|
Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 42911
Автор: Вайнер Э.Н.
Название: Валеология: Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В режиме дня учащегося помимо рациональной организации учебной деятельности самого серьезного внимания заслуживает обеспечение полноценного сна как одного из важнейших средств восстановления состояния организма и работоспособности.
В настоящее время не подвергается сомнению, что сон – не пассивное состояние отдыха, а активное состояние мозга и всего организма (см. гл. 5). В последнем во время сна происходят процессы обмена веществ (интенсивность которых определяется полноценностью сна) преимущественно анаболического характера, направленные на компенсацию возникших в состоянии бодрствования изменений. В ЦНС же во время сна идут процессы, связанные со систематизацией полученной накануне информации. В этот период последняя перерабатывается, «сортируется» в зависимости от ее важности: что-то уходит в глубины подсознательного, другое переводится в резервы долговременной памяти, третье, наоборот, извлекается из глубин памяти в сферу сознательного. Важно, что самочувствие человека утром во многом определяется тем, насколько полно прошла «обработка» информации во время сна: если этот процесс завершен и мозг готов вновь воспринимать новую информацию, то человек просыпается бодрым и отдохнувшим («утро вечера мудренее»), и освобожденный от информации мозг готов в полном объеме выполнять интеллектуальную деятельность; если же «переработка» информации не завершена, то, оставшись в сфере сознательного, она затрудняет умственную деятельность, делает ее малопродуктивной. Вот почему так важно обеспечить условия для нормального сна. В решении этой проблемы не должно быть мелочей, и эти условия должны определенным образом регламентироваться. К ним следует отнести: – поведение человека непосредственно перед сном: спокойная обстановка, стереотипные действия, предшествующие сну (например, чтение литературы, прогулка, гигиенические процедуры и т.д.); – строго определенное время отхода ко сну; – привычная и удобная кровать; – чистый и свежий воздух в помещении; – отсутствие раздражителей, которые делают сон поверхностным и неполноценным (неудобное ложе, шум, яркий свет и др.), и т.д. Главным критерием полноценности сна является самочувствие проснувшегося человека, который утром должен быть бодрым, отдохнувшим и с удовольствием включающимся в повседневную активность. С учетом указанных выше задач, поставленных перед режимом дня, и особенностей изменения жизнедеятельности школьников в течение суток можно рекомендовать следующий режим дня. Примерная схема режима дня для учащегося, занимающегося в 1-ю смену (начало занятий в 8 час. 30 мин.). Вид деятельности Возраст учащихся в годах, классы 6-10 (1–4 классы) 11-14 (5–8 классы) 15-17 (9-11 классы) Подъем 7.00 7.00 7.00 Утренняя зарядка, туалет, уборка постели 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 Завтрак 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50 Сборы и дорога в школу 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20 Занятия в школе, факультативы 8.30-12.30 8.30-13.30 8.30-14.30 2-й завтрак в школе Около 11 часов Около 11.30ч. Около 12ч. Дорога из школы 12.30-13.00 13.30-14.00 14.30-15.00 Обед 13.00-13.30 14.00-14.30 15.00-15.30 Просмотр периодической печати, телепрограмм, работа по дому 13.30-15.00 14.30-16.00 15.30-16.30 Приготовление домашних заданий 15.00-16.30 16.00-18.00 6.30-19.00 Занятия физкультурой, игры, прогулка 16.30-19.00 18.00-20.00 19.00-20.30 Ужин 19.00-19.30 20.00-20.30 20.30–21.00 Занятия по интересам 19.30-21.00 20.30-21.30 21.00-22.00 Приготовление и отход ко сну 21.00-21.30 21.30-22.00 22.00-22.30 Примерная схема режима дня для учащегося, занимающегося во 2-ю смену (начало занятий в 13 час. 30 мин.) Вид деятельности Возраст учащихся в годах, классы 8-10 (2–4 классы) 11-14 (5–8 классы) 15-16 (9–10 классы) Подъем 7.00 7.00 7.00 Утренняя зарядка, туалет, уборка постели 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 Завтрак 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50 Прогулка, работа по дому 7.50-8.30 7.50-8.30 7.50-8.30 Приготовление домашних заданий 8.30-10.00 8.30-10.30 8.30–11.00 Занятия физкультурой, игры, прогулка 10.00-12.30 10.30-12.30 11.00-12.30 Обед 12.30-13.00 12.30-13.00 12.30-13.00 Дорога в школу 13.00-13.20 13.00-13.20 13.00-13.20 Занятия в школе 13.30-17.30 13.30-18.30 13.30-19.30 Полдник в школе Около 16.00 ч. Около 16.30 ч. Около 17.00 ч. Дорога из школы 17.30-71.50 18.30-18.50 19.30-19.50 Игры на свежем воздухе, прогулка 17.50-19.00 18.50-20.00 19.50-20.30 Ужин 19.00-19.30 20.00-20.30 20.30-21.00 Просмотр периодической печати, телепрограмм, занятия по интересам 19.30-21.00 20.30-21.30 21.00-22.00 Приготовление и отход ко сну 21.00-21.30 21.30-22.00 22.00-22.30 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|