Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

- Оглавление -



Примечания

  1. In Time and Eternity, A Jewish Reader, edited by Nahum N.Glatzer (New York: Schocken Books, 1946).

  2. Правда, такое использование термина "искусство" не согласуется с терминологией Аристотеля, который разграничивает "искусство изготовления" и "искусство пользования".

  3. Самоубийство как патологический феномен не противоречит этому общему принципу.

  4. Под "наукой о человеке" я имею в виду более широкое понятие, чем конвенциональное понятие антропологии. Линтон употреблял термин "наука о человеке" в сходном смысле. См. The Science of Man in the World Crisis, ed. by Ralph Linton, Columbia University Press, New York, 1945.

  5. Аристотель. Никомахова этика, 1102а, 17-24, – Соч. в 4-х томах т. 4. М., 1984.

  6. Там же, 1099а, 3-5.

  7. Б. Спиноза. Этика Часть III, опред. 6, М.-Л., 1932.

  8. Ср. Там же, ч. IV, теорема 24.

  9. Ср. Там же. Предисловие.

  10. Маркс высказал точку зрения, сходную спинозовской: "Чтобы знать, что полезно для собаки, – говорит он, – надо изучить природу собаки. Эта природа сама по себе не может быть выведена из принципа полезности. Если приложить это к человеку, то тот, кто стал бы оценивать все человеческие поступки, движения, отношения и т. д., исходя из принципа полезности, должен был бы сначала иметь дело с человеческой природой вообще, а затем с человеческой природой, модифицированной каждой исторической эпохой. Бентам легко разделывается с этим. С полнейшей наивностью он принимает современного лавочника и в частности английского лавочника, за нормального человека". – Ср. Карл Маркс, Капитал, т. 1, М. 1978, с. 623.

    Спенсеровский взгляд на этику, несмотря на значительные философские отличия, также состоит в том, что "хорошее" и "плохое" зависит от особенностей ситуации человека, а наука о поведении основывается на нашем знании человека. В письме к Дж.С.Миллю Спенсер говорит: "Точка зрения, на которой я настаиваю, состоит в том, что нравственность, т.е., так называемая наука о правильном поведении, должна установить, как и почему одни способы поведения пагубны, а другие – благодетельны. Эти хорошие и плохие результаты не могут быть случайными, а являются необходимыми следствиями устройства вещей" – Цит. по кн. Spenser. The Principles of Ethics, vol. I, New York, 1902, p. 57.

  11. John Dewey and James H. Tufts. Ethics. N.Y. 1932, p. 364.

  12. John Dewey. Problems of Men, N.Y. 1946, p. 254.

  13. Ibid., p. 260.

  14. John Dewey, "Theory of Valuation", in International Encyclopedia of Unified Science, Chicago, 1939, XI, No. 4, p. 34.

  15. John Dewey. Human Nature and Conduct. N.Y. 1930, pp. 34 f.

  16. Ibid., p. 36.

  17. Утопии скорее дают образы целей, чем указывают средства для их осуществления, и все же они не лишены смысла; напротив, некоторые утопии внесли огромный вклад в прогресс мысли, не говоря уже о том, что они значили для поддержания веры в будущее человека.

  18. John Dewey. Human Nature and Conduct, p. 86.

  19. Небольшим по объему, но значительным вкладом в проблему ценностей с точки зрения психоаналитического рассмотрения является статья Патрика Малэхи "Ценности, научный метод и психоанализ" (Patrik Mullahy. Values, Scientific method and Psychoanalysis", Psychiatry, May, 1943). В то время как я просматривал рукопись данной моей книги, была опубликована работа Дж.К.Фладжела "Человек, нравственность и общество" (J.C.Flugel. Man, Morals and Society, N.Y. 1945), которая представляет собой первую систематическую и серьезную попытку психоаналитика применить открытия психоанализа к этической теории. Очень ценную постановку проблем и глубокую критику – хотя и идущую дальше, чем нужно – психоаналитического взгляда на этику, можно найти в кн. Mortimer J. Adler. What Man Has Made of Man. N.Y. 1937.

  20. Ср. John Dewey. Problems of Men, pp. 250-272, и Philip B. Rice, "Objectivity of Value Judgment and Types of Value Judgment", Journal of Philosophy, XV, 1934, 5-14, 533-543.

  21. З.Фрейд. Я и Оно. – В кн. З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989, с. 433.

  22. Более подробное рассмотрение совести – в главе IV.

  23. The Psychoanalytic Review, XXXI, No. 3, July, 1944, p. 329-335.

  24. S. Freud, New Introductory Lectures on Psychoanalysis, N.Y. 1937, pp. 240-241.

  25. Я употребил этот термин безотносительно к терминологии экзистенциализма. Во время редактирования рукописи я познакомился с работами Жан-Поля Сартра "Мухи" и "Экзистенциализм – это гуманизм". Я не считаю, что есть основания для каких-то изменений или дополнений. Хотя существуют определенные точки совпадения, я не берусь установить степень согласия, поскольку не имел еще доступа к основным философским произведениям Сартра.

  26. Четыре темперамента символизировались четырьмя элементами: холерический = огонь = теплый и сухой, быстрый и сильный; сангвинический = воздух = теплый и влажный, быстрый и слабый; флегматический = вода = холодный и влажный, медленный и слабый; меланхолический = земля = холодный и сухой, медленный и сильный.

  27. Ср. также Charles William Morris. Paths of Life. N.Y. 1942. (применение им типологии темпераментов к культурным явлениям).

  28. Свидетельством смешения темперамента и характера служит тот факт, что Кречмер, вообще последовательный в обращении с понятием темперамента, дал своей книге название "Телосложение и характер" вместо "Темперамент и телосложение". Шелдон, чья книга озаглавлена "Разновидности темперамента", тем не менее, путался при клиническом применении своей концепции темперамента. Его "темпераменты" включают чистые свойства темперамента, смешанные с чертами характера, как они обнаруживаются в личностях определенного темперамента. Если большинство субъектов определенного типа темперамента не достигли полной эмоциональной зрелости, они обнаружат определенные черты характера, которые имеют сродство с этими темпераментами. Примером может служить неразборчивая общительность, которую Шелдон причисляет к свойствам висцеротонического темперамента. Но только незрелый, неплодотворный висцеротоник будет неразборчиво общителен; плодотворный висцеротоник будет разборчив в общении. Черта, указанная Шелдоном, – это не свойство темперамента, а черта характера, часто проявляющаяся при определенном темпераменте и телосложении, свидетельствуя, что большинство субъектов этого типа принадлежат к одинаковому уровню зрелости. Поскольку метод Шелдона полностью основан на статистической корреляции "черт" и телосложения без всякой попытки теоретического анализа этого характерного синдрома, ему трудно было избежать ошибки.

  29. Leland E. Hinsie and Jacob Shatzky. Psychiatric Dictionary, N.Y. 1940.

  30. Если читатель желает начать с картины всех типов, он может обратиться к схеме на с. 113-114.

  31. См. с. 112. Предложенное описание неплодотворных ориентаций, за исключением рыночной, следует клинической картине прегенитального характера у Фрейда и других авторов. Теоретическое различие становится очевидным при обсуждении стяжательского характера.

  32. Исследование истории и функций современного рынка см. в кн. K.Polanyi. The Great Transformation. N.Y. 1944.

  33. То, что отношение к себе и отношение к другим взаимосвязаны, будет объяснено в главе IV.

  34. Различие между сообразительностью и разумом будет рассмотрено позднее на с. 101-102.

  35. См. Ernest Schachtel, "Zum Begriff und zur Diagnosis der Personelichkeit in "Personality Tests", Zeitschrift für Sozialforschung, Jahrgang 6, 1937, pp. 597-624.

  36. См. с. 113 и след.

  37. Hal Falvey. Ten Seconds That Will Change Your Life. Chicago, 1946.

  38. Термин "плодотворность", используемый в данной книге, означает расширительное толкование понятия спонтанности, описанного в "Бегстве от свободы".

  39. Но авторитарный характер склонен не только подчиняться, он хочет еще и властвовать над другими. В действительности, у него наличествуют всегда и садистская, и мазохистская сторона, и они отличаются соответственно лишь уровнем их силы и их подавления. (См. рассмотрение авторитарного характера в "Бегстве от свободы", с. 124-153 и след.).

  40. Интересную, хотя и незавершенную, попытку анализа плодотворного мышления представляет посмертно опубликованная работа Макса Вертхеймера "Плодотворное мышление" (Max Wertheimer. Productive Thinking, N.Y. 1945). Некоторые из аспектов плодотворности затрагивали Мюнстерберг, Наторп, Бергсон и Джемс; Брентано и Гуссерль – при анализе психического "акта"; Дильтей – при анализе художественного творчества, а также О.Шварц в "Медицинской антропологии" (О. Schwarz. Medizinische Anthropologie, Leipzig, 1929). Во всех этих работах, однако, проблема не рассматривалась в связи с характером.

  41. Аристотель. Никомахова этика. 1098 а, 8.

  42. Там же, 1098 в, 32 – 1099 а, 4.

  43. Спиноза. Этика. IV. Определение 8.

  44. Там же, IV. Предисловие.

  45. Там же, IV. Теорема 20.

  46. Гете. Фауст. – Пер. Н.Холодковского.

  47. Там же, часть II, акт V. – Пер. Б.Пастернака.

  48. Г.Ибсен. Пер Гюнт, действие V, сцена VI. – Собр. соч. Т. 2. М., 1956, с. 599-601.

  49. Это понятие отношения как синтеза общности и уникальности во многом сходно с понятием "обособленность-привязанность" у Чарльза Морриса в кн. "Пути жизни" (Charles Morris. Paths of Life, N.Y. 1942), единственное отличие в том, что у Морриса в основу положен темперамент, а у меня – характер.

  50. Глава IV. Себялюбие. Любовь к себе. Личный интерес.

  51. Ср. Аристотель о любви: "Кажется, что дружба состоит скорее в том, чтоб любить друга самому, а не в том, чтоб быть любимым им. Это видно по тому наслаждению, какое испытывает мать от любви к детям. Ибо иногда матери отдают своих детей на воспитание другим людям, и зная, что это их дети и любя их, они не ищут ответной любви, раз невозможно и любить и быть любимой, но им, как видно, довольно видеть, что с их детьми все хорошо, и они отдают им свою любовь, даже если по неведению дети не воздают матери того, что ей полагается". – "Никомахова этика". 1159 а, 27-33.

  52. Max Wertheimer. Productive Thinking. N.Y., 1945, p. 167. См. также p. 192.

  53. См. рассмотрение этого вопроса в "Идеологии и утопии" К.Мангейма (K.Mannheim. Ideology and Utopia. N.Y., 1936). См. перевод фрагментов указанной работы в кн. Утопия и утопическое мышление. М. 1991. С. 113-169. – Прим. перев.

  54. Включая любовь, которая рассматривалась вместе с другими проявлениями плодотворности ради более полного описания природы последней.

  55. Значение понятий, заключенных в скобки, будет объяснено в следующем разделе.

  56. См. Erich Fromm. "Selfishness and Self-Love", Psychiatry, November, 1939. Предложенное рассмотрение себялюбия и любви к себе отчасти повторяет эту раннюю статью.

  57. Iohannes Calvin. Institutes of the Christian Religion, trans. by John Alien (Philadelphia: Presbyterian Board of Christian Education, 1928), в частности Book III, Chap. 7, р. 619. Со слов "ибо как самая..." перевод мой с латинского оригинала – Iohannes Calvini Institutio Christianae Religionis. Berolini, 1935, par. I, p. 445.

  58. Ibid., Chap. 12, par. 6, p. 681.

  59. Ibid., Chap. 7, par. 4, p. 622.

  60. Следует отметить, что даже любви к ближнему, хотя это один из основных догматов Нового Завета, Кальвин не придавал должного значения. Явно противореча Новому Завету, Кальвин говорит: "То, из-за чего ученые мужи высказываются за превосходство милосердая над верой и надеждой, это просто игра больного воображения..." – Op. cit, Chap. 24, par. I, p. 531.

  61. Вопреки выдвижению Лютером на первый план духовной свободы индивида, его теология, хотя и отличается во многом от кальвиновской, проникнута той же убежденностью в изначальном бессилии и ничтожестве человека.

  62. Ср. И.Кант. Критика практического разума, ч. I, кн. I, гл. I, пар. VIII, примеч. II. – И.Кант. Сочинения в шести томах, т. 4 (ч. I). М., 1965., с. 356.

  63. Там же, ч. 1, кн.1, гл. III, с. 415-416.

  64. И.Кант. Основы метафизики нравственности, разд. второй. – Указ. соч., с. 285

  65. И.Кант. Критика практического разума, ч. 1, кн. 1, гл. III. – Указ. соч., с. 389.

  66. И.Кант. Метафизика нравов, ч. 1, § 49. – Указ. соч., т. 4 (ч. 2), с. 239-240.

  67. Там же, с. 242.

  68. Ср. И.Кант. Религия в пределах только разума, ч. 1. – И.Кант. Трактаты и письма. М., 1980, с. 89-124.

  69. Чтобы слишком не затягивать эту главу, я рассмотрю только современную философию. Изучающие философию знают, что Аристотель и Спиноза в своей этике считали любовь к себе добродетелью, а не пороком, в отличие от Кальвина.

  70. Max Stirner. The Ego and His Own, trans. by S.T.Byington, London: A.C.Fifield, 1912, p. 339.

  71. Одна из его позитивных формулировок такова: "Но как человеку обходиться со своей жизнью? Пусть она будет подобна свече, которую он зажег... Наслаждение жизнью – вот на что употребляется жизнь". Ф. Энгельс ясно увидел односторонность штирнеровских формул и попытался преодолеть ложную альтернативу между любовью к себе и любовью к другим. В письме к Марксу, где он рассматривает книгу Штирнера, Энгельс пишет: "Если, однако, конкретный и реальный индивид является истинной основой для нашего "человечного" человека, то очевидно, что эгоизм – конечно, не только штирнеровский эгоизм разума, но также и эгоизм сердца составляет основу нашей любви к человеку". – Marx-Engels Gesamtausgabe. Berlin: Marx-Engels Verlag, 1929, p. 6.

  72. Фридрих Ницше. Воля к власти, 246, 326, 369, 373 и 728. – Полное собр. соч., т. 9. М., 1990.

  73. Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла, 258. – Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1990, с. 380.

  74. См. G.A.Morgan. What Nietzsche Means. Cambridge Harvard University Press, 1943.

  75. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. – Сочинения, т. 2, с. 43-44.

  76. Фридрих Ницше. Воля к власти, 785.

  77. Там же, 935.

  78. Так говорил Заратустра, с. 44.

  79. Там же, с. 64.

  80. См. Фридрих Ницше. Сумерки идолов, 35. – Соч., т. 2, с. 561; Ессе Homo, – там же, с. 699-700; Nachlass. Nietzsche werke. Leipzig. A.Kroener, pp. 63-64.

  81. Такое положение вещей было подвергнуто пристальному рассмотрению в работах: Karen Horney. The Neurotic Personality of Our Time (New York: W.W.Norton and Company, 1937; Robert S. Lynd. Knowledge for What? (Princeton University Press, 1939).

  82. Б.Спиноза. Этика. VI. Теорема 20.

  83. Уильям Джемс очень четко выразил эту концепцию: "Чтобы иметь Я, о котором я мог бы заботиться, – говорит он, – природа должна наделить меня неким предметом, достаточно интересным, чтобы заставить меня инстинктивно желать его присвоения... Мое тело и то, что служит его потребностям, являются таким примитивным, обусловленным инстинктами предметом моих эгоистических интересов. В процессе эволюции интересными могут становиться другие предметы посредством связи с такими вещами, как средства или привычные сопутствующие обстоятельства; итак, тысячами способов примитивная сфера эгоистических эмоций может расширяться и изменять свои границы. Этот вид интереса реально соответствует значению слова "мой". – Principles of Psychology, New York, 1896. 1. p. 319, 324. В другом месте Джемс пишет: Ясно, что трудно разграничить то, что человек называет Я, и то, что он просто называет "мое". Мы чувствуем и действуем относительно определенных вещей, которые принадлежат нам, так же, как мы чувствуем и действуем относительно самих себя. Наша репутация, наши дети, дело наших рук могут быть нам так же дороги, как наше тело, а в случае если они приносят нам ущерб, в нас рождаются те же ответные чувства и действия... Однако в самом широком смысле человеческое Я представляет собой суммарный итог всего, что человек может назвать своим, не только свое тело и свои психические силы, но и свою одежду и дом, свою жену и детей, предков и друзей, свою репутацию и работу, свою землю и лошадей, свою яхту и счет в банке. Все эти вещи вызывают в нем одни и те же эмоции. Если этих вещей все больше или они в отличном состоянии, он чувствует триумф, если же их становится все меньше и они ухудшаются, он чувствует уныние – не обязательно в одинаковой степени по отношению к каждой вещи, но во многом то же самое по отношению ко всем им". – Ibid., 1. р. 291-292.

  84. Пиранделло в своих пьесах отразил это понятие Я и связанное с ним сомнение в себе.

  85. Г.Ибсен. Пер Гюнт, действ. IV. – Собр. соч., т. 2. М., 1956, с. 507.

  86. In Time and Eternity, ed. by N.N.Glatzer. N.Y., Schocken Books 1946.

  87. На это отчетливо указал Фрейд в своей ранней концепции Я-идеала.

  88. Более подробный анализ отношений совести и авторитета содержится в моем рассмотрении данного предмета в Studien über Autorität und Familie, ed. by M.Horkheimer, Paris, 1934.

  89. Идея о том, что человек сотворен "по образу Божьему", выходит за пределы авторитарной структуры этой части Ветхого Завета и фактически представляет собой другой полюс, вокруг которого развивалась иудеохристианская религия, особенно в лице ее мистических представителей.

  90. Ф.Ницше. Генеалогия морали, II. 16. – Указ. соч., т. 2, с. 460-462.

  91. Там же, с. 461.

  92. См. рассмотрение анонимного авторитета в демократическом обществе в "Бегстве от свободы", гл. 5, ч. 3. – Э.Фромм. Бегство от свободы. М., 1990, с. 158-174.

  93. Письмо Ф.Кафки к своему отцу, в котором он пытается объяснить, почему всегда боялся его, представляет в этом отношении классический документ. Ф.Кафка. Избранное. М., 1989, с. 509-537.

  94. Софокл. Антигона. Эписодий третий. Перевод Ф.Ф.Зелинского. – См. Софокл, Драмы. М. 1990. с. 145.

  95. Ф.Ницше. Генеалогия морали. II, 3. – Указ. соч. т. 2 с. 441. См. также описание совести у Хайдеггера – М.Heidegger. Sein und Zeit, 54-60, Halle a. s., 1927.

  96. Цит. по: J.LaFarge. A Talk about Hokusai (W.C.Martin, 1896). Ср. Б.Г.Воронова. Кацусика Хокусай. М. 1975. с. 72. – Прим. перев.

  97. Ф.Кафка. Избранное. М. 1989. с. 34.

  98. Там же. с. 150.

  99. См. Н.Marcuse. "Zur Kritik des Hedonismus", Zschft. f. Sozialforschung, VII, 1938.

  100. Аристотель. Никомахова этика, 1173в, 21 и след.

  101. Там же, 1176а, 15-30.

  102. Там же. кн. VII. 11-13 и кн. X. 4, 7, 8.

  103. Спиноза. Этика, ч. III, Определение аффектов, 2. – Указ. соч. с. 127.

  104. Там же, теорема 42.

  105. H.Spenser. The Principles of Ethics (New York. 1902), vol. 1.

  106. Ibid, pp. 79, 82.

  107. Ibid, p. 99.

  108. Ibid., р. 183.

  109. Ibid., р. 159.

  110. Не представляется необходимым указывать на ошибочность предположения, высказанного Бентамом, что все удовольствия сходны по качеству и различаются лишь количественно. Вряд ли кто-нибудь из психологов еще разделяют эту точку зрения, хотя популярная идея "развлечения" подразумевает, что все удовольствия качественно схожи.

  111. Эта проблема подвергалась анализу в великолепной работе G.Bally. Vom Ursprung und den Grenzen der Freiheit. B.Schwabe Co., Basel, 1945.

  112. Поскольку в данном случае я хочу подчеркнуть различие между удовольствием дефицита и удовольствием избытка, вряд ли стоит вдаваться в подробности проблемы голода – аппетита. Достаточно сказать, что в аппетите всегда наличествует доля настоящего голода. Психологическая основа функции насыщения ориентирует наши ощущения таким образом, что полное отсутствие голода свело бы аппетит к минимуму. Однако немаловажное значение имеет здесь и мотивация.

  113. В классическом выражении "Omne animal triste post coitum" (Всякое животное печально после соития) дан идеальный образ сексуального удовлетворения на уровне дефицита в применении к людям.

  114. H.Spenser. Principles of Ethics, vol. 1, p. 99.

  115. Ibid., р. 161.

  116. Антуан де Сент-Экзюпери в своем "Маленьком принце" превосходно описал эту ситуацию.

  117. H.Spenser. Op. cit., p. 138.

  118. Ibid., p. 186.

  119. A.Hitler. Mein Kampf. New York, Reynal and Hitchcock, Inc., 1939, p. 710.

  120. Распространенная, хотя и несколько искаженная, версия высказывания Тертуллиана: "Mortuus est Dei filius; credible est quia ineptum est: et sepultus ressurexit; certum est quia impossibile est" / Умер сын божий – заслуживает доверия, ибо нелепо; умерший воскрес – не подлежит сомнению, ибо невозможно (лат.).

  121. Английское слово "воспитание" (education) происходит от латинского e-ducere, буквально – вести вперед или делать явным нечто, наличествующее потенциально. Воспитание в этом смысле ведет к существованию (existence), которое буквально означает становление, выведение из состояния возможности в состояние проявленной реальности.

  122. Р.Нибур, представитель современной нео-ортодоксальной теологии, опять вывел на свет лютеровскую позицию, комбинируя ее парадоксальным образом с прогрессивной политической философией.

  123. Обе эти противоположные стороны фрейдовской установки нашли место в его работе "Будущее одной иллюзии".

  124. На эту идею обратили пристальное внимание К.Голдстейн, Г.С.Салливэн и К.Хорни.

  125. Предлагаемое рассмотрение невроза и дефекта частично взято из моей статьи "Individual and Social Origins of Neurosis", – American Sociological Review, IX, No. 4 (August, 1944).

  126. Спиноза. Этика. IV, теорема 44, схолия. – Указ. соч. с. 171.

  127. Книга А.Ранульфа "Моральное негодование и средний класс" дает отличную иллюстрацию этого феномена. Книга могла бы также называться "Садизм и средний класс".

  128. H.Spenser. Op. cit., pp. 258 ff.

  129. Ibid., р. 267.
Просмотров: 4894
Категория: Библиотека » Психоанализ


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ (1912) – ПРИМЕЧАНИЯ | ПРИМЕЧАНИЯ Iddhi на свящ. языке южных буддистов пали
  • ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ (2000) – ПРИМЕЧАНИЯ | ПРИМЕЧАНИЯ Палийское слово iddhi 150 синоним санскритского сиддхи,т.
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ОТ АВТОРА Как-то я побывал в красивом
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Неверный К этому я пришел в
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 18. Дитя природы не боится смерти Снова
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Ищу себе личину А вдруг удастся
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Змея Жизни Непонятно, как лучше сказать
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Если НИЧЕГО, то где же Выход
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Эгоизм Молекулы как движущая сила истории
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: К ПЕНИЮ ПТИЦ 1. Оглядываюсь,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 61. Нет, это только сон Снова, как
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 60. Состав рецепта Пытаюсь вспомнить сны, когда
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. Я 150 живой компьютер или пешка
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. Глаз Акулы мне поощрительно мигнул 150
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. Прощание с личностью теряет привкус тризны
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. Вот бы утонуть в этом Океане



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь