А. Роше. КТО Я?

- Оглавление -



ДРУГИЕ

Другие играют важнейшую роль в формировании нашей личности. Не все, разумеется, а только те, кого мы находим для себя значимыми, то есть те, кому мы позволяем в какой-то мере над собой властвовать, наделяя их тем самым и правом оказывать на нас влияние. Под "другими" подразумеваются не только отдельные лица, но и группы.



  1. ДРУГИЕ МОГУТ ПОМОГАТЬ ИЛИ МЕШАТЬ НАМ СТАНОВИТЬСЯ СОБОЙ

    1.1. К тем, кто нам помогает, относятся

    • любящие нас люди; они принимают нас такими, какими мы есть. Им интересны и мы сами и то, какими мы можем стать.
    • цельные люди; они уверено идут по жизни, не страдают от страхов и спокойно воспринимают наши переживания и откровения.
    • искренние люди; они не пытаются нам угодить и говорят нам то, что они о нас думают.

    1.2. Другие мешают (или помешали) нам, если их отношение к нам противоположно указанному выше, или если они вынуждают нас жить в мире ложных представлений о существе человека и его росте.

    1.3. Один и тот же человек может нам в чем-то помогать, а в чем-то мешать.

  2. ОТ ЗАВИСИМОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

    Сказанное ниже относится к детям, а также к некоторым взрослым, вступившим на путь самостоятельности. Оно относится также к тем, кто обучается под руководством наставника (студентам, стажерам, ученикам).

    2.1. Зависимость

    Мы можем выделить два типа зависимости:

      2.1.1. Ученическая зависимость

      Дети рождаются беспомощными. Они наделены богатыми потенциальными возможностями, но чтобы эти возможности воплотились в жизнь, детей нужно научить ощущать их и иметь с ними дело. На фазе ученичества, когда дети учатся быть собой и что-то делать (повседневные действия, ремесло), а также овладевают знаниями, они зависят от своих родителей и воспитателей.

      Последствия этой фазы ученичества могут быть двоякими:

      • Если воспитатели знают, как открыть ребенку самого себя и дать ему почувствовать уверенность в себе, они содействуют его вступлению на путь к свободе и самостоятельности.

      • Если воспитатели не заботятся о том, чтобы открыть ребенку самого себя, если они продолжают подчинять его своей воле, если пытаются остаться для него авторитетом в последней инстанции, они тем самым подавляют его существо, несмотря на то, что действуют, возможно, из наилучших побуждений.

      2.1.2. Отчуждающая зависимость

      Приходит время, когда человек чувствует, что он сам в состоянии принимать решения, что он способен стать самостоятельным, – по крайней мере, частично, в чем-то самостоятельным. Оставаться зависимым, будучи в состоянии самостоятельно управлять своей жизнью, значит жить в отчуждении от самого себя.

      Кто несет ответственность за это состояние отчуждения?

      • Это могут быть воспитатели, которые продолжают настаивать на подчинении воспитуемого.

      • Это может быть сам воспитуемый, который не осмеливается проявлять самостоятельность из страха обидеть тех, перед кем он чувствует себя в долгу.

      • Это могут быть и воспитатель и воспитуемый, которых такая ситуация обоюдно устраивает.

    2.2. Фаза отдаления

    Решение быть самостоятельным знаменует собой новую фазу развития человека. Наивысшей инстанцией в принятии решений для него становятся уже не указания, советы, предложения и ожидания других людей, а его собственное "я".

    Это движение к независимости может проходить сравнительно гладко,

    • если человек уверен в себе и чувствует, что ему ничто не угрожает,
    • если родители и воспитатели не пытаются удержать его в подчинении.

    Это движение к независимости может проходить очень бурно и сопровождаться сопротивлением, неприятием и агрессивными выходками,

    • если человек разрывается между желанием быть самим собой и в то же время не отсекать пуповину,
    • если родители, воспитатели или другие значимые лица желают сохранять над ним свое влияние, – либо из собственнических побуждений, либо из страха перед возможными последствиями его самостоятельных решений.

    Эту фазу отдаления иногда также называют фазой обратной зависимости, "зависимости наоборот". Подобная зависимость типична для подростков. Однако и человек взрослого возраста может оставаться подростком в психологическом смысле. В ходе учебных курсов программы ДАР люди нередко сознают, сколь отчуждены они от себя и сколь велики существующие у них возможности быть самими собой. Вследствие этого они входят в фазу психологического подросткового возраста, – фазу, как правило, бурную и очень сложную для них, равно как и для их близких.

    2.3. Самостоятельность

    Отличительным признаком этой фазы служит ощущение свободы по отношению к значимым для нас лицам в сочетании с уважительным отношением к ним.

    Достаточно окрепнув и обретя уверенность в себе, мы можем вернуться к значимым для нас лицам; мы можем прислушиваться к ним и извлекать пользу из их мнений и советов, без какого бы то ни было чувства связанности и ограниченности последними; мы можем сами решать, что для нас лучше. Мы принимаем этих лиц во внимание, но они над нами более не властны.

    Критерием подлинной самостоятельности служит способность быть близким с такими людьми и в то же время свободным от них. При этом ощущение свободы не обязательно должно сочетаться с внешними проявлениями близости.

  3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ СТАДИЙ ПЕРЕХОДА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

    Давайте рассмотрим приведенные выше соображения по-другому, проиллюстрировав их с помощью трех схем.

    3.1. Стадия детства – психологическая зависимость

    Я   Другой

    МЫ РАСТВОРЯЕМСЯ В ДРУГОМ

    Имеет место слияние, полное единение. К сожалению, мы при этом "не существуем". Мы едва ли не полностью забываем о себе, либо отчуждаемся от себя для того, чтобы соответствовать желаниям и ожиданиям других. При этом мы склонны считать других лучшими и более значимыми, чем они есть на самом деле.

    Но зависимость остается зависимостью, а самоотчуждение – самоотчуждением, несмотря на то, что они могут быть безболезненными, и что из такого зависимого положения можно извлекать определенные выгоды.

    3.2. Подростковая стадия – стадия отдаления

    Я   Другой

    ТЕНДЕНЦИЯ К РАЗРЫВУ СВЯЗИ

    Наше существо становится более "осязаемым", определенным, и мы хотим сообразовать с ним свое существование. Другие утрачивают ореол, которым мы их наделяли. Иногда мы даже склонны умалять их значимость для нас.

    Мы отстраняемся от другого и даже выступаем против него или отвергаем его. В самом деле, чтобы ощутить свою свободу от другого лица, от него нужно несколько отстраниться.

    Мы хотим быть самими собой, но еще не можем быть полностью самостоятельными. Мы все еще испытываем некоторую потребность в другом. Но потребность эта со временем будет уменьшаться.

    3.3 Стадия зрелости – самостоятельность

    Я   Другой

    СВОБОДА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ

    Мы оба в равной степени самостоятельны. Наши отношения свободны.

    Мы можем быть в близких отношениях с другим человеком, не попадая при этом к нему в "рабство" и не теряя самостоятельности.

    Мы можем приспосабливаться к другому человеку, не теряя своей индивидуальности.

    Имеет место общение между двумя самостоятельными лицами.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 484
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 11 ИСТОЧНИКИ ОТКРОВЕНИЯ Символы могут оказывать глубокое
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 12 ЦВЕТОК ОТКРЫВАЕТСЯ В жизни бывают моменты,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 13 ЛУЧШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ По одной восточной легенде,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 14 ПАТОЛОГИЯ ВЫСОТ Это может показаться странным,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 15 ВАША ЖИЗНЬ, ВАШЕ ТВОРЕНЬЕ Гусеница становится
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 16 ЧЕМ МЫ ЖИВЫ У Толстого есть
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 17 ПРЕКРАСНОЕ Наше истинное существо прекрасно. Нам
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 19 БЕСКОНЕЧНОСТЬ Стул, на котором вы сейчас
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 10 ШКОЛА ЖИЗНИ Поскольку мир не приспосабливается
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 9 УМ ОСТРЫЙ И ЖИВОЙ Наши мысли
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Введение УВИДЕТЬ ЦЕЛОЕ Человеку, который много лет искал
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 1 СОСРЕДОТОЧЕНИЕ С помощью психологических упражнений, приведенных
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 3 КАРТЫ Прежде чем идти дальше, давайте
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 4 МНОЖЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ Одно из самых вредных
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 5 СОВЕРШЕННО НЕИЗМЕРИМОЕ Несколько лет назад мне
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 6 ВОЛЯ Воля, при надлежащем к ней
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 7 ТИГРЫ ГНЕВА Повсюду на нашей планете
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 8 ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА В период моего обучения
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 20 ТИШИНА На протяжении столетий внутренняя тишина
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Эпилог Под конец я хотел бы привести еще
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 2 ОТБЛЕСКИ ДАЛЕКОГО МИРА Бессознательное по определению
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 18 СИНТЕЗ Гармоничное единство противоположностей 150 этосостояние,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь