А. Роше. КТО Я?

- Оглавление -



ПЕРЕЖИВАЛКА


  1. ПЕРЕЖИВАЛКА

    Следующие три сравнения могут помочь нам понять природу так называемой переживалки, – непосредственно воспринимаемой психической "субстанции", которая реагирует на происходящее.

    1.1. Переживалка подобна жидкому проводнику, окружающему "я" и существо.

    Переживалка проводит сигналы:

    • сигналы, приходящие извне через органы чувств, – зрительные, звуковые, обонятельные, вкусовые и осязательные,
    • сигналы, исходящие от существа,
    • сигналы, которые берут начало в "я".

    1.2. Переживалка подобна магнитной ленте, на которой остаются следы всех событий, повлиявших на человека начиная со времени его пребывания в материнской утробе.

    Физиологическим носителем переживалки служит нервная система.

    • Благоприятные события оставляют благоприятные следы.
    • Неблагоприятные события оставляют неблагоприятные следы, такие как страхи, душевные терзания, озлобленность, напряженность, нервозность и т.п.

    1.3. Переживалку можно сравнить с рупором. Это происходит тогда, когда она усиливает сигналы, исходящие из внешнего и внутреннего мира.

    Но иногда переживалка искажает события и сигналы. Именно это происходит в случаях, когда она травмирована или находится в измененном состоянии.

  2. БЛАГОПОЛУЧНАЯ И ТРАВМИРОВАННАЯ ПЕРЕЖИВАЛКА

    2.1. В тех областях переживалки, которые не принимали никаких травмирующих ее сигналов, царит гармония и согласие. Такая переживалка может быть развита для проведения точных и все более тонких сигналов. Она может также стимулироваться новыми сигналами, так что в ней может пробудиться, например, эстетический вкус к той или иной форме искусства. Благополучная переживалка живо откликается на все происходящее.

    2.2. Однако в тех областях, которые продолжительное время принимали извне неблагоприятные сигналы, вызывавшие у человека чувство незащищенности, остаются следы. В этом случае мы можем говорить о травмированной переживалке. В качестве примера можно было бы привести переживалку детей, психологически отвергавшихся отцом или матерью.

    Травмированная переживалка дает о себе знать повторяющимися несоразмерными реакциями в тех областях, где были нанесены травмы.

    2.3. У одного и того же человека в переживалке имеются, как правило,

    • благополучные, гармоничные области, где переживалка не травмировалась, и
    • неблагополучные, травмированные области.

    2.4. Возможны также внешне благополучные реакции, скрывающие глубинные неблагополучные процессы в переживалке. Человек в свое время совладал с этими процессами и взял их под контроль. Однако они не исчезли и неявно присутствуют в нем до сих пор.

    Далее мы переходим к рассмотрению феномена травм, запечатленных в переживалке, поскольку травмы эти служат препятствием к достижению полной гармонии личности и мешают ей в полной мере проявлять свои возможности.

  3. СТРАДАНИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В ПЕРЕЖИВАЛКЕ

    3.1. Как причиняются такие страдания?

    • Когда дети еще малы, и не в силах постоять за себя, они очень зависят от людей, которые их окружают, в особенности от родителей. Если родители не дают им права быть самими собой, то есть права осуществлять заключенные в них возможности, дети не могут развивать то, что они представляют собой в действительности. В результате они испытывают очень глубокое и, в зависимости от важности перечеркнутых возможностей, более или менее острое страдание.

    • Чтобы не быть уничтоженными этим невыносимым для них страданием, дети, сами того не сознавая, строят защитные механизмы, при посредстве которых страдание "запечатывается" в глубине переживалки и тем самым запечатлевается в ней. Это позволяет детям выжить. Таким образом в переживалке создаются многочисленные скрытые очаги боли.

    • Это не приводит к остановке развития, но может затруднить последнее или вызвать его отклонение. Отдавая все силы развитию тех сторон личности, которые находят одобрение окружающих, человек может даже выглядеть счастливым и хорошо устроенным. Но в действительности за этим благополучным фасадом скрываются боль и пустота. Временами человек сознает ее, но не знает, что ее породило.

    • Когда человек становится взрослым, эти скрытые очаги боли не исчезают. Они дают о себе знать в форме повторяющихся несоразмерных реакций на определенные события и ситуации или на определенных людей, напоминающих переживалке о перенесенных ею страданиях. Не следует приписывать подобные реакции характеру человека, как это нередко делается; они являются симптомами глубоко скрытых очагов боли и, следовательно, симптомами психологических "травм", полученных в далеком прошлом, иногда даже в период внутриутробного развития.

    • Наконец, причиной таких скрытых очагов боли может служить не только неблагоприятное отношение окружающих людей, но и чисто физические травмы, – например, родовая травма или хирургическое вмешательство. В этом случае болевой очаг является результатом тревоги, пережитой ребенком в одиночестве, и не смягченной присутствием отца или матери.

    3.2. Мы можем исцелиться от страданий прошлого

    Исцеление от страданий прошлого – очень долгий процесс, и длится он тем дольше, чем глубже была вытеснена боль.

    Чтобы добраться до этих страданий, надо начать работать с симптомами – повторяющимися несоразмерными реакциями. Когда случается реагировать таким образом, следует отстраняться от наличной ситуации и обращаться к своему прошлому, задавая себе следующие три вопроса:

    • С каких пор я начал так болезненно на это реагировать?
    • Кто в прошлом причинил мне боль?
    • Как это произошло?

    Мало-помалу внутренние ощущения, которые лежат в основе повторяющихся несоразмерных реакций, будут раскрывать вам свое содержание. Двигаясь в этом направлении, со временем можно вернуться к первоначальной травме. После того, как скрытые мучительные ощущения выявлены и выражены, изжиты, связанные с ними несоразмерные реакции исчезают. И не удивительно, – ведь они представляют собой не более чем симптомы.

  4. ЗДОРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТРАДАНИЮ

    Любые наши страдания требуют серьезного к себе отношения.

    Наша переживалка страдает от превратностей жизни. Вместо того, чтобы закалять себя, вырабатывая нечувствительность к боли, лучше полностью пережить ее, вплоть до слез, и дождаться, пока она не утихнет. Через некоторое время переживалка успокоится.

    Однако если боль упорно нас не покидает, надо спросить себя, нет ли в этом страдании чего-то несоразмерного. Если есть, значит был затронут какой-то скрытый очаг боли. Уместно было бы рассмотреть эту реакцию более обстоятельно. Такому рассмотрению может способствовать помощь специалиста. Оставаясь наедине с этим страданием, человек может взвалить на себя такую ношу, от которой будет не в силах избавиться.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 600
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 150



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь