что в свою очередь сказывается на общем состоянии активности организма и активизации отдельных его систем, например, мышечной. Эндокринная система, как и вегетативная нервная система, работает на бессознательном уровне и прямо не участвует в регуляции поведения. Но железы внутренней секреции, которые и составляют эндокринную систему, в очень значительной мере определяют, с какой скоростью используется телесная энергия.
Щитовидная железа действует как акселератор, заставляя индивида работать на высокой и низкой скорости. Из-за щитовидной железы некоторые люди всегда в движении, другие же всегда вялы. Щитовидная железа задает объем деятельности индивида в целом, независимо от того, на что он обратит энергию.
Надпочечные железы действуют наподобие ракетного запала. Когда мы нуждаемся в добавочном толчке, надпочечники внезапно высвобождают большой запас энергии. Обычно это происходит, когда мы должны сражаться или спасаться бегством.
Половые железы тоже вызывают выход энергии, и эта энергия, подобие вызываемой надпочечниками, служит источником силы для некоторых специальных целей.
Оценивая роль желез, мы не вправе считать их источником энергии и стремлений к созиданию или уничтожению; действительное их назначение — придать добавочный пыл этим стремлениям и дополнительную энергию для их осуществления. Пожилые люди, железы которых постепенно ослабевают, все еще могут творить или уничтожать, но у них обычно нет страстного возбуждения и сосредоточенной энергии, присущих более молодому возрасту.
Далее, железы не имеют никакого отношения к способу применения высвобожденной энергии. Железы коры надпочечников, например, делают мышцы рук и ног сильнее и подвижнее, но не определяют, будут ли они использованы для борьбы или для бегства. Связующим звеном между железами и мозгом является гипофиз, «главная железа», управляющая всеми другими. Гипофиз рассылает химических гонцов ко всем другим железам. В свою очередь, гипофизу «отдают приказы» низшие, более «примитивные» отделы мозга, а теми управляет кора головного мозга.
Железы внутренней секреции принимают непосредственное участие в возникновении эмоций страха и гнева. «Главная железа» выделяет гормоны, которые воздействуют на вегетативную нервную систему.
Чтобы понять, как действует вегетативная нервная система, представим себе, что происходит с человеком, готовым к реакции типа «борьба или бегство»: зрачки расширяются, чтобы пропускать больше света; частота сокращений сердца возрастает, и каждое сокращение становится более мощным, что ведет к усилению общего кровотока. Кровь отливает от кожи и внутренних органов к мышцам и мозгу. Пищеварение замедляется. Клетки печени и жировой ткани отдают в кровь больше глюкозы и жирных кислот — высокоэнергетического топлива. Это позволяет мозгу получать большую долю глюкозы. Все это обеспечивает возможность организма активно сопротивляться или избегать того, что несет в себе угрозу.
Разумеется, действия гипофиза и вегетативной нервной системы являются только частью сложного механизма, отвечающего за возникновение целого спектра разнообразных по силе и содержанию эмоций. Не только эндокринная система играет роль в психических проявлениях человека, но даже такие далекие от психических особенности, как тип развития зародышевых трубок эмбриона, могут определять специфику поведения человека.
Общеизвестно, что в очень ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трехслойную трубку, внутренний слой которой превращается в желудок и легкие, средний слой — в кости, мышцы, соединительную ткань и кровеносные сосуды, внешний же слой — в кожу и нервную систему.
Обычно эти три слоя растут примерно в одинаковом темпе, так что средний человек является правильной комбинацией мозга, мускулов и внутренних органов. Однако иногда один из слоев разрастается больше других, в таком случае деятельность индивида нередко оказывается связанной, главным образом, именно с этим разросшимся слоем.
Можно сказать, что средний человек представляет собой сочетание разных качеств, но есть люди, преимущественно наделенные «пищеварительной», либо «мускульной», либо «мозговой» установкой. Они обладают, соответственно, пищеварительным, мышечным или мозговым типом тела.
Люди с пищеварительным типом тела выглядят толстыми, с мышечным — крупными, с мозговым — длинными. Это вовсе не значит, что чем выше человек, тем он смышленнее. Это значит, что, если человек, хотя бы и невысокого роста, выглядит скорее длинным, чем крупным или толстым, то он чаще всего более озабочен тем, что происходит в его голове, нежели тем, что он делает или что он ест; решающим фактором здесь является не рост, а худощавость. С другой стороны, человек, производящий скорее впечатление толстого, чем длинного или крупного, чаще проявит интерес к хорошему бифштексу, а не к блестящей идее или чудесной прогулке.
Для обозначения этих типов телосложения ученые пользуются греческими словами. Человека с преимущественным развитием внутреннего слоя, они обозначили словом эндоморф, среднего слоя — мезоморф, внешнего — эктоморф.
У большинства людей все эти качества скомбинированы вполне правильно, и нижеследующее относится лишь к крайним случаям. Интересующие нас типы легче поддаются изучению у мужчин, чем у женщин.
Висцеротонический эндоморф. Он выглядит округлым и мягким, с большой грудной клеткой, но еще большим животом. Чувствуется, что есть ему удобнее, чем дышать. У него широкое лицо, короткая толстая шея, объемистые бедра и руки от локтя до плеча, но маленькие ладони и ступни. Грудные мышцы его развиты чрезмерно. Кожа у него мягкая и гладкая, и когда он лысеет, что случается с ним обычно весьма рано, то волосы прежде всего выпадают на макушке.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Самость; Self; Selbst
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Инфляция; Inflation
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Адлер Альфред - Воспитание детей. Взаимодействие полов
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Эго; Ego; Ich
  • Невроз; Neurosis; Neurose
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Почему люди хронически лгут
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Медитация; Meditation
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Прист С. Теории сознания.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Притча «Обычное сознание - это путь»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Эго; ego
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Финальный; Final
  • Кое-что об отношениях людей
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Чувство неполноценности; sense или feeling of inferiority



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь